Методическая разработка «Современное домашнее задание» по русскому языку
Пояснительная записка
Тема: «Структурно-языковой анализ названий магазинов/графических объектов моего города (посёлка, села)».
Класс: 10 класс
Цели: с помощью комплексного исследования наименований магазинов/графических объектов выработать у школьников навык обнаружения языковых особенностей, а также привить умение анализировать эти особенности и соотносить их с процессами, происходящими в современном русском языке.
Степень сложности: средняя.
Тип задания: индивидуальное (можно групповое, если населённый пункт небольшой).
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 14 дней.
Инструкция к выполнению: выявить как можно больше характерных структурно-языковых особенностей наименований и соотнести их с процессами, происходящими в современном русском языке.
Наиболее оптимальный способ проверки: защита доклада, подкреплённого наглядными материалами (фотографии, презентация) + дискуссия.
Домашнее задание:
На основе двухнедельных наблюдений учащимся предлагается собрать и проанализировать характерные структурно-языковые особенности названий магазинов/графических объектов (на выбор).
Если это названия магазинов, то необходимо рассмотреть способы образования наименования, определить, прямое или переносное значение носит название, имеет в своём составе нарицательное или собственное имя, определить модель построения (если это словосочетание). Выявить, присутствует ли языковая игра и с помощью чего она создана, присутствует ли заимствованная лексика и чем она востребована. Соотнести все языковые особенности с нынешним этапом развития нашего языка.
Если это графические объекты (граффити, надписи и др.), то необходимо определить тип адресата, тематику, функцию, в чём состоит графическая и языковая особенность, наблюдается ли использование иноязычных элементов. Выявить, присутствуют ли орфографические или пунктуационные ошибки. Соотнести все языковые особенности с нынешним этапом развития нашего языка.
На защите своих докладов ученик/группа подкрепляют свои выступления фотографиями наименований магазинов/графических объектов в виде презентации. После защиты каждая работа обсуждается и оценивается классом. Окончательную оценку за домашнее задание ставит учитель.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ракитина Анна Юрьевна