12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мингулова Эльвира86
Россия, Татарстан респ., Нижнекамск

Мингулова Э.Г., учитель физики

МБОУ "Лицей № 35", НМР РТ

Пояснительная записка

Основные позиции

Описание

Тема домашнего задания  

Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения

Автор

Мингулова Эльвира Готлибовна

Класс

8 класс

Цель

Содержательная:

Дать первоначальные представления о движении Солнца, Луны и планет Солнечной системы.

Объяснить причины солнечных и лунных затмений.

Деятельностная:

Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Обучающие:

Обеспечить усвоение знаний о движении светил, об особенностях солнечных и лунных затмений.

Расширить и углубить знания обучающихся об источниках света, солнечных и лунных затмениях.

Сформировать знания о причинах солнечных затмений.


Развивающие:

Развитие интереса к изучению физики, развитие навыков использования знания в новой, незнакомой ситуации, развитие навыков анализа, обобщения.


Воспитательные:

Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.

Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности.

УУД

Познавательные:

Выделять и формулировать познавательную цель;

Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

Формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Совершенствовать навыки работы с научным текстом, инструкционными материалами;

Использовать приобретенные знания в практической деятельности.


Коммуникативные:

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней;

Осознают качество и уровень усвоения;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

Формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Личностные:

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Проявлять интерес к изучению темы, желание решать проблему, используя приобретенные знания;

Осознание собственных достижений при усвоении учебной темы;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Степень сложности

Дифференцированный характер заданий

Тип задания

Групповое задание

Рекомендуемое время на выполнение

6 дней  

Способ проверки

Представление и защита работы на уроке

Ресурсы, оборудование для реализации

Компьютеры / ноутбуки с выходом в Интернет  в компьютерном классе  или дома

Описание идеи

Класс делится на 8 групп с учетом индивидуальных интересов учащихся: физики, астрономы, историки, художники, биологи, технологи, искусствоведы, литераторы.  Каждая группа получает на неделю задание. Через неделю на уроке  происходит защита проектов.

План работы

  • Организационный момент.
  • Формирование команд.
  • Оглашение регламента работы и заданий для групп.
  • Работа над заданиями в группах.
  • Защита проектов в классе. В процессе выступления каждой группы ученики заполняют паспорт солнечного затмения (приложение 1)
  • Подведение итогов и объявление результатов.
  • Рефлексия (Приложение 2).  

Примечание. Пока выступает одна группа, остальные ребята не всегда внимательно слушают своих одноклассников.  Для этой цели и был разработан паспорт солнечного затмения, который они в течении урока должны заполнить и сдать на проверку.


Задания для групп

1 группа «Физики»

Изучите ЦОР N 206049  «Распространение света в однородной среде» на сайте http://school-collection.edu.ru. Для этого на данном сайте введите номер ЦОР,  нажмите кнопку «Просмотр», откройте вкладку № 8. 

Изучите теорию о солнечном (лунном) затмении и расскажите об этом явлении остальным учащимся, используя  рисунок, сделанный художниками.

План ответа

Определение солнечного(лунного) затмения.

Условия возникновения солнечного(лунного) затмения.

Объяснение причины возникновения с точки зрения физики.

image%28100%29.png

2 группа «Астрономы»

Используя ресурсы интернета, ответьте на ряд вопросов. 

Какая существует классификация видов солнечного затмения? Определите по рисункам, какой вид затмения представлен.

https://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/52/400px-Full-rus.svg.png


https://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/52/400px-Annular-rus.svg.png

image%2899%29.png     image%28102%29.png    image%28103%29.png

Как часто бывает солнечное затмение?

Как часто может наблюдаться затмение в одном и том же месте?

Как долго длится затмение?

В какое время года чаще бывает полное солнечное затмение?


3 группа «Историки»

1. Используя ресурсы Интернета, установите, когда произошло первое в истории человечества солнечное затмение, которое было зафиксировано. 

2. Найдите в Интернете таблицу «Солнечные затмения XXI века» и установите, сколько затмений и когда можно было наблюдать в России с 2001 по 2018 год. Сколько еще затмений будет на территории России до конца 21 века? 


4 группа «Художники»

Изучите теорию о солнечном затмении и нарисуйте схемы полного солнечного затмения и лунного затмения. 


5 группа «Биологи»

1. Используя ресурсы Интернет, рассмотрите, как солнечное затмение влияет на животных и человека.

2. Как правильно наблюдать солнечное затмение.

3. Из предложенных вещей выберите те, которые можно использовать при наблюдении затмения.


6 группа «Технологи»

Изучите существующие способы наблюдения солнечного затмения. Кратко расскажите о них. Какой из этих способов вы бы предпочли для домашнего наблюдения и почему? Или предложите свою конструкцию.


7 группа «Искусствоведы»

Найдите несколько картин, где запечатлено солнечное затмение. Сделайте небольшую презентацию об истории написания этих картин и их авторах.   


8 группа «Литераторы

Найдите и расскажите о литературных произведениях, в которых упоминается о солнечном затмении.


Приложение 1

Паспорт солнечного затмения


Явление

Солнечное затмение

Условия возникновения


Причины возникновения


Частота возникновения


Продолжительность явления


Впервые зафиксировано


Даты наблюдений в России


Воздействие на животных


Воздействие на человека


Правила для наблюдения


Приборы для наблюдения


Известные картины


Известные литературные произведения



Приложение 2


Понятия

Понимаю +

Не понимаю -

Могу объяснить +

Не могу объяснить -

Тень



Полутень



Закон прямолинейного распространения света



Солнечное затмение



Лунное затмение



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.