Выступление «Современные педагогические технологии в воспитательном процессе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новороговская средняя общеобразовательная школа №2
Выступление на методическом семинаре на тему:
«Современные педагогические технологии в воспитательном процессе»
Подготовил учитель английского языка
Рыбченко Анастасия Сергеевна
2019-2020 учебный год
Для воспитания детей нужен не великий ум,
а большое сердце – способность к общению,
к признанию равенства душ.
Симон Соловейчик.
Вот уже 2 год я являюсь классным руководителем 6 «Б» класса. Чем же я могу поделиться с вами? Чего я достигла в этом нелегком, но благодарном, на мой взгляд, занятии? Попробую ответить на этот вопрос.
Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями. В рамках методической темы работаю над вопросами:
1. Как поддержать интерес обучающихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
2. Как повысить мотивацию и вовлечь обучающихся в активную внеурочную деятельность?
3. В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
В настоящее время используются следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе.
Это: - технология проектного метода;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова, Караковского Д.;
- технология создания ситуации успеха;
1. Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
2. Технология сотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех, и работу команды.
3. Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне школы, района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
4. Игровые технологии — включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в средней школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
5. Технологии КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
6. Технологии проектного метода (работа с одаренными детьми). Это владение культурой труда, культурой отношений и общения, профессиональной этикой, это умение критически взглянуть на результаты своей деятельности. Превратиться в профессионала, способного выстраивать разумную систему воспитания в соответствии с возрастом воспитанников и уровнем их развития, профессионала, способного видеть пути развития вверенного ему коллектива
7.Здоровьесберегающая технология.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его.
Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому гласное место в плане воспитательной работы класса занимает программа «здоровье». Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроков физкультуры, спортивные соревнования, нормы ГТО, беседы с привлечением медработника.
Учащиеся всех классов участвуют в школьных и районных спортивных соревнованиях, при сдаче норм ГТО.
8.Особого внимания заслуживает информационно-коммуникативная технология.
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «Информированного общества».
Компьютерное тестирование, компьютерные презентации, приготовленные учащимися – широко применяются на уроках и классных часах, во внеклассных мероприятиях
Используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха ученика. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
9. Поэтому, интересным представляется использование технологии «Портфолио» как одну из форм личностно - ориентированного КТД в рамках воспитательной системы класса. В этом случае, порфолио позволяет судить не только об учебных, но и о творческих, и коммуникативных достижениях ученика.
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Порфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. К сожалению, Портфолио ведут не все учащиеся. Я предлагаю объявить конкурс портфолио «Покори свой Олимп».
10. Технология «Коллаж»
Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
Реализуется в группах.
Предусматривает презентацию
«Добрый – значит щедрый?»
«Я есть часть глобального»
11. Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие.
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией достаточно хорош.