12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна256
Украина, ДНР, Донецкая область, г. Донецк
2

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (Материалы семинара классных руководителей и кураторов ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации» 07.10.2020)

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Материалы семинара классных руководителей и кураторов ГПОУ «Донецкий техникум химических технологий и фармации»

(в дистанционном режиме)

07.10.2020

К.Д. Ушинский считал, что «Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями - его тело, душу и ум». Оно играет важнейшую роль в жизни человека. В значительной степени зависит именно от воспитания успешность человека, его умение жить в обществе. Целью воспитания сегодня является формирование морально-духовной, жизненно компетентной личности, успешно самореализующейся в социуме как гражданин, семьянин, профессионал. Поэтому современные условия жизни требуют от педагогов и родителей иной позиции по обучению и воспитанию.

Поэтому содержание воспитательной работы техникума чутко реагирует на запросы рынка труда, жизненные реалии, оно проходит через систему ценностей и качеств личности, развивается и проявляется через ее собственные отношения.

Педагогический коллектив техникума привлекает обучающихся к различным формам творческой и общественно-полезной деятельности: познавательной, здоровьесберегающей, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, профориентационной, игровой, культурной, рекреационной, экологической, организуемой в часы досуга, то есть во внеучебное время.

Для воспитательной работы используются различные воспитательные технологии.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигнуть поставленные воспитательные цели [1].

Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

В разных источниках можно встретить различную классификацию инновационных воспитательных технологий. Педагогические технологии могут классифицируются по следующим признакам:

по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

по подходу к ребёнку [3].

К современным воспитательным технологиям относятся такие технологии, как:

технология проектного обучения;

личностно-ориентированная технология;

здоровьесберегающая технология;

технология учебной деловой игры;

технология развития критического мышления;

ИКТ-технологии;

технология КТД;

технология проведения учебных дискуссий;

технология сотрудничества;

тренинги;

технология создания ситуации успеха;

шоу-технологии;

интерактивные технологии;

ситуативные технологии и т.д. [2].

В практику работы Донецкого техникума химических технологий и фармации внедряются воспитательные технологии, целью которых является не навязывание правил и норм и принудительное их выполнение, а создание условий для осмысления сути нравственных правил и норм, их целесообразности, добровольного восприятия, творческого применения, приобретения опыта морально-ценностного отношения к себе, к людям, к окружающему миру.

Используются следующие современные педагогические воспитательные технологии.

Проектная технология. Особое место в системе воспитательной работы техникума занимает проектная деятельность. Как показывает практика, только самостоятельная исследовательская, поисковая деятельность переводит эту деятельность в творческие поступки, высокий уровень морально-этического поведения личности, а, следовательно, ведет к успеху. В проектной деятельности внимание классного руководителя и преподавателя акцентируется на следующих аспектах:

- развитие творческой личности студента - выявление и становления их индивидуальных особенностей;

- уровне личностно-воспитательных достижения обучающихся.

Традиционным является проведение тематических массовых мероприятий по вопросам патриотического воспитания обучающихся. Студенты создают мультимедийные проекты, где освещают события Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, войны на Донбассе.

Создание таких проектов позволяет обучающимся обогатиться духовно, повысить личный уровень, научиться общаться, получить незабываемые впечатления от содержательного досуга. Следует отметить ежегодный проект «Бессмертный полк», в котором студенты проводят поисково-исследовательскую работу по описку материалов о своих предках, земляках, принимающих участие в Великой Отечественной войне.

Личностно-ориентированные технологии: индивидуальные беседы, поручения, творческие задания, которые выполняют студенты. При их выдаче следует учитывать индивидуальные особенности студентов. Нельзя требовать от студента невозможного, нужно объективно оценить его способности. В противном случае у студента, не справившегося с поставленной задачей, может сложиться комплекс неполноценности.

Нельзя воспитать настоящего гражданина, без воспитания любви к техникуму. В техникуме есть своя символика, логотип, который размещен на стендах в аудиториях, коридорах, на входе в учебный корпус. Это способствует формированию у студентов чувства гордости за свой техникум, за то, что они здесь учатся. Большое внимание уделяется развитию студенческого самоуправления.

Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья обучающихся; создание благоприятного психологического климата на занятии; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с молодых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Традиционные дни здоровья, соревнования и конкурсы по командным играм, тренинги специалистов системы здравоохранения проводятся в техникуме постоянно. Их цель - пропаганда среди обучающихся здорового образа жизни, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Также очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных дисциплин, в частности, БЖД, экология и т.д. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить междисциплинарные связи, но и показать студенту, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье [2].

Технология создания ситуации успеха. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. И именно ситуация - это то, что способен организовать педагог [4].

ИКТ технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе стало одной из самых распространенных технологий. Об этом свидетельствует проведение брей-рингов, ток-шоу, конференций с использованием ИКТ.

Достаточно популярной среди преподавателей и студентов техникума стала такая форма работы, как компьютерная презентация. Очень эмоционально проходят недели цикловых комиссий, праздники с использованием аудиовизуальных материалов и компьютерных презентаций.

Интерактивная акция. Это ряд мероприятий информационно-просветительского направления (например, распространение специальной литературы, буклетов, памяток, тематических календарей), деятельность которых направлена ​​на предупреждение негативных явлений в образовательной среде и т.д. Эти акции могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью тематического концерта или игровой программы. Информационные материалы можно распространять в рамках проведения любой из театрализованных форм (в начале или по окончании мероприятия).

Во время проведения недели правовых знаний, направленной на профилактику и предотвращение формирования у студентов негативных привычек, черт характера, проявлениям асоциального поведения подростков, выпускаются и распространяются буклеты и памятки: «Скажи наркотикам нет», «Закон и мы», и другие.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД). Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полноценная жизнь студенческого и педагогического коллектива, и в то же время - их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни педагоги действуют вместе со студентами.

Технология сотрудничества. Данная технология эффективно влияет на то, что стирается грань между преподавателем - руководителем и студентом - подчиненным, и появляется возможность помочь найти точки пересечения общих интересов.

Тренинговые занятия Тренинг («Уроки толерантности», «Я и моя группа», «Права и обязанности», и др ) позволяет решать широкий круг задач: от формирования знаний, умений и навыков к выработке сложных комплексов идей, предложений, планов или программ. Преимущества тренинга как метода обусловливается еще и тем, что студенты учатся эффективнее, когда должным образом ценится их собственное знание и способность что-то сделать или предложить свою идею, когда они имеют возможность поделиться и проанализировать собственный опыт в комфортном для них среде.

Интерактивные формы работы. Активно применяются интерактивные формы работы: ток-шоу, интеллектуальные игры, заочные путешествия, экскурсии, смотры-конкурсы, тренинги, ролевые игры, диспуты, презентации, выставки студенческого творчества, книжные выставки, стенгазеты, тематические стенды, видеоролики и тому подобное.

Именно такой подход является основой для определения путей развития образовательного учреждения и внедрение разноплановых инноваций.

Использованные источники

Калацкая Н.Н. Современные методы и технологиии воспитания. Конспект лекций. – Казань: Казанский (Приволжский) федеоальный университет, 2014. – 275 с.

Осетрова Л.Д. Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/612539/

Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Изд. 2-е допол.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-4210 с.

Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/tiekhnologiiasozdaniiasituatsiiuspiekhavvospitatielnomprotsiessie

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.