12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья49
Россия, Архангельская обл., Котлас

Современное образование: теория, методика, практика.

Современное образование направлено в первую очередь на индивидуализацию учащихся, равенство, сотрудничество, общение, социализацию. Эти навыки необходимы в быстро меняющейся мировой экономике. На сегодняшний день на рынке труда требуются специалисты с навыками решения проблем и общения, которым можно научиться только с помощью подходов XXI века к обучению.

Семь основных характеристик образования XXI века:

Индивидуальное обучение.

Справедливость, разнообразие и инклюзивность.

Обучение через действия.

Изменилась роль учителя.

Технологии.

Профессионализация учителей.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

1. Индивидуальное обучение – это такой подход к обучению, при котором учитываются индивидуальные особенности учащегося.

Персонализированное обучение предполагает дифференцированное обучение,  чтобы учащиеся могли учиться в соответствии с их личными потребностями. Соответственно педагогу необходимо постоянно корректировать свои методы обучения. Каким способом это можно сделать?

Дифференцировать сложность контента;

Дифференцировать способы доставки контента;

Дифференцированные стратегии оценки.

Примеры индивидуального обучения могут включать:

Дифференцированное обучение;

Индивидуальные учебные планы;

Проекты в классе;

Повышенная свобода выбора в классе.

2. Справедливость, разнообразие и инклюзивность.

В двадцать первом веке концепции социальной интеграции и различия приветствуются. Справедливость, т. е. возможность добиваться равенства результатов. Учителя должны стремиться сокращать разрыв в успеваемости между детьми, вне зависимости от того какими причинами это вызвано.  Разнообразие – это возможность увидеть индивидуальность каждого ученика. И хорошо, когда ребенок как можно раньше начнет понимать, что люди окружающего его – разные. Тогда у такого ребенка проблем с толерантностью в будущем точно не возникнет. Так как, для него разнообразие – это норма.

Инклюзивность – это тоже своего рода разнообразие, и воспитание толерантности в обществе. Также люди с любым уровнем способностей, с физическими недостатками или нарушениями обучаемости имеют право посещать обычные классы. 

Движущими факторами к развитию данного пункта являются:

Переход к социальной модели инвалидности, которая утверждает, что общество должно адаптироваться, чтобы включать людей с ограниченными возможностями обучения и физическими недостатками в обычные классы;

Увеличение культурного разнообразия,  которое поможет понять различия между культурами;

В обществе набирают большую популярность феминистские движения, критические теории что приводит к осознанию необходимости большего гендерного равенства.


 

3. Обучение через действия. Лучше всего любые знания усваиваются на практике. Основная идея подхода «обучение через действие» заключается в том, что человек гораздо лучше познает новое и запоминает, если учится активно, а не через пассивное слушание. Когда дети учатся на практике, то:

Имеют непосредственный опыт применения информации в реальном мире;

Получают возможность учиться методом проб и ошибок;

Изучают информацию, которая приближена к реальной жизни.

4. Изменение роли учителя. Т.е., сегодня при практическом подходе (обучение через практику) ученики являются центром в классе на уроке, в то время как учитель должен помогать, направлять работу учащихся.

5. Технологии. Важно правильно использовать новые технологии в обучении, чтобы помочь учащимся получить доступ к информации. Мы называем технологии, которые помогают учащимся усерднее думать, «когнитивными инструментами» обучения. При этом важно помнить, что каждая технология имеет свой конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методология, технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраиваемых в соответствии с целевыми установками. При этом каждая технология должна выстраиваться на взаимодействии учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации, дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей.

6. Профессионализм учителей. Сегодня самая большая проблема для учителей - это быстро меняющаяся образовательная среда. Новые технологии быстро входят в классы, чтобы помочь нам персонализировать и поддержать обучение для всех наших учеников.

Педагогам нужно время для того, чтобы научиться использовать технологии и новые педагогические  методики для внедрения их в образовательную среду своих классов.

Наряду с технологиями, важно уделять большое внимание выбору методов обучения. Сегодня мы имеем большое разнообразие педагогических методов обучения, в некоторых случаях методы не обладают психолого – педагогическим обоснованием, но это не мешает применять их в учебной деятельности. Так как любые педагогические методы планируются поэтапно и реализуются последовательно., а также гарантируют достижение поставленной цели учащимися.

Среди наиболее популярных методов обучения можно выделить следующие: лекция, тренинг, модульное обучение, семинар, дистанционное обучение, деловая игра, креативные группы, кейсы, работа в парах, мифологемы, метод ротаций, мозговой штурм и т.д.

Остановимся на некоторых из них.

Лекция. Это устная форма передачи информации, в процессе которой применяются средства наглядности. Плюсы лекции в том, что учащиеся ориентируются в больших массивах информации, а педагог может легко осуществлять контроль над содержанием и последовательностью своего изложения. Минусы - отсутствие обратной связи от учащихся, нет возможности учесть их начальный уровень знаний и навыков.

Семинар - представляет собой совместное обсуждение заранее поставленных вопросов, и поиск путей решения определённых задач. Плюсы семинара заключаются в возможности учитывать и контролировать учителем уровень знаний и навыков учащихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом. Минусы – то, что участников должно быть ограниченное количество.

Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей имеет свои цели и методы подачи информации. Положительные моменты данного метода заключаются в его избирательности, гибкости, возможности перестановки его модулей.

Отрицательные - состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и есть вероятность, что он будет воспринят никак целое, а частями. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.

Дистанционное обучение подразумевает применение телекоммуникационных средств, позволяющих учителю обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии. Положительным является то, что метод дает возможность вовлечения большого числа учащихся, в том числе и на дому, возможность выбора учащимися наиболее подходящего времени для занятий. Недостатки - это высокие требования к технической оснащённости образовательного процесса, отсутствие визуального контакта с учителем, как следствие, понижение мотивации у ученика.

Метод кейса или метод разбора конкретных ситуаций основывается на изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой учащимися области знаний и деятельности. Плюсы данного метода: есть возможность организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у учащихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию. Минус - высокие требованиями к организации обсуждения. Все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей педагог должен обладать высокой квалификацией.

 

Список литературы:
1)Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы: Методическое пособие / Л.А. 2)Бурняшева. - М.: КноРус, 2012. - 80 c.
3)Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 c.
4)Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 248 c.
5) Штроо, В.А. Методы активного социально-психологического обучения: Учебник и практикум / В.А. Штроо. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.
 


 

Дата проведения:  9 декабря 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 08.12.21 в 20:13 1Ответить Пожаловаться
Источники заимствования?
Наталья, 09.12.21 в 17:29 1Ответить Пожаловаться
Список литературы:
1)Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы: Методическое пособие / Л.А. 2)Бурняшева. - М.: КноРус, 2012. - 80 c.
3)Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 c.
4)Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 248 c.
5) Штроо, В.А. Методы активного социально-психологического обучения: Учебник и практикум / В.А. Штроо. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.

Потамошнева Наталья Алексеевна, 09.12.21 в 17:39 0Ответить Пожаловаться
Этот список должен быть не в комментариях, а в тексте публикации, как правило, к конце.
Спасибо!
Наталья, 09.12.21 в 20:54 0Ответить Пожаловаться
Почему моя статья не соответствует требованиям, поясните.

Спасибо!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 09.12.21 в 21:42 0Ответить Пожаловаться
Это к администрации сайта, они принимают такие решения. Не эксперты.

Оценивают работу несколько экспертов, а итоговое решение - работа администрации и модераторов.
Я - такой же педагог, как Вы, только чуть раньше зарегистрировалась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.