12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Березниченко Анастасия Александровна56
Россия, Ростовская обл., Таганрог

Пояснительная записка

В современной образовательной системе СПО наличие домашнего задания заменено разнообразными видами самостоятельной внеаудиторной работы. Несмотря на то, что дисциплина ОУДБ. 01.Русский язык входит в общеобразовательный цикл, ее результаты направлены на развитие общих компетенций, а не универсальных учебных действий. В связи с этим, необходимо ориентировать самостоятельную работу на профессиональную деятельность и такие ее виды и формы, которые подготовили бы современного выпускника СПО к возможным формам ее реализации.

Так современное домашнее задание представляет в моей работе обязательный разноуровневый подход и заранее обозначенные критерии оценки, что позволяет обучающимся самостоятельно выбирать ту степень готовности, которая адекватна их знаниям, возможностям их продемонстрировать и желанию быть в известной степени оцененными.

На выполнение самостоятельной внеаудиторной работы в планировании заложена половина времени от аудиторной работы, что составляет 45 минут. Однако это максимальное время, рассчитанное на выполнение работы на «отлично». Так как занятие проходит один раз в неделю, то времени на подготовку такого нетипичного задания достаточно.

Одним из наиболее продуктивных домашних заданий является составление тезауруса слова. Данное домашнее задание может быть встроено в систему занятий по теме Лексика или Морфология. Задание подходит группам разной профессиональной направленности, так как развивает умение работать с современным форматом словаря и позволяет расширять словарный запас. Также данное умение способствует ускорению производительности, при написании реферативной, исследовательской(проект), курсовой и дипломной работы.

В данной статье представлен фрагмент из Методических рекомендаций по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, которые находятся на сайте в открытом доступе для обучающихся ОУ.

«2.7.Методические рекомендации по составлению тезауруса слов.

Тезаурус - сложный компонент словарного типа, в котором все значения словаря связаны между собой семантическими отношениями, отражающими основные соотношения понятий в описываемой предметной области знаний. В прошлом термином тезаурус обозначались по преимуществу словари, с максимальной полнотой представлявшие лексику языка с примерами её употребления в текстах.

В состав тезауруса входят лексемы, относящиеся к четырем частям речи: прилагательному, существительному, глаголу и наречию.

В краткий тезаурус входят лексические отношения синонимии и антонимии (Для примерного подбора можно использовать Документ Microsoft Word в разделе Рецензирование выбрать окно Тезаурус или выделить слово и нажать Shift + F7).

Задание: Выберите из профессионального текста 3 наречия и составьте к ним краткий тезаурус.

Алгоритм составления тезауруса

1.Выпишите искомую часть речи, определите ее значение по толковому словарю в соответствии с тем значением, которое подразумевается в тексте, и запишите его.

2. Подберите к слову все возможные синонимы, используя словарь синонимов, и запишите их в алфавитном порядке, выделите (подчеркните) доминанту синонимического ряда.

3. Подберите к слову все возможные антонимы, используя словарь антонимов, и запишите их в алфавитном порядке.

2.7.1 Критерии оценки результата

Уровни
освоения

Характеристика уровня

«5» оптимальный

-Тезаурус подобран и оформлен с использованием словарей синонимов и антонимов, искомое слово имеет полное определение и соответствует значению в тексте, выходные данные словарей указаны
-Тезаурус составлен в алфавитном порядке, синонимическая доминанта выделена
- Орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки отсутствуют

«4» высокий

-Тезаурус подобран и оформлен с использованием словарей синонимов и антонимов и Microsoft Word, искомое слово имеет не полное определение и соответствует значению в тексте
-Тезаурус составлен с небольшими погрешностями ( не более 2), синонимическая доминанта выделена
- Обнаружено не более 2орфографических или грамматических ошибок, и не более 2 пунктуационных ошибок

«3» допустимый

-Тезаурус подобран и оформлен только с использованием Microsoft Word, искомое слово имеет не полное определение или не соответствует значению в тексте
-Тезаурус составлен с погрешностями (более 2), синонимическая доминанта не выделена
- Обнаружено 3 и более орфографических или грамматических ошибок, 3 и более пунктуационных ошибок

«2» неудовлетворительный

-Работа выполнена фрагментарно

- Обнаружено 5 и более орфографических или грамматических ошибок, 5 и более пунктуационных ошибок

-или не выполнена

Профессиональные тексты выданы заранее в начале учебного года. В каждом из них подобрано по три наречия с ограниченным тезаурусом, в который входят не более трех синонимов и антонимов. Словари представлены на сайте колледжа или возможно использование словарей на сайте gramota.ru .

Проверка домашнего задания проводится несколькими способами, в зависимости от уровня группы. Группа с высоким уровнем обученности составляет фрагмент инструкции из разрозненных слов, в который необходимо включить пропущенное наречие из домашнего задания. Довольно часто использую фрагменты из текстов домашнего задания. Важно, чтобы первые три слова в инструкции были верными.

Пример: При отказе управления ( рулем, рычага, высоты, с помощью, полет, самолет в, руля высоты, управления, триммером, вывести, горизонтальный). Пропущенное наречие - немедленно. Ответ: При отказе управления рулем высоты немедленно с помощью рычага управления триммером руля высоты вывести самолет в горизонтальный полет.

Работы в группах со слабым уровнем обученности проверяются индивидуально.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.