Доклад «Современные воспитательные технологии во внеурочной и урочной деятельности»
Современные воспитательные технологии
во внеурочной и урочной деятельности
В системе современного образования, на сегодняшний день, всё более актуальным становится применение педагогами всевозможных инновационных технологий в профессиональной деятельности. Информация являет собой стратегический ресурс развития, а знания требуют постоянного обновления, что доказывает непрерывность процесса современного образования. Для начальной школы это значит, что дети должны быть готовы к овладению новейшими средствами информации и способны актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Изменения в образовании сегодня, требуют от педагогов понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения.
Актуальность данной проблемы обусловлена несоответствием стремительного распространения педагогических инноваций, и недостаточным владением ими педагогами. В настоящее время остро возникает потребность глубокого изучения и применения в профессиональной деятельности инновационных технологий в начальной школе. Педагог должен ориентироваться во множестве самых разнообразных технологий обучения, так как главной целью работы учителя является: воспитание эмоционально-эстетической, нравственно-правовой, интеллектуально-информационной, коммуникативной культуры младшего школьника, а также культуры здоровья
В Российском образовании сегодня превалирует принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет прогресс образования: разработка и внедрение различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении результативности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
В настоящее время в педагогическую терминологию прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его определении существуют большие разночтения.
Технология –это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15]
В нашем понимании педагогическая технология определяется как совокупность техник и методик реализации учебного процесса, достижений планируемых результатов обучения, совместная педагогическая деятельность по проектированию, моделированию и организации учебного процесса
Изменения в современном образовании привели к изменению всех составляющих методической системы учителя. Возникла необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, что подразумевает переход с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором учащийся становится активным субъектом процесса обучения. Современный учитель должен уметь моделировать урок с применением разнообразных технологий. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: технологии имитационного моделирования, коммуникативные и проблемно- поисковые технологии.
В своей работе учителя начальной школы используют самые разнообразные технологии.
Технология личностно-ориентированного образования:
Цель: создание всевозможных условий для проявления познавательной активности личности каждого учащегося.
Средства достижения учителем этой цели:
- использование различных форм и методов организации обучения, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание мотивирующей атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без страха ошибиться.
Компьютерные технологии.
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. К техническим достоинствам относят быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра, прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков это создание эффекта присутствия , у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий и интерес. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учеников, следствием чего, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке, повышается результативность.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.
Технология игрового обучения.
В практике нашего начального образования большое распространение получили игровые технологии обучения, характеризующиеся наличием игровой модели, сценарием игры и ролевых позиций.
Игровая технология обеспечивает совокупность эмоционального и рационального в обучении. В игре, благодаря гибкости игровой технологии, учащийся проявляет свою индивидуальность при возникновении ситуациями выбора. Игровые технологии относят к уникальным формам обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учителя и учащихся
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление здоровья детей это общая задача медиков, педагогов и родителей.
Поэтому для создания комфортных условий в школе для полноценного развития школьника, для ведения здорового образа жизни, в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это технологии, программы и методы, направленые на формирование понятия о здоровье как ценности и мотивацию на соблюдение здорового образа жизни.
В начальной школе используются различные типы технологии:
-здоровьесберегающие включают: обеспечение двигательной активности, профилактические прививки,организация здорового питания и витаминизация;
-оздоровительные подразумевают физическую подготовку, физиотерапию, аромотерапию, закаливание, гимнастику, массаж, фитотерапию и арттерапию;
-технологии обучения здоровью реализуются за счет включения определенной тематики в предметы общеобразовательного цикла;
-воспитание культуры здоровья осуществляется с помощью внеклассных и внешкольных мероприятий, фестивалей и конкурсов.
Задачей учителя является оказание помощи каждому ребенку в вопросах определения своих способностей, создание условий для их развития, так как всё это влияет на сохранность и укрепление здоровья ребенка.
Занятия по внеурочной деятельности мы ведём, используя программу «Здоровейка», которая направлена на укрепление здоровья школьников и помогают им заботиться о своём здоровье, соблюдать правила личной гигиены, рационально организовывать свой труд и отдых.
Уроки содержат не только теоретическую информацию о человеке, медицине, экологии, но и практические рекомендации, советы, комплексы процедур по уходу за своим телом. Отдельные темы освещают влияние вредных привычек на здоровье школьника. Особое внимание в программе уделяется здоровому питанию.
Задачей здоровьесберегающей педагогики является эффективная организация режима труда и отдыха школьников, создание условий для работы, обеспечивающих высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Во время уроков проводятся:
• Физкультминутки.
• Дыхательная гимнастика.
• Релаксация.
• Пальчиковая гимнастика.
• Гимнастика для глаз.
Цель физминутки—обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий, повысить или удержать умственную работоспособность детей.
Результаты применения на занятиях пальчиковой гимнастики:
• Развития мышления ребенка.
• Развитие речи.
• Повышение концентрации и распределения внимания.
• Развите памяти, фантазии и воображения.
Во время уроков применяются зарядки-релаксации. По времени это занимает от 3 до 5 минут. Цель релаксации — снять напряжение, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. Видами релаксации могут быть различные движения, игры, пение и танцы.
Также в работе учителя используется гимнастика для глаз, которая улучшает не только зрение, но и оказывает положительное воздействие на артикуляционный аппарат.
Проектная деятельность
Проектная деятельность - это технология направленная на формирование у учащихся практических умений и навыков. Проектный метод основан на концепции деятельностного подхода и помогает организовать процесс обучения, в котором дети получают знания в процессе выполнения и планирования творческих заданий – проектов.
Также во внеурочной деятельности мы используем программу «Учимся создавать проекты». Целями данной програмы обозначены в успешном выполнении действий, относящихся к области: логического мышления и поисковой деятельности.
Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы является просто необходимым аспектом современного начального образования