Методическая разработка учебного занятия «Алгоритмизация»

0
0
Материал опубликован 9 December 2022

Министерство образования и науки Челябинской области


государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»

(ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»)















Алгоритмизация




Методическая разработка

учебного занятия





















Магнитогорск , 2022

Алгоритмизация

Методическая разработка учебного занятия








Разработчик:

Саберзанова О.О. – преподаватель иностранного языка ГБОУ ПОО МТК





Рецензент:

Шивцова Е.А. – методист ГБОУ ПОО МТК

















Методическая разработка учебного занятия может быть использована преподавателями информатики при подготовке теоретического занятия по учебной дисциплине «Информатика»











Магнитогорск, 2022.

МТК



Пояснительная записка


Учебное занятие проводится в рамках учебной дисциплины «Информатика» для профессий технического профиля.

Выбор темы занятия определен программой учебной дисциплины «Информатика».

Тема занятия: «Алгоритмизация».

Форма занятия: Интегрированный урок.

Тип занятия: теоретическое занятие.

В соответствии с этим сформулированы воспитательные, развивающие и обучающие цели урока:

Воспитательные: воспитание трудолюбия, культуры речи и общения студентов, самостоятельности, информационной и корпоративной культуры, воспитание стремления к постоянному совершенствованию навыков пользования компьютера и программирования на основе самоконтроля.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, умения выделять существенные признаки сравниваемых объектов, логически излагать мысли, формировать поисковый стиль мышления, умения находить метод решения задачи; развитие самостоятельности.

Обучающие: изучить свойства и способы описания алгоритмов. Изучить основные типы алгоритмов, представление их в виде блок-схем. Сформировать прочные знания о свойствах и способах описания алгоритмов, об основных типах алгоритмов. Научить представлять их в виде блок-схем.

Для достижения поставленных целей выбраны наиболее эффективные методы обучения (наглядно – практический).

Так, в качестве метода стимулирования и мотивации интереса к учению, создается деловая ситуация, связанная с необходимостью получения знаний. Наглядно-демонстрационный метод реализуемся через использование средств ИКТ.

При контроле знаний студентов осуществляется входной, текущий, итоговый контроль.

С целью психологической подготовки к восприятию учебного материала проводится организационный момент, направленный на устранение отвлекающих факторов, формирование установки на изучение учебной информации.

Мотивация обеспечивает возникновение у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей специальности.

После сообщения темы и целей занятия проводится работа по актуализации опорных знаний и определению уровня готовности к выполнению практических действий

Входной контроль организуется путем проверки опорных знаний по учебной дисциплине: «Информатика» в форме теста.

На основном этапе студенты ознакомляются с новыми алгометрическими блок – схемами.

На заключительном этапе подводятся итоги, анализируется работа каждого студента, проводиться практическая работа.

Таким образом, занятие выстроено оптимально, выбранные форма, методы и средства, способствуют достижению поставленных целей, направленных на формирование исследовательских умений. Темп занятия достаточно высокий и соответствует психофизиологическим качествам и свойствам личности студентов.





















План учебного занятия

1. Тема занятия: Алгоритмизация

2. Дисциплина: «Информатика»

3. Тип занятия: Изучение нового материала.

4. Форма проведения занятия: Интегрированный урок.

4. Цели занятия

Воспитательная: воспитание трудолюбия, культуры речи и общения студентов, самостоятельности, информационной и корпоративной культуры, воспитание стремления к постоянному совершенствованию навыков пользования компьютера и программирования на основе самоконтроля.

Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, умения выделять существенные признаки сравниваемых объектов, логически излагать мысли, формировать поисковый стиль мышления, умения находить метод решения задачи; развитие самостоятельности.

Обучающая:

иметь представление:

- о свойствах алгоритма;

- о способах записи алгоритмов;

- об этапах решения задач на ЭВМ.

знать:

- алгоритмические структуры;

- типы алгоритмов;

уметь:

- разрабатывать алгоритмы

различных структур.

5. Методическая характеристика учебного занятия


Метод

Методический прием

Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Создание ситуации познавательной новизны

Создание позитивного фона занятия, способствующего достижению цели учебного занятия, ориентация на успех

Беседа о значимости темы учебного занятия в осмыслении всего учебного предмета

Поощрение в учении

Словесный

Беседа

Дискуссия

Рассказ

Комментарии студентов

Слайд – фото-схемы алгоритмических структур, типов алгоритмов.

Наглядно-демонстрационный

Демонстрация

Слайд – фото с изображением алгоритмических структур и различных типов алгоритмов,

Учебники Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» стр. 146-157;

М.П. Лапчик «Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: пособие для учителя» стр.85-140;

Ю.А. Шафрин «Информационные технологии» стр. 53-64.

Практический

Чтение и перевод текста

Учебники Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» стр. 146-157;

М.П. Лапчик «Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: пособие для учителя» стр.85-140;

Ю.А. Шафрин «Информационные технологии» стр. 53-64

Методы контроля

Входной, итоговый, самоконтроль


Вопросник для проведения устного фронтального опроса

Практическое задание

Кейсы

6. Ход учебного занятия

и

название этапа

Дидактические

задачи этапа

Деятельность преподавателя

Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, -рисунок,
-текст, -схема, -таблица, электронный учебник, видеофильм, трансляция
on-line
и др. электронный тест)

Рефлексивная деятельность студентов

1

2

3

4

5

I. Организационный этап.

Подготовка студентов к работе на уроке.

Наденьте бейджики, уберите рюкзаки, сумки с парт, приготовьтесь к уроку.


Студенты готовятся к уроку

II. Вводный этап урока.

Подготовка к основному этапу урока.

Проблемная дискуссия:

- Каждый из вас с раннего детства, даже не замечая этого, ежедневно решает задачи, для описания которых используется тот или иной алгоритм, сформулированный в виде конечной последовательности однозначных команд.

Ребята, скажите, какие действия по обеспечению безопасности квартиры Вы выполняете, когда уходите в колледж в отсутствии родителей?

Верно

t1670577807aa.gif


Осознанное включение в деловую беседу.

Рассматривают слайды.



Перечисляют:

закрыть форточки,

выключить газ и электрические приборы,

запереть дверь и т.д.

Мотивация

Обеспечение возникновения у студентов мотива

Входя в кабину телефона-автомата, вы видите на стене четкий алгоритм, описывающий ваши действия, цель которых – разговор с другом.

Перечислите эти действия.









Как Вы знаете в любой профессии применяются компьютеры


Чем отличается профессионал от новичка?

- Тем, что все его действия доведены до автоматизма.



t1670577807ab.gif t1670577807ac.png


Перечисляют:

снять трубку,

опустить монету,

набрать номер и т.д.





Тем, что все его действия доведены до автоматизма.


Сообщение темы.


Задача обучения алгоритмизации заключается в том, чтобы научить составлять записи алгоритмов, причем делать это так, чтобы воображаемый при этом исполнитель (человек, робот, ЭВМ) мог однозначно и точно следовать предписаниям алгоритма и получать определенный результат. Так вот составлением записи алгоритмов мы и займемся на нашем уроке.

Тема сегодняшнего урока: «Алгоритмизация. Компьютерное моделирование.

Запишите тему в тетради.

t1670577807ad.gif

Слушают название темы.


Записывают в тетрадях дату, номер урока и тему урока.

Постановка цели.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.


- На экране представлены цели урока:



t1670577807ae.gif

Учащиеся осмысливают и записывают цель в терминах «иметь представление», «знать», «уметь»

Входной контроль.

Актуализация опорных знаний.

- Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока, и проверим ваши знания.

Предлагаю на вопросы входного теста.


t1670577807af.gift1670577807ag.gif

Учащиеся отвечают на вопросы


1

2

3

4

5

Коррекция опорных знаний.

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов

-А теперь сравните свои ответы с эталоном представленным на экране.

Назовите вопросы, которые вызвали у Вас затруднения.

- Разберем эти вопросы.


Определяют и восполняют пробелы в знаниях.

Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий

- Итак, напомните определение алгоритма.



t1670577807ah.gif

Отвечают на вопросы, вспоминая материал прошлого урока «Алгоритм, свойства алгоритма, элементы блок-схем».

- В одной из сказок герою в качестве испытания дается задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что».

Можно ли сказать, что это алгоритм?


- Нет, это не алгоритм, так как нарушены свойства понятности, определенности и конечности алгоритма

А теперь, опираясь на материал изученные в школе, заполним таблицу представленную на экране



t1670577807ai.gif

Учащиеся отвечают и поясняют свои ответы.


- Молодцы. Вы справились с заданием.






t1670577807aj.gif


- Элементы блок-схем объединяются в базовые алгоритмические структуры. Рассмотрим эти структуры.

t1670577807ak.gif


- Рассмотрим наиболее часто встречающуюся структуру, которая называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.


- Как видно на экране, в этой структуре команды должны выполняться последовательно одна за другой. В этой структуре удобно отслеживать процесс выполнения алгоритма.

Обратите внимание на то, что каждая команда (или действие) обозначена прямоугольником.

t1670577807al.gif


- Следующая структура – ветвление, в которую входит блок-схема «условие».

Назовите геометрическую фигуру, которая появилась на схеме?


- Верно. Условие, заключенное в ромб, может быть либо «истинным» либо «ложным». В зависимости от выполнения или невыполнения условия реализуется то или иное действие.

t1670577807am.gif

Ромб.

Алгоритмическая структура ВЕТВЛЕНИЕ может быть двух типов: полная условная конструкция и сокращенная условная конструкция.


Как видно на этом слайде в сокращенной условной конструкции выполняется только «истинность» условия.


ВАЖНО: в условной конструкции алгоритм разветвляется на два пути, в зависимости от некоторого условия, но затем эти ветви сходятся, и выполнение алгоритма опять выходит на общее продолжение.

t1670577807an.gif


Следующая алгоритмическая структура ЦИКЛ. В нее входит серия команд, выполняемых многократно. Такая последовательность команд называется телом цикла.

Циклические алгоритмические структуры тоже бывают двух видов.





На слайде представлен ЦИКЛ СО СЧЕТЧИКОМ.


В ЦИКЛЕ СО СЧЕТЧИКОМ заранее известно, какое число повторений тела цикла нужно выполнить. При каждом проходе цикла переменная Счетчик увеличивается на величину шага.


t1670577807ao.gif

t1670577807ap.gif


Назовите блок-схемы, входящие в ЦИКЛ СО СЧЕТЧИКОМ


Ответ: тело цикла обозначатся прямоугольником, а счетчик - шестиугольник.

- Часто бывает так, что необходимо повторить тело цикла, но заранее не известно, какое количество раз это надо сделать. В таких случаях количество повторений зависит от некоторого условия.

Условие выхода из цикла можно поставить в начале, перед телом цикла. Такой цикл называют ЦИКЛОМ С ПРЕДУСЛОВИЕМ.



Помимо этого условие выхода из цикла можно поставить в конце, после тела цикла. Такой цикл называют ЦИКЛОМ С ПОСТУСЛОВИЕМ.


t1670577807aq.gif

t1670577807ar.gif


На следующем слайде представлены вместе ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ и ЦИКЛ С ПРЕДУСЛОВИЕМ. Обратите внимание на их различие.


Заметьте, что ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ в отличие от ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ, выполняется обязательно как минимум один раз, независимо от того выполняется условие или нет.

t1670577807as.gif


Итак, мы рассмотрели базовые алгоритмические структуры.


Еще раз посмотрите на экран, и назовите каждую алгоритмическую структуру.



t1670577807at.gif

Линейная.

Полное условие.

Краткое условие.

Цикл с предусловием.

Цикл с постусловием.

Цикл со счетчиком.

На базе изученных алгоритмических структур строят алгоритмы, рассмотрим основные типы алгоритмов.


t1670577807au.gif


Существует большое количество алгоритмов, в которых команды должны выполняться последовательно одна за другой.

На слайде хорошо виден первый тип: ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ.

В схеме любого алгоритма обязательно присутствуют «начало» и «конец» алгоритма.

Скажите, какой блок-схемой они обозначены?

Прочитайте определение и запомните.

На схеме хорошо видно, что команды выполняются последовательно одна за другой.

t1670577807av.gif

Вытянутый овал.

Рассмотрим примеры линейных алгоритмов:

Скажите, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти, выполнив алгоритм открывания двери


t1670577807aw.gif


Дано: ключ и закрытая дверь.

Результат: открытая дверь.

Многие годы понятие «алгоритм» используется математиками для описания правил решения математических задач. Например, существует алгоритм вычисления квадратного корня положительного числа, алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух чисел и многие другие.

Скажите, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти.

Обратите внимание на то, какие блок-схемы используются в записи алгоритма и какие команды они в себе содержат.

Ответьте, пожалуйста.

t1670577807ax.gif

Дано: переменная Х.

Результат: значение функции Y.


Начало и конец алгоритма обозначены овалом, ввод переменной Х и вывод результата обозначены параллелограммом, а в прямоугольнике выполняется вычисление значения функции Y по формуле.

Следующий тип алгоритмов - разветвляющийся алгоритм.

Прочитайте определение и запомните.

В такой алгоритм обязательно входит «условие».

Какой блок-схемой оно обозначено?


t1670577807ay.gif

Ромб.


Рассмотрим примеры разветвляющихся алгоритмов:

Пример из математики: решить линейное уравнение. Скажите, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти, выполнив алгоритм.


Скажите, зависит ли корень уравнения от значения константы а?

Верно.

t1670577807az.gif

Дано: значения констант а и в.

Результат: корень уравнения х


Да, корень уравнения находится по правилу:

если а≠0, то х=-b/a;

если а=0, то х - любое число.

Следующий пример из химии: определить состав раствора. Вспомните, в какой цвет окрасится лакмусовая бумажка в зависимости от состава раствора?


Итак, что дано изначально и к какому результату мы должны прийти, выполнив алгоритм.





Верно.

Посмотрите на экран и назовите блок-схемы, которыми записан алгоритм.



Скажите, достаточно ли проверки двух условий для определения состава раствора.


t1670577807ba.gif t1670577807bb.gif

В кислоте – в красный, в щелочи – в синий, а если раствор нейтральный, то цвет не изменится.




Дано: неизвестный раствор и лакмусовая бумажка.

Результат: определенный состав раствора.


Начало и конец алгоритма, выполнение действий: отлить раствор и опустить бумажку, проверка условий.





Достаточно.

Третий тип алгоритмов - ЦИКЛИЧЕСКИЙАЛГОРИТМ.

Прочитайте определение и запомните.

На схеме хорошо видна циклическая алгоритмическая структура.




t1670577807bc.gif


Рассмотрим примеры разветвляющихся алгоритмов: представьте себя в роли учителя, проверяющего тетради.

Скажите, что дано изначально и к какому результату Вы должны прийти, выполнив алгоритм.

Смотрим на экран.

Укажите тело цикла и его место в алгоритме.

Назовите вид циклической структуры, использованной в записи алгоритма.

t1670577807bd.gif

Дано: непроверенные тетради.

Результат: оценки в журнале.

Тело цикла стоит перед условием и содержит три действия: взять тетрадь из пачки, проверить работу и выставить оценку.

Цикл с постусловием.

Назовите вид циклической структуры, использованной в другой записи алгоритма проверки тетрадей.


Скажите, в какой записи алгоритма тело цикла выполнится обязательно как минимум один раз?

t1670577807be.gif

Цикл с предусловием.

В предыдущей записи, где используется цикл с постусловием.

А в этой записи тело цикла не выполнится ни разу, если условие ложно, т.е. если тетрадей в пачке нет.

Итог. Мы рассмотрели основные типы алгоритмов, назовите их.



Линейный, разветвляющийся и циклический.

III. Основной этап работы.

Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации.

Для закрепления материала урока составим алгоритм этапы работы гостиничного сервиса

Для начала составьте алгоритм на естественном языке.

Кто поможет мне?








(Преподаватель фиксирует последовательность действий в алгоритме на экране)



Назовите тип алгоритма, представленного на экране.

Верно.


t1670577807bf.png


t1670577807bg.png


Бронирование

Регистрация по прибытию

Предварительная оплата

Размещения в номере

Различные виды обслуживания

Окончательный расчёт при выбытии



Линейный.






Учащиеся приступают к выполнению задания.


Воспроизведение полученных знаний.

Давайте поработаем за компьютером

За компьютерами создайте Документ Microsoft Word, дайте ему имя Алгоритм критерии оценки качества услуги проживания в номере

Используя панель Рисования в Worde, составьте на языке блок-схем алгоритм представленный на экране.


t1670577807bh.png

IV. Заключительный этап урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

- Какие вопросы вызвали затруднения, разберем их.





Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Задают вопросы.


Подвести итоги за день. Анализ работы каждого учащегося.

Сообщить оценку качества работы каждого учащегося.

Отметить, кто добился отличного качества работы.

Разобрать наиболее характерные недочёты в работе учащихся и рекомендации по их устранению.



Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания.


Создание мотивации через анализ результатов достигнутого, развивает аналитико–синтетическую деятельность учащихся.





Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок.

Приложение Входной тест


1. Выберите правильный ответ. Конечная последовательность действий, направленная на решение поставленной задачи, называется:

модель;

система;

алгоритм;

технология.


2. Выберите правильный ответ. Свойства алгоритма:

новизна, конечность, массовость, дискретность, результативность;

массовость, условность, чёткость, однозначность;

дискретность, результативность, детерминированность, массовость, конечность;

чёткость, однозначность, массовость, дискретность, результативность.


3. Выберите правильный ответ. Разделённость алгоритма на отдельные шаги, возможность выполнения которых не вызывает сомнений, отражена в свойстве алгоритма, которое называется:

однозначность;

результативность;

понятность;

дискретность.


4. Выберите правильный ответ. Получение результата алгоритма за конечное число шагов отражено в свойстве, которое называется:

однозначность;

результативность;

понятность;

дискретность.


5. Выберите правильный ответ. Возможность решения множества однотипных задач с помощью алгоритма отражена в свойстве, которое называется:

массовость;

однозначность;

дискретность;

понятность.


6. Выберите правильный ответ. "Понятность" алгоритма означает то, что он должен быть записан с помощью:

операторов языков програмирования

команд из системы команд исполнителя;;

команд, понятных для компьютера;

команд, понятных исполнителю алгоритма.


t1670577807bi.gift1670577807bj.gif

Чистота


Вовремя и в любое время



Состояние




Профессионально




Комфорт




Доброжелательно




t1670577807bk.gif




















t1670577807bl.gift1670577807bm.gif

Регистрация по прибытию

t1670577807bm.gif

Предварительная оплата

Размещения в номере

Различные виды обслуживания

t1670577807bn.gift1670577807bm.gift1670577807bm.gift1670577807bm.gift1670577807bm.gif


7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.