Стать «Особенности обучения детей с ОВЗ: современные технологии, методики»
Особенности обучения детей с ОВЗ: современные
технологии, методики
Ходжава Хатуна Шотаевна
логопед-дефектолог МАОУ «СОШ № 1»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Детей, имеющих отклонения в развитии, становится больше, поэтому и возникает острая необходимость их социализировать и обучить.
Основным направлением является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является путь «безбарьерного доступа» и комфортного пребывания в образовательной среде.
Приоритетным направлением для педагога в работе с ребенком ОВЗ является индивидуальный подход, в зависимости от особенностей развития и возможностей ребенка. Первоначальным условием для работы является необходимость использования специальных методов, приемов, средств обучения и компьютерных технологии. Возникает необходимость в основном индивидуализировать обучение, так как таким детям очень сложно адаптироваться среди нормативно развивающихся детей. Но ограждать ребенка с ОВЗ полностью от класса не стоит. Ни в коем случае! Необходимо постепенно предлагать возможность поприсутствовать на уроках: физической культуры, рисования и технологии. Таким образом, ребенок привыкает к окружающим, существующим правилам на уроке, необходимости взаимодействовать с учителем или с детьми. Конечно, это все происходит не сразу.
Дефектолог имеет возможность применять различные коррекционные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, логоритмика.
В деятельности логопеда-дефектолога, впрочем, как и любого учителя, работающего с детьми ОВЗ возникает необходимость вовлечения в совместную деятельность. Повысить мотивацию ребенка помогают существующие разнообразные компьютерные технологии. Роль информационно-коммуникационные технологии очень высока и существенна. Любой ребенок, с особенностями и без, легко и с удовольствием увлекается компьютером, играми и различными видами презентациями. Дети с интеллектуальными нарушениями пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, монотонных повторений слогов и слов на заданный звук. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается. Учащиеся, посещающие мои занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.
Положительным моментом является и то, что применение информационно-коммуникационные технологии доступно на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка до формирования связной речи.
При подготовке к своим занятиям с использованием ИКТ, исходя из его целей, при отборе учебного материала, я соблюдаю основные дидактические принципы:
систематичности и
последовательности,
доступности,
дифференцированного подхода и др.
На моих занятиях словесные методы сочетаются с наглядным материалом. При этом компьютер не заменяет меня, а только дополняет. Наряду с текстами и устными объяснениями, я использую демонстрационные презентации. Они бывают нескольких видов:
иллюстрация в виде фотографии или рисунка;
текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;
письменные задания и образцы их выполнения.
В презентации включаю наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое, при необходимости подбираю весь материал по конкретной теме.
Такая практика позволяет решить многие проблемы коррекции речи, позволяет предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти.
Другой положительный момент состоит в том, что речевой материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по грамматическим темам. Это позволяет воплощать индивидуальный подход. Все занятия проходят в игровой форме, что создает дополнительную мотивацию для активного участия ребенка в коррекционном процессе (онлайн-раскраски, онлайн-игры).
Существует онлайн-игры, которые помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.
Я использую компьютер на занятии, как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-7 минут. До начала занятия и в конце занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику.
Немаловажную роль на занятиях отводится здоровьесберегающей технологии, цель которой - обеспечить возможность сохранения здоровья. Самым главным в использовании такой технологии – это рациональная организация занятия. Для большей мотивации считаю, необходимостью частую смену деятельности. Физкульминутки, подвижные игры также демонстрирую с помощью информационно-коммуникационных технологии.
Таким образом, использование компьютерных программ и онлайн-игр в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу, предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих реальному уровню и «зоне ближайшего развития» ребенка, активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, повышают познавательный интерес, создают положительный эмоциональный фон, помогают детям развить очень важные компетенции не только для преодоления речевого нарушения, но и для жизни в условиях современного информационного общества.
Целью применения информационно-коммуникационные технологии в моей работе является создание условий для формирования у детей компетенций, необходимых для преодоления речевых нарушений, посредством включения информационно-коммуникационные технологии в образовательную деятельность. Отсюда следует, что применение информационно-коммуникационных технологии в коррекционной работе помогает достичь главную цель логопедической работы – максимально преодолеть речевое нарушение.
Под технологией сотрудничества понимается совместная развивающаяся деятельность. Смысл данной технологии в том, чтобы в деятельности обучающего процесса отталкиваться от возможностей ребёнка.
Не мало важно отметить, что все используемые технологии проводятся в игровой форме. А значит базируются на игровых технологиях. Такая форма занятии позволяет сделать развивающий процесс интересным и желанным. Также позволяет, не заключать ребёнка в строгие правила и инструкции. На занятии с применением игровых технологии можно использовать элементы творчества и свободного выбора, в зависимости от настроения и желания самого ребенка.
Особая роль отводится логоритмическим элементам в коррекционном процессе. Логоритмические упражнения позволяют развивать у детей с ОВЗ слух, темп и ритм, которые являются необходимыми элементами для полноценного речевого развития.
В арсенале коррекционного педагога имеются не только перечисленные методы обучения детей с ОВЗ, но и такие методы как песочная терапия, сказкотерапия, кинезиотерапия, и множества других форм работы.
Не маловажной является взаимодействия родителей с педагогами. Без такого взаимодействия работа с детьми с ОВЗ невозможна. Для родителей и законных представителей проводятся индивидуальные и групповые консультации совместно с психологами образовательного учреждения. Такие консультации проводятся для формирования правильной позиции родителей по отношение к школе и ее требованиям. Родители должны взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, они должны понимать насколько они важны и необходимы ребенку.
Все перечисленные методы коррекционного процесса проводятся для преодоления трудностей развития, повышения мотивации познавательной деятельности. В каком, то смысле коррекционный педагог помогает пройти реабилитацию, в результате которой дети с ОВЗ приобретают знания и компенсируют имеющиеся нарушения.
Список литературы:
https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnye-tehnologii-v-obrazovanii/viewer
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 184с.
Егорова Л. В. Зверева Е. А. Орлова М. А. Шаргородская Л. В. Чурилина Е. В. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе: РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва-2015
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.