Статья на тему «Инновационная деятельность педагога в современном образовании»
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
И.А. Швалёв
учитель
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус», г. Колпашево
E-mail: uropek.94@mail.ru
Аннотация. В статье раскрывается связь инноваций, современных технологий и робототехники. Также обозначена сущность понятий «инновационная деятельность», «инновация» и их взаимосвязь с понятиями «инновация», «новшество», «нововведение».
Ключевые слова: педагогические технологии, современные технологии, инновации, образовательные технологии, робототехника.
Инновация (innovatis: in – в, novus – новый) в латинском языке означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Значит, инновация – это, с одной стороны, процесс обновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную практику. [1]
Теория инноваций в образовании – это новая область научно-педагогического знания. Предметом теории инноваций являются исследования интеграции развития, освоения и интеграции новшеств. Теория инноваций в образовании – это инновационный процесс в системе образования, инновационная деятельность, новизна и инновационная среда, в которой протекают инновационные процессы. Инновационные процессы рассматриваются в трех основных аспектах – социально-экономическом, психологическом и организационно-нормативном. Эти аспекты определяют общий климат и условия, в которых протекают инновационные процессы и которые либо препятствуют, либо облегчают инновационный процесс. Более того, инновационный процесс не носит стихийного характера, а скорее сознательно регулируется. Интеграция новшеств – это очень важная новая функция.
Инновационная деятельность – это не что иное, как система проводимых мероприятий по обеспечению инновационного процесса на определенном уровне образования. Новшества в образовании проявляются как творческое освоение новых идей и принципов, что в единичных случаях приводит к тому, что они становятся типовыми проектами, содержащими условия для их адаптации и применения. По видам деятельности выделяют педагогические, снабженческие и административные новшества. Существует два типа инновационных явлений: педагогическая инновационная теория (инновации в системе образования) и инновационное обучение. В то время как педагогическая инновационная теория связана с реструктуризацией и модификацией, совершенствованием и изменением образовательной системы или ее отдельных частей, характеристик и аспектов (создавая новые правовые акты, новые структуры, модели, парадигмы обучения, формы интеграционных связей и т. д.), инновационное обучение определяется как особый вид овладения знаниями и как продукт сознательной, целенаправленной и научно обоснованной деятельности в образовательном процессе.
Инновационное обучение – это обучение, которое стимулирует инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде. Она выступает как активная реакция на проблемные ситуации, которые возникают перед каждым отдельным человеком и обществом в целом. Она призвана подготовить не только “обучающегося человека”, но и “действующего человека”. Более того, в инновационном процессе присутствуют все элементы поддержки обучения, вопрос лишь в определении соотношения между репродуктивным и продуктивным, активным и творческим компонентами.
Анализ исследования показал, что в современный период инновационные изменения следуют таким направлениям, как: формирование нового содержания образования; разработка и применение новых технологий обучения; применение методов, приемов и средств обучения, новых программ; создание условия для личностного самоопределения в процессе обучения; изменение вида деятельности и стиля мышления учителей и учеников, изменение их отношений, создание и развитие творческих инновационных групп.
Инновационное обучение – это творческий процесс, связанный с разработкой и применением в учебном процессе исследовательской, учебно-игровой, моделирующей и других видов деятельности. Очевидно, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим очень важно, чтобы образование будущих учителей школ основывалось не только на фундаментальных знаниях в выбранной области, но и на общей культуре, в том числе информационной. Современный учитель должен уметь не только учить «своему» предмету, но и владеть навыками использования инновационных технологий и творчески применять их в конкретной образовательной области. В этих условиях возникает задача подготовки не просто педагога, умеющего использовать новые технологии, а исследователя, новатора и экспериментатора, личности, способной к творческому поиску, критической оценке историко-педагогического наследия и адаптации к современному обществу и постоянным изменениям информационных технологий. Необходимо подготовить педагога к инновационной деятельности, которая включает в себя повышение квалификации в области современных технологий, а также развивать у него готовность к инновационной деятельности в области использования инновационных технологий и к обучению в соответствии с требованиями современного общества.
Инновационная трансформация современной технической среды и обновление технической деятельности общества должны найти отражение в содержании школьного образования. Преподавание должно быть направлено на формирование знаний, умений и компетенций, позволяющих подрастающему поколению успешно интегрироваться в современные социально-технические системы, эффективно поддерживать и развивать научно-технический потенциал общества. Содержание образования в этой связи должно включать разделы, касающиеся направлений технических инноваций. Одним из таких направлений является робототехника.
В ходе исследования были выявлены наиболее значимые образовательные функции робототехники. Знания и разграничение этих функций практикующим учителем имеет решающее значение, поскольку способствует его целенаправленным усилиям на внедрение их в учебный процесс по определенному предмету. Изучая робототехнику, учащиеся исследуют новый и социально значимый пласт современной технической культуры: они приобретают современные знания и умения, осваивают соответствующие технические и технологические компетенции. Занятия с применением робототехники способствуют закреплению и продвижению предметных знаний, формированию предметных познавательных способностей и практических навыков, усвоению универсальных учебных действий. Особая роль классов робототехники – реализация междисциплинарных связей, потому что робототехника – это междисциплинарная сфера деятельности. Есть разные области применения роботов. В области точных наук робототехника активно внедряется в образование, к примеру, конструирование роботов для демонстрации законов физики. Также есть много примеров интеграции робототехники не только в области математических и научных знаний, но и в гуманитарной сфере деятельности (реконструкция исторических событий, моделирование и изучение взаимодействий различных социальных групп, решение проблемы социальной адаптации, социальных услуг и др.). Междисциплинарный характер занятий по робототехнике способствует не только идентификации и пониманию взаимосвязи наук, а также классификации и обобщению знаний (научных и математических, гуманитарных наук), достижению учащимися метапредметных учебных результатов. Робототехника – новое демонстрационное средство, стимулирующее активное понимание учебного материала курса. Роботизированные демонстрации отличаются высоким качеством, регулируемой скоростью представления данных, они могут сопровождаться визуальными, механическими и звуковыми эффектами, привлекающими внимание школьникам к важнейшим элементам учебного материала и повышению интереса к его изучению. Робототехнику можно рассматривать как эффективное средство индивидуализации обучения. Это обеспечивается не только соответствующими методиками работы учителя, но также благодаря разнообразным обучающим робототехническим комплектам, а также сопутствующим учебным материалам, направленным на развитие технического творчества у детей разного возраста и уровня подготовки к занятиям техническим моделированием и дизайном.
Использование учебной робототехники в учебном процессе по предмету обеспечивает активное развитие у учеников всего комплекса познавательных процессов (восприятие, представление, воображение, мышление, память, речь). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией к занятиям робототехникой. Непосредственный ручной труд и активная практика решения конкретных технических проблем, самостоятельное успешное решение проблем – еще более значимые факторы этого влияния. Занятия робототехникой способствуют формированию у ребенка широкого спектра личностных качеств (его потребностей и мотивов, самостоятельное поведение и инициативность, трудолюбие, ответственность за качество выполняемой работы, коммуникабельность и толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации и др.). Роль образовательной робототехники особенно высока. Важна для развития личных качеств, повышения эффективности взаимодействия с другими людьми. Самыми важными навыками, по мнению многих авторов, являются умение работать в команде. На самом деле, сделать качественную роботизированную систему в одиночку довольно сложно при его разработке требуются междисциплинарные решения. Это, в первую очередь, работа в команде, обеспечивающей благоприятное условия для развития широкого спектра коммуникативных компетенций учащихся. Работа в команде по созданию робототехнических систем обычно ассоциируется с проектным обучением.
Исследования позволяют сделать ряд важных выводов. Необходимое изучение робототехники в средней школе как области знаний и технического творчества обусловлено современными тенденциями развития социальной инфраструктуры, связанными с ее обогащением роботизированными объектами. Внедрение элементов системы знаний о робототехнике в предметную образовательную программу и формирование у учащихся начального опыта освоения как области современных технических знаний должно быть органичным по своему характеру и не противоречить целям обучения предмету. Робототехника может и должна быть представлена в теме образование (например, по физике). Внедрение робототехники как трехкомпонентной образовательной технологии может существенно обогатить образовательную программу необходимыми прикладными знаниями и учебной деятельностью. Показателями преподавания экспериментальной физики с использованием робототехники являются:
интерес школьников к учебе;
качество освоения учебной программы по физике;
готовность сделать выбор в пользу физики и математики;
содержание профессиональных устремлений в области естественных науки и техники.
Список литературы
Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. – 1280 с.
Белиовская Л.Г., Белиовский Н.А. Роботизированные лабораторные работы по физике. Методическое пособие - М.: ДМК Пресс, 2016.
Ершов М.Г. Робототехника как объект изучения в курсе физики средней школы // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 3. - С. 117-125.
Оспенникова Е.В., Ершов М.Г., Оспенников А.А. Применение образовательной робототехники в учебном процессе по физике // Вестник ПГГПУ. - 2016. - № 12. - С. 117-142.
Сайт российской ассоциации образовательной робототехники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raor.ru/ (дата обращения: 18.01.2020)
Темирбулатова А.Р. Роль робототехники в повышении эффективности современного образования // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. В 2-х частях. Ч.2. – Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2019.
LEGO education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru (дата обращения: 15.01.2020).
LegoMinstormsEV3. Руководство пользователя [https://le-www-lives.legocdn.com/ev3/userguide/1.4.0/ev3_userguide_ru.pdf]. - Открытый доступ: https://education.lego.com/ru-ru/support/mindstorms-ev3/user-guides.