Статья «Создание дистанционного курса в практике учителя-предметника»

9
2
Материал опубликован 31 August 2019 в группе

Беляева Виктория Александровна,

учитель английского языка, I квалификационная категория, муниципальное автономное образовательное учреждение «Юго-Камская средняя школа»,

Пермский край, пгт. Юго-Камский


Создание дистанционного курса в практике учителя-предметника


В статье рассматривается проблема использования дистанционных технологий как средства индивидуализации обучающихся в процессе их самостоятельной подготовки к ОГЭ по английскому языку. Анализируются понятия, применяемые в дистанционной среде, рассматривается степень их обобщенности и новизны. Подробно представлено, как создание собственного учебного курса и его использование в учебном процессе позволяет организовать обучение на основе системно-деятельностного подхода.


Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления содержат лишь рамочные ограничения.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16 Закона. Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.

Электронное обучение трактуется как образовательный процесс и подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.

Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии, но объединены одной системой деятельности, которая ведет к запланированному результату.

Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ (начиная с 2014 года).

Далее, следуя «букве» закона, должен появиться в школе локальный акт «Положение об организации учебного процесса посредством электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий», закрепляющий право ОУ на применение данных технологий.

Если ещё раз обратиться к понятиям, используемым в дистанционной среде, то некоторые из них не такие уж и новые. Так, термин ДО существует более 20 лет, ДОТ – более 10, а ЭО – активно используется в течение 4-5 последних лет. Некоторые из этих определений являются более широкими, другие – более узкими.

«Дистанционное обучение» - общеупотребляемый термин, под которым подразумевается возможность получения образования без посещения образовательного учреждения (на расстоянии) с получением по итогам обучения определенного документа. При таком подходе все модели дистанционного обучения сводятся к двум типам: без поддержки преподавателя (обучающийся самостоятельно осваивает предлагаемые ресурсы, успешность обучения оценивается и фиксируется самой системой, например, посредством тестирования) – менее эффективная модель; с поддержкой преподавателя (помимо изучения учебных материалов, предусмотрена возможность общения с преподавателем, например, через систему форумов, отсылки заданий на проверку преподавателю с получением комментарий и т.п.) – более эффективная модель.

«Обучение с использованием дистанционных технологий» имеет более широкий спектр реализуемых моделей, при этом получение какого-либо документа, наличие полностью разработанного электронного учебного курса может вовсе не предполагаться. Например, подключение ребенка, находящегося дома, к уроку в классе; выполнение отдельных заданий, выложенных в блоге учителя и т.д.

«Электронное обучение» предполагает еще более широкий спектр моделей, например, использование на уроке в классе ЭОР, размещенных в сети Интернет, выполнение тестов, разработанных учителем и размещенных в локальной сети учреждения. При этом ведение электронных дневников и электронных журналов – не является собственно электронным обучением, это система учета и контроля успешности обучения.

В идеале было бы неплохо иметь своего рода образовательный дистанционный портал, который и будет хранилищем разнообразных моделей дистанционного пространства школы. Но для этого надо из позиции «потребитель» услуг перейти в более активную – «разработчик». Более того, Министерство образования Пермского края выступило с запросом на развитие электронного образования в школах.

Необходимость смены позиции педагога объясняется требованиями как ФГОС, так и вступившего в силу профессионального стандарта, в соответствии с которым учитель должен не только организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, но и сам выступать в роли исследователя. Безусловно, исследовательская деятельность способствует обновлению, переосмыслению образовательного процесса, осуществлению эффективного профессионального взаимодействия и трансляции своего опыта.

Перефразируя слова Шекспира о том, что вся жизнь – театр, сегодня уместно сказать, что жизнь ещё и проект. В последние годы востребованность педагогических проектов велика на всех уровнях, поэтому проектирование как технология может стать хорошим стимулятором педагогических идей. Дистанционный курс, который мне хотелось бы представить в качестве примера, явился как раз продуктом педагогического проектирования.

Почему дистанционный курс? Во-первых, основной учебной единицей многих виртуальных платформ являются учебные курсы. Во-вторых, создание собственного учебного курса и его использование в учебном процессе позволяет организовать обучение на основе системно-деятельностного подхода, а именно:

- включить уч-ся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность;

- построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- спроектировать и сконструировать социальную среду развития обучающихся в системе образования;

- развивать универсальные учебные действия посредством использования компьютерных технологий.

Учебный курс стал формой воплощения проекта под названием «Использование дистанционных форм обучения английскому языку в процессе самостоятельной подготовки к ОГЭ за курс основной школы». Уже из названия понятно, что целевой аудиторией являются обучающиеся 9-х классов, сдающие ОГЭ; объект – грамматическая сторона речи, предмет – дистанционная форма усвоения грамматики. Возникновению идеи способствовал целый ряд причин, связанных и с необходимостью поиска более эффективных форм подготовки к итоговой аттестации, и с противоречием между доступностью интернет-ресурсов для формирования определенных компетенций и качеством языкового образования, если его методически правильно не выстраивать. Вот почему гипотезу исследования мы сформулировали так: дистанционные формы способствуют повышению мотивации изучения языка и совершенствованию грамматических навыков обучающихся и при сочетании с очными формами обучения могут быть эффективно использованы в учебном процессе для подготовки к ОГЭ.

Не надо полагать, что опыт создания дистанционного курса, представленный в данной статье, не лишен изъянов: автор поступала где-то интуитивно, а где-то – методом проб и ошибок. Поэтому надо понять, что при создании курса педагогу, определенно, придется решать ряд проблем.

Первый блок проблем – методические. В круг решаемых вопросов входят: отбор содержания обучения для курса; формулировка целей, задач, объекта и предмета, определение средств обучения при ДО; разработка методического обеспечения процесса ДО; выбор и реализация системы контроля.

Второй блок проблем – организационные. В круг решаемых вопросов входят формы организации и процесс взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса: с администрацией (расписание: первый или последний урок); с родителями (согласие на обработку персональных данных в сети; на участие в дистанционном курсе; психологическая поддержка детей); с обучающимися (сроки сдачи заданий модулей; знакомство с инструкциями, регламентирующими работу в дистанционном режиме и т.д.).

Третий блок – психолого-педагогические, которые включает в себя социально-психологическое регулирование деятельности обучаемых в условиях ДО: организация общения посредством чата, форума; воспитание и формирование личности: личностные УУД (мотивация, обретение смысла деятельности, стремление к успеху); система бейджей.

Четвертый блок – проблемы личностного роста: повышение квалификации в области ДО; участие в работе виртуальных педагогических сообществ; участие в педагогических проектах.

На мой взгляд, целесообразно выделить пятый блок проблем – это проблемы технические. Сегодня на образовательном рынке существует много возможностей для размещения дистанционного курса: облачные сервисы, сайты организаций, системы дистанционного обучения (СДО. Проблема в том, что не все из нас являются специалистами в техническом плане, поэтому остается либо просить помощи у людей, сведущих в информационных технологиях, либо выбирать сервисы попроще. Из числа последних остановлюсь на виртуальных площадках Moodle и Canvas:

MOODLE

CANVAS

- современная платформа;

    удобное распределение содержания учебного материала по блокам;

    есть словарь-справочник, WIKI;

    любой файл, созданный на сервисах Web 2.0, можно загрузить;

    разноообразие форм для системы контроля;

    наличие обратной связи ;

    платная платформа

    ещё более современная платформа;

    простой интерфейс;

    бесплатная платформа;

    можно размещать презентации

(в отличие от Moodle);

    сохранять на самом сервере;

    больше памяти


Как у любой инновации, создание дистанционного курса влечет за собой определенные риски и ограничения:

- психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации.;

-ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности;

- качество интернет-канала;

- медицинские проблемы от долгой сидячей работы;

- ослабление невербальных средств общения;

- педагог испытывает большую физическую и психологическую нагрузки;

- необходимость хорошего владения компьютером;

- большие трудозатраты;

- часто недоверие к качеству знаний при ДО.

Но как говорится, на каждый минус можно найти свой плюс. Основными результатами реализации педагогического проекта являются следующие:

- создан новый «продукт» - электронный грамматический справочник-тренажер для выпускников 9 класса, освоенный ими самостоятельно, в привлекательной для подростков форме, пережитый ими как личный опыт управления своими знаниями для достижения результатов обучения. Как дидактический инструмент справочник-тренажер имеет многофункциональный характер: он может постоянно обновляться, корректироваться, дополняться новыми заданиями, а также использоваться в коррекционном курсе на старшей ступени обучения.

- экспериментально проверена сама возможность организации дистанционного обучения наряду с традиционной и сделан вывод о том, что дистанционная форма как способ дифференциации и индивидуализации обучающихся органично вписывается в учебный процесс;

- использованы возможности среды Moodle и Canvas по организации эффективной системы контроля и мониторинга результатов обучающихся. Это касается, прежде всего, разновидностей тестов (установление соответствия, множественный выбор, заполнение пропусков; представление ответа в виде файла), а также систематичности отслеживания результатов в виде опроса (начало курса), баллирования промежуточного тестирования, самооценки и рефлексии успешности (конец курса). Представленность результатов в графической форме делает мониторинг наглядным и прозрачным. Диагностический инструментарий включал также начальный и итоговый срез знаний обучающихся. Результаты контрольной группы и экспериментальной отличаются, хотя не подтверждены статистически.

Таким образом, дистанционный курс способствовал повышению качества обучения его участников. Стабильная положительная динамика наблюдалась у 77% уч-ся, качество выполнения итогового мониторинга-75%; хотя качество сдачи государственного экзамена у 3 выпускников было невысоким в целом, в части «грамматика и лексика» наблюдался определенный прогресс по сравнению с началом года.

Основные эффекты дистанционного образования:

    системно-деятельностный подход;

    средство индивидуализации и дифференциации обучения (вариация с модулями, создание ИТР);

    повышение ИКТ – компетенции;

    потребность постоянно находиться в инновационном режиме как средство избегания эмоционального выгорания.

В заключении хотелось бы процитировать одного мудреца : «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие!» Это ли не источник мотивации?!



Список литературы

    Закон «Об образовании в Российской Федерации» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

    Электронный учебный курс - https://ru.wikipedia.org/wiki/

    Дистанционный курс «Использование дистанционных форм обучения английскому языку в процессе самостоятельной подготовки к ОГЭ за курс основной школы»https://canvas.instructure.com/courses/1168233

    Дистанционное обучение в системе школьного обучения - https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646018/








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за статью. В избранном.

1 September 2019

Актуально в современном образовании - цифровая грамотность педагога

2 September 2019