Методическая разработка учебного занятия «Алгоритмизация»
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»
(ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»)
Алгоритмизация
Методическая разработка
учебного занятия
Магнитогорск , 2022
Алгоритмизация
Методическая разработка учебного занятия
Разработчик:
Саберзанова О.О. – преподаватель иностранного языка ГБОУ ПОО МТК
Рецензент:
Шивцова Е.А. – методист ГБОУ ПОО МТК
Методическая разработка учебного занятия может быть использована преподавателями информатики при подготовке теоретического занятия по учебной дисциплине «Информатика»
Магнитогорск, 2022.
МТК
Пояснительная записка
Учебное занятие проводится в рамках учебной дисциплины «Информатика» для профессий технического профиля.
Выбор темы занятия определен программой учебной дисциплины «Информатика».
Тема занятия: «Алгоритмизация».
Форма занятия: Интегрированный урок.
Тип занятия: теоретическое занятие.
В соответствии с этим сформулированы воспитательные, развивающие и обучающие цели урока:
Воспитательные: воспитание трудолюбия, культуры речи и общения студентов, самостоятельности, информационной и корпоративной культуры, воспитание стремления к постоянному совершенствованию навыков пользования компьютера и программирования на основе самоконтроля.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, умения выделять существенные признаки сравниваемых объектов, логически излагать мысли, формировать поисковый стиль мышления, умения находить метод решения задачи; развитие самостоятельности.
Обучающие: изучить свойства и способы описания алгоритмов. Изучить основные типы алгоритмов, представление их в виде блок-схем. Сформировать прочные знания о свойствах и способах описания алгоритмов, об основных типах алгоритмов. Научить представлять их в виде блок-схем.
Для достижения поставленных целей выбраны наиболее эффективные методы обучения (наглядно – практический).
Так, в качестве метода стимулирования и мотивации интереса к учению, создается деловая ситуация, связанная с необходимостью получения знаний. Наглядно-демонстрационный метод реализуемся через использование средств ИКТ.
При контроле знаний студентов осуществляется входной, текущий, итоговый контроль.
С целью психологической подготовки к восприятию учебного материала проводится организационный момент, направленный на устранение отвлекающих факторов, формирование установки на изучение учебной информации.
Мотивация обеспечивает возникновение у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей специальности.
После сообщения темы и целей занятия проводится работа по актуализации опорных знаний и определению уровня готовности к выполнению практических действий
Входной контроль организуется путем проверки опорных знаний по учебной дисциплине: «Информатика» в форме теста.
На основном этапе студенты ознакомляются с новыми алгометрическими блок – схемами.
На заключительном этапе подводятся итоги, анализируется работа каждого студента, проводиться практическая работа.
Таким образом, занятие выстроено оптимально, выбранные форма, методы и средства, способствуют достижению поставленных целей, направленных на формирование исследовательских умений. Темп занятия достаточно высокий и соответствует психофизиологическим качествам и свойствам личности студентов.
1. Тема занятия: Алгоритмизация
2. Дисциплина: «Информатика»
3. Тип занятия: Изучение нового материала.
4. Форма проведения занятия: Интегрированный урок.
4. Цели занятияВоспитательная: воспитание трудолюбия, культуры речи и общения студентов, самостоятельности, информационной и корпоративной культуры, воспитание стремления к постоянному совершенствованию навыков пользования компьютера и программирования на основе самоконтроля. Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, умения выделять существенные признаки сравниваемых объектов, логически излагать мысли, формировать поисковый стиль мышления, умения находить метод решения задачи; развитие самостоятельности. Обучающая: иметь представление: - о свойствах алгоритма; - о способах записи алгоритмов; - об этапах решения задач на ЭВМ. знать: - алгоритмические структуры; - типы алгоритмов; уметь: - разрабатывать алгоритмы различных структур. |
Метод | Методический прием | Средства обучения |
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Создание ситуации познавательной новизны Создание позитивного фона занятия, способствующего достижению цели учебного занятия, ориентация на успех | Беседа о значимости темы учебного занятия в осмыслении всего учебного предмета Поощрение в учении |
Словесный | Беседа Дискуссия Рассказ Комментарии студентов | Слайд – фото-схемы алгоритмических структур, типов алгоритмов. |
Наглядно-демонстрационный | Демонстрация | Слайд – фото с изображением алгоритмических структур и различных типов алгоритмов, Учебники Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» стр. 146-157; М.П. Лапчик «Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: пособие для учителя» стр.85-140; Ю.А. Шафрин «Информационные технологии» стр. 53-64. |
Практический | Чтение и перевод текста | Учебники Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» стр. 146-157; М.П. Лапчик «Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: пособие для учителя» стр.85-140; Ю.А. Шафрин «Информационные технологии» стр. 53-64 |
Методы контроля | Входной, итоговый, самоконтроль | Вопросник для проведения устного фронтального опроса Практическое задание Кейсы |
№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, -рисунок, | Рефлексивная деятельность студентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный этап. | Подготовка студентов к работе на уроке. | Наденьте бейджики, уберите рюкзаки, сумки с парт, приготовьтесь к уроку. | Студенты готовятся к уроку | |
II. Вводный этап урока. | Подготовка к основному этапу урока. | Проблемная дискуссия: - Каждый из вас с раннего детства, даже не замечая этого, ежедневно решает задачи, для описания которых используется тот или иной алгоритм, сформулированный в виде конечной последовательности однозначных команд. Ребята, скажите, какие действия по обеспечению безопасности квартиры Вы выполняете, когда уходите в колледж в отсутствии родителей? Верно | Осознанное включение в деловую беседу. Рассматривают слайды. Перечисляют: закрыть форточки, выключить газ и электрические приборы, запереть дверь и т.д. | |
Мотивация | Обеспечение возникновения у студентов мотива | Входя в кабину телефона-автомата, вы видите на стене четкий алгоритм, описывающий ваши действия, цель которых – разговор с другом. Перечислите эти действия. Как Вы знаете в любой профессии применяются компьютеры Чем отличается профессионал от новичка? - Тем, что все его действия доведены до автоматизма. |
| Перечисляют: снять трубку, опустить монету, набрать номер и т.д. Тем, что все его действия доведены до автоматизма. |
Сообщение темы. | Задача обучения алгоритмизации заключается в том, чтобы научить составлять записи алгоритмов, причем делать это так, чтобы воображаемый при этом исполнитель (человек, робот, ЭВМ) мог однозначно и точно следовать предписаниям алгоритма и получать определенный результат. Так вот составлением записи алгоритмов мы и займемся на нашем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Алгоритмизация. Компьютерное моделирование. Запишите тему в тетради. | Слушают название темы. Записывают в тетрадях дату, номер урока и тему урока. | ||
Постановка цели. | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | - На экране представлены цели урока: | Учащиеся осмысливают и записывают цель в терминах «иметь представление», «знать», «уметь» | |
Входной контроль. | Актуализация опорных знаний. | - Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока, и проверим ваши знания. Предлагаю на вопросы входного теста. | Учащиеся отвечают на вопросы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коррекция опорных знаний. | Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов | -А теперь сравните свои ответы с эталоном представленным на экране. Назовите вопросы, которые вызвали у Вас затруднения.- Разберем эти вопросы. | Определяют и восполняют пробелы в знаниях. | |
Изучение нового материала. | Обеспечение восприятия и осмысления способов действий | - Итак, напомните определение алгоритма. | Отвечают на вопросы, вспоминая материал прошлого урока «Алгоритм, свойства алгоритма, элементы блок-схем». | |
- В одной из сказок герою в качестве испытания дается задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Можно ли сказать, что это алгоритм? | - Нет, это не алгоритм, так как нарушены свойства понятности, определенности и конечности алгоритма | |||
А теперь, опираясь на материал изученные в школе, заполним таблицу представленную на экране | Учащиеся отвечают и поясняют свои ответы. | |||
- Молодцы. Вы справились с заданием. | ||||
- Элементы блок-схем объединяются в базовые алгоритмические структуры. Рассмотрим эти структуры. | ||||
- Рассмотрим наиболее часто встречающуюся структуру, которая называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. - Как видно на экране, в этой структуре команды должны выполняться последовательно одна за другой. В этой структуре удобно отслеживать процесс выполнения алгоритма. Обратите внимание на то, что каждая команда (или действие) обозначена прямоугольником. | ||||
- Следующая структура – ветвление, в которую входит блок-схема «условие». Назовите геометрическую фигуру, которая появилась на схеме? - Верно. Условие, заключенное в ромб, может быть либо «истинным» либо «ложным». В зависимости от выполнения или невыполнения условия реализуется то или иное действие. | Ромб. | |||
Алгоритмическая структура ВЕТВЛЕНИЕ может быть двух типов: полная условная конструкция и сокращенная условная конструкция. Как видно на этом слайде в сокращенной условной конструкции выполняется только «истинность» условия. ВАЖНО: в условной конструкции алгоритм разветвляется на два пути, в зависимости от некоторого условия, но затем эти ветви сходятся, и выполнение алгоритма опять выходит на общее продолжение. | ||||
Следующая алгоритмическая структура ЦИКЛ. В нее входит серия команд, выполняемых многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла. Циклические алгоритмические структуры тоже бывают двух видов. На слайде представлен ЦИКЛ СО СЧЕТЧИКОМ. В ЦИКЛЕ СО СЧЕТЧИКОМ заранее известно, какое число повторений тела цикла нужно выполнить. При каждом проходе цикла переменная Счетчик увеличивается на величину шага. | ||||
Назовите блок-схемы, входящие в ЦИКЛ СО СЧЕТЧИКОМ | Ответ: тело цикла обозначатся прямоугольником, а счетчик - шестиугольник. | |||
- Часто бывает так, что необходимо повторить тело цикла, но заранее не известно, какое количество раз это надо сделать. В таких случаях количество повторений зависит от некоторого условия. Условие выхода из цикла можно поставить в начале, перед телом цикла. Такой цикл называют ЦИКЛОМ С ПРЕДУСЛОВИЕМ. Помимо этого условие выхода из цикла можно поставить в конце, после тела цикла. Такой цикл называют ЦИКЛОМ С ПОСТУСЛОВИЕМ. | ||||
На следующем слайде представлены вместе ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ и ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ. Обратите внимание на их различие. Заметьте, что ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ в отличие от ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ, выполняется обязательно как минимум один раз, независимо от того выполняется условие или нет. | ||||
Итак, мы рассмотрели базовые алгоритмические структуры. Еще раз посмотрите на экран, и назовите каждую алгоритмическую структуру. | Линейная. Полное условие. Краткое условие. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Цикл со счетчиком. | |||
На базе изученных алгоритмических структур строят алгоритмы, рассмотрим основные типы алгоритмов. | ||||
Существует большое количество алгоритмов, в которых команды должны выполняться последовательно одна за другой. На слайде хорошо виден первый тип: ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ. В схеме любого алгоритма обязательно присутствуют «начало» и «конец» алгоритма. Скажите, какой блок-схемой они обозначены? Прочитайте определение и запомните. На схеме хорошо видно, что команды выполняются последовательно одна за другой. | Вытянутый овал. | |||
Рассмотрим примеры линейных алгоритмов: Скажите, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти, выполнив алгоритм открывания двери | Дано: ключ и закрытая дверь. Результат: открытая дверь. | |||
Многие годы понятие «алгоритм» используется математиками для описания правил решения математических задач. Например, существует алгоритм вычисления квадратного корня положительного числа, алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел и многие другие. Скажите, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти. Обратите внимание на то, какие блок-схемы используются в записи алгоритма и какие команды они в себе содержат. Ответьте, пожалуйста. | Дано: переменная Х. Результат: значение функции Y. Начало и конец алгоритма обозначены овалом, ввод переменной Х и вывод результата обозначены параллелограммом, а в прямоугольнике выполняется вычисление значения функции Y по формуле. | |||
Следующий тип алгоритмов - разветвляющийся алгоритм. Прочитайте определение и запомните. В такой алгоритм обязательно входит «условие». Какой блок-схемой оно обозначено? | Ромб. | |||
Рассмотрим примеры разветвляющихся алгоритмов: Пример из математики: решить линейное уравнение. Скажите, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти, выполнив алгоритм. Скажите, зависит ли корень уравнения от значения константы а? Верно. | Дано: значения констант а и в. Результат: корень уравнения х Да, корень уравнения находится по правилу: если а≠0, то х=-b/a; если а=0, то х - любое число. | |||
Следующий пример из химии: определить состав раствора. Вспомните, в какой цвет окрасится лакмусовая бумажка в зависимости от состава раствора? Итак, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти, выполнив алгоритм. Верно. Посмотрите на экран и назовите блок-схемы, которыми записан алгоритм. Скажите, достаточно ли проверки двух условий для определения состава раствора. |
| В кислоте – в красный, в щелочи – в синий, а если раствор нейтральный, то цвет не изменится. Дано: неизвестный раствор и лакмусовая бумажка. Результат: определенный состав раствора. Начало и конец алгоритма, выполнение действий: отлить раствор и опустить бумажку, проверка условий. Достаточно. | ||
Третий тип алгоритмов - ЦИКЛИЧЕСКИЙАЛГОРИТМ. Прочитайте определение и запомните. На схеме хорошо видна циклическая алгоритмическая структура. | ||||
Рассмотрим примеры разветвляющихся алгоритмов: представьте себя в роли учителя, проверяющего тетради. Скажите, что дано изначально и к какому результату Вы должны прийти, выполнив алгоритм. Смотрим на экран. Укажите тело цикла и его место в алгоритме. Назовите вид циклической структуры, использованной в записи алгоритма. | Дано: непроверенные тетради. Результат: оценки в журнале. Тело цикла стоит перед условием и содержит три действия: взять тетрадь из пачки, проверить работу и выставить оценку. Цикл с постусловием. | |||
Назовите вид циклической структуры, использованной в другой записи алгоритма проверки тетрадей. Скажите, в какой записи алгоритма тело цикла выполнится обязательно как минимум один раз? | Цикл с предусловием. В предыдущей записи, где используется цикл с постусловием. А в этой записи тело цикла не выполнится ни разу, если условие ложно, т.е. если тетрадей в пачке нет. | |||
Итог. Мы рассмотрели основные типы алгоритмов, назовите их. | Линейный, разветвляющийся и циклический. | |||
III. Основной этап работы. Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. | Для закрепления материала урока составим алгоритм этапы работы гостиничного сервиса Для начала составьте алгоритм на естественном языке. Кто поможет мне? (Преподаватель фиксирует последовательность действий в алгоритме на экране) Назовите тип алгоритма, представленного на экране. Верно. | Бронирование Регистрация по прибытию Предварительная оплата Размещения в номере Различные виды обслуживания Окончательный расчёт при выбытии Линейный. Учащиеся приступают к выполнению задания. Воспроизведение полученных знаний. | |
Давайте поработаем за компьютером За компьютерами создайте Документ Microsoft Word, дайте ему имя Алгоритм критерии оценки качества услуги проживания в номере Используя панель Рисования в Worde, составьте на языке блок-схем алгоритм представленный на экране. | ||||
IV. Заключительный этап урока. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | - Какие вопросы вызвали затруднения, разберем их. | Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы. | |
Подвести итоги за день. Анализ работы каждого учащегося. Сообщить оценку качества работы каждого учащегося. Отметить, кто добился отличного качества работы. Разобрать наиболее характерные недочёты в работе учащихся и рекомендации по их устранению. | Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. | |||
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. | Создание мотивации через анализ результатов достигнутого, развивает аналитико–синтетическую деятельность учащихся. | Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок. |
1. Выберите правильный ответ. Конечная последовательность действий, направленная на решение поставленной задачи, называется:
модель;
система;
алгоритм;
технология.
2. Выберите правильный ответ. Свойства алгоритма:
новизна, конечность, массовость, дискретность, результативность;
массовость, условность, чёткость, однозначность;
дискретность, результативность, детерминированность, массовость, конечность;
чёткость, однозначность, массовость, дискретность, результативность.
3. Выберите правильный ответ. Разделённость алгоритма на отдельные шаги, возможность выполнения которых не вызывает сомнений, отражена в свойстве алгоритма, которое называется:
однозначность;
результативность;
понятность;
дискретность.
4. Выберите правильный ответ. Получение результата алгоритма за конечное число шагов отражено в свойстве, которое называется:
однозначность;
результативность;
понятность;
дискретность.
5. Выберите правильный ответ. Возможность решения множества однотипных задач с помощью алгоритма отражена в свойстве, которое называется:
массовость;
однозначность;
дискретность;
понятность.
6. Выберите правильный ответ. "Понятность" алгоритма означает то, что он должен быть записан с помощью:
операторов языков програмирования
команд из системы команд исполнителя;;
команд, понятных для компьютера;
команд, понятных исполнителю алгоритма.
Чистота
Вовремя и в любое время
Состояние
Профессионально
Комфорт
Доброжелательно
Регистрация по прибытию
Предварительная оплата
Размещения в номере
Различные виды обслуживания
7