Статья на тему «Современные тенденции в иноязычном образовании в средней школе»

0
0
Материал опубликован 15 March 2023

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Глобальные тенденции и влияние различных мощных факторов повлияли на изменения в содержании образования, как нашей страны, так и других стран мира. Из ярко выраженных факторов можно выделить рост профессиональных обменов и интеграционные общественные процессы, свободный доступ к информационным ресурсам всемирной сети Интернет и, несомненно, качественное образование в нашей стране и за рубежом.

В России особенно актуальной становится проблема совершенствования качества иноязычного образования. В настоящее время это происходит в условиях введения новых федеральных образовательных стандартов. За последнее время созданы реальные возможности для обогащения образовательного процесса разнообразной ресурсной базой. Это вариабельные отечественные УМК нового поколения с программно-методической и ресурсной поддержкой авторских коллективов, включающих российских и зарубежных авторов и учителей ; это различные интернет-ресурсы и вебинары для учителей и учащихся , всероссийские и региональные семинары, олимпиады различного уровня; высокий уровень квалификации педагогов. Понятно, что с помощью современных учебников и различных учебных материалов, которые отражают новейшие тенденции в области развития методики и педагогики, а также взаимодействия учителя и ученика, возможно, придти к решению проблемы эффективного повышения качества обучения.

Перед современным учителем наше государство поставило одну из важнейших задач, которая является приоритетной — воспитание личности. Поэтому становится важным выбор содержания и способы обработки и презентации содержания в совместной деятельности учителя и ученика.

Существующие тенденции обучения иностранным языкам в современном образовании предусматривают тесную взаимосвязанность прагматического и культурного аспектов содержания, при этом предусматривают решение задач как воспитательного, так и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.

Введение национальных стандартов в обучении иностранному языку и международной системы оценки уровня языковой компетенции, переход к личностно-ориентированной парадигме, актуализация раннего обучения языку, использование новых технологий обучения, а также повышение профессиональной квалификации учителей – все это можно отнести к общим тенденциям современного иноязычного образования. Все эти тенденции свидетельствуют о переходе к новому качеству языкового образования.

Современный человек, говорящий на иностранном языке, а возможно и не на одном, увеличивает как свой культурный потенциал, так и страны, в которой живет. Поэтому в средней общеобразовательной школе большое внимание уделяется иноязычному образованию. Основной задачей иноязычного школьного образования в 21 веке является создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Но существует проблема, которая является одной из самых актуальных в международном, национальном и региональном педагогическом сообществе – это постоянное усовершенствование форм и методов владения иностранным языком.

Можно выделить следующие тенденции: усиление вариативности, расширение поликультурности и языковой проблематики, индивидуализация процесса обучения, открытость, доступность и прозрачность образования, закономерность в изучении иностранного языка и т.д.

Рассмотрим каждую.

Усиление вариативности обучения иностранному языку обеспечивает педагогический плюрализм, при котором учащимся предоставляется возможность учиться в разных типах общеобразовательных учреждениях и формировать различные траектории обучения ИЯ. Тенденция усиления вариативности в последнее время хорошо просматривается в возможности использования учителями и педагогами различных отечественных и зарубежных УМК ; различных методов и технологий обучения.

Расширение поликультурности и языкового плюрализма способствуют процессу непрерывного развития языковой личности. Развитию данной тенденции способствовали необходимость учащимися и родителями изучения иностранного языка на раннем этапе и введение с 2004 года нового базисного учебного плана.

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка предусматривает создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере сможет проявить свои способности и свою индивидуальность. Индивидуализация предполагает учет интересов, личного опыта учащихся и обеспечение мотивации обучения. Например , для одаренных детей разрабатываются специальные программы.

Открытость – это тенденция, которая предполагает доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля. Новые форматы аттестаций в 9-х и 11-х классах, ЕГЭ по английскому языку заставили учащихся и учителей осознать важность знакомства с критериями оценивания разных видов заданий и умениями их применять на практике для оценивания и самооценивания.

Автономия связана с развитием новой личностно – деятельностной парадигмой образования. Без ее развития невозможна успешная социализация выпускников школ. Умение самостоятельно работать, используя различные стратегии, и успешно решать проблемы, связанные с изучением ИЯ, помогут учащимся развить академические умения и справиться с вузовскими программами.

Расширение интернационализации обучения. Интернационализация стимулирует мобильность учащихся, дает им возможность учиться не только в России, но и за рубежом. Растет количество учащихся, сдавших зарубежные экзамены разных уровней.

Следующая тенденция связана с развитием интегративности и комплексности, которые обеспечивают полифункциональность и межпредметность обучения. Профилизация обучения предполагает интеграцию дисциплин, приемов обучения.

Рассмотренные нами общие тенденции и проблемы иноязычного образования находят свои пути решения на региональном уровне. Ключевой фигурой данного процесса является учитель иностранного языка, эффективность профессиональной деятельности которого зависит от уровня лингвистической, методической и межкультурной компетентности.


Литература

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, М.: Аркти, 2004.

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика, М.: Изд-во Академия, 2006. – 335с

Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. – М.: Просвещение, 2000. – 170 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования . – М.: Просвещение, 2013



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.