Домашнее задание по физике «Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения» (8 класс)
Мингулова Э.Г., учитель физики
МБОУ "Лицей № 35", НМР РТ
Пояснительная записка
Основные позиции | Описание |
Тема домашнего задания | Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения |
Автор | Мингулова Эльвира Готлибовна |
Класс | 8 класс |
Цель | Содержательная: Дать первоначальные представления о движении Солнца, Луны и планет Солнечной системы. Объяснить причины солнечных и лунных затмений. Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания). |
Задачи | Обучающие: Обеспечить усвоение знаний о движении светил, об особенностях солнечных и лунных затмений. Расширить и углубить знания обучающихся об источниках света, солнечных и лунных затмениях. Сформировать знания о причинах солнечных затмений. Развивающие: Развитие интереса к изучению физики, развитие навыков использования знания в новой, незнакомой ситуации, развитие навыков анализа, обобщения. Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения. Использовать приобретенные знания в практической деятельности. |
УУД | Познавательные: Выделять и формулировать познавательную цель; Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний; Формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Совершенствовать навыки работы с научным текстом, инструкционными материалами; Использовать приобретенные знания в практической деятельности. Коммуникативные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; Осознают качество и уровень усвоения; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, формировать адекватную самооценку; Регулятивные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; Формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Формулировать собственное мнение и позицию; Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе. Личностные: Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Проявлять интерес к изучению темы, желание решать проблему, используя приобретенные знания; Осознание собственных достижений при усвоении учебной темы; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Степень сложности | Дифференцированный характер заданий |
Тип задания | Групповое задание |
Рекомендуемое время на выполнение | 6 дней |
Способ проверки | Представление и защита работы на уроке |
Ресурсы, оборудование для реализации | Компьютеры / ноутбуки с выходом в Интернет в компьютерном классе или дома |
Описание идеи | Класс делится на 8 групп с учетом индивидуальных интересов учащихся: физики, астрономы, историки, художники, биологи, технологи, искусствоведы, литераторы. Каждая группа получает на неделю задание. Через неделю на уроке происходит защита проектов. План работы
Примечание. Пока выступает одна группа, остальные ребята не всегда внимательно слушают своих одноклассников. Для этой цели и был разработан паспорт солнечного затмения, который они в течении урока должны заполнить и сдать на проверку. |
Задания для групп
1 группа «Физики»
Изучите ЦОР N 206049 «Распространение света в однородной среде» на сайте http://school-collection.edu.ru. Для этого на данном сайте введите номер ЦОР, нажмите кнопку «Просмотр», откройте вкладку № 8.
Изучите теорию о солнечном (лунном) затмении и расскажите об этом явлении остальным учащимся, используя рисунок, сделанный художниками.
План ответа
Определение солнечного(лунного) затмения.
Условия возникновения солнечного(лунного) затмения.
Объяснение причины возникновения с точки зрения физики.
2 группа «Астрономы»
Используя ресурсы интернета, ответьте на ряд вопросов.
Какая существует классификация видов солнечного затмения? Определите по рисункам, какой вид затмения представлен.
Как часто бывает солнечное затмение?
Как часто может наблюдаться затмение в одном и том же месте?
Как долго длится затмение?
В какое время года чаще бывает полное солнечное затмение?
3 группа «Историки»
1. Используя ресурсы Интернета, установите, когда произошло первое в истории человечества солнечное затмение, которое было зафиксировано.
2. Найдите в Интернете таблицу «Солнечные затмения XXI века» и установите, сколько затмений и когда можно было наблюдать в России с 2001 по 2018 год. Сколько еще затмений будет на территории России до конца 21 века?
4 группа «Художники»
Изучите теорию о солнечном затмении и нарисуйте схемы полного солнечного затмения и лунного затмения.
5 группа «Биологи»
1. Используя ресурсы Интернет, рассмотрите, как солнечное затмение влияет на животных и человека.
2. Как правильно наблюдать солнечное затмение.
3. Из предложенных вещей выберите те, которые можно использовать при наблюдении затмения.
6 группа «Технологи»
Изучите существующие способы наблюдения солнечного затмения. Кратко расскажите о них. Какой из этих способов вы бы предпочли для домашнего наблюдения и почему? Или предложите свою конструкцию.
7 группа «Искусствоведы»
Найдите несколько картин, где запечатлено солнечное затмение. Сделайте небольшую презентацию об истории написания этих картин и их авторах.
8 группа «Литераторы
Найдите и расскажите о литературных произведениях, в которых упоминается о солнечном затмении.
Приложение 1
Паспорт солнечного затмения
Явление | Солнечное затмение |
Условия возникновения | |
Причины возникновения | |
Частота возникновения | |
Продолжительность явления | |
Впервые зафиксировано | |
Даты наблюдений в России | |
Воздействие на животных | |
Воздействие на человека | |
Правила для наблюдения | |
Приборы для наблюдения | |
Известные картины | |
Известные литературные произведения |
Приложение 2
Понятия | Понимаю + Не понимаю - | Могу объяснить + Не могу объяснить - |
Тень | ||
Полутень | ||
Закон прямолинейного распространения света | ||
Солнечное затмение | ||
Лунное затмение |