12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сурикова Я.А.33
Материал размещён в группе «Педсовет»
16

Материалы для практического семинара с педагогами по теме: «Создание ситуации успеха»

Создание ситуации успеха

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко).

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).

В современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. Мотивация достижений – это чисто социальное явление, и поэтому требует внимания со стороны родителей и педагогов. Одним из способов формирования мотивации достижения является технология создания ситуации успеха обучающихся.

Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Ситуация успеха - это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни.

Создание ситуации успеха способствует:

- повышению познавательной активности и учебной мотивации учащихся;

- формированию позитивного мышления обучающихся;

-развитию мотивации достижения;

- воспитанию успешной и социально конкурентоспособной личности обучающихся.

Условия создания ситуации успеха:

- атмосфера доброжелательности на уроке, снятие страха - авансирование учащихся перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех, значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе учащегося, повышает активность и его свободу. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.).

-четкое понимание учащимися целей предлагаемой деятельности (во имя чего? Ради чего? Зачем?)

- оказание помощи в продвижении к успеху путем скрытой инструкции деятельности, посылаемой субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

- педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

- соотношение новизны и выполнения аналогичных задач

Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на развитие личности.

- соотношение задач различной сложности. Степень сложности задачи оценивается человеком на основании её соответствия имеющимся у него способностям, средствам и времени для решения. Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

- деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность – это познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, мотива достижения успеха, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

- Создание условий для самовыражения учащихся

- Оценивание - оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы. Требования к оцениванию

1.Всех учащихся, показавших одинаковые результаты, оценивать одинаково.

2.При оценке подчеркивать те стороны деятельности, которые наиболее значимы для самого ученика.

3.Оценивая, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников.

4.Уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность, несмотря ни на что.

5.Стремиться уйти от нежелательного в общении с учеником эмоционального напряжения, испуга, раздражения.

6.Обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления.

7.Добиваться, чтобы ученик действительно принял оценку и знал, как её улучшить.

8.Создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.

Основные типы ситуаций успехов:

1. Неожиданная радость.

Это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость - это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Рассмотрим некоторые приемы "неожиданной" радости:
- Прием "Лестница" или "Встань в строй".

- Прием "Даю шанс".

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

3. Приём "Исповедь". Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

2. Общая радость.

Состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость - это. прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
1. Прием "Следуй за нами "

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

2. Прием "Эмоциональный всплеск " или "Ты так высоко взлетел ". Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
3. Прием "Обмен ролями " или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты "обмена ролями", превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

4. Прием "Заражение " или "Где это видано, где это слыхано ".
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха.

5. Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

3. Радость познания.

Последним типом ситуации успеха является радость познания,
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие - общение.

Прием "Эврика".

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

Прием "Линия горизонта " –определение индивидуальной траектории планируемых достижений и текущий контроль.

Часто при этом используется модульная технология, которая позволяет любому ученику включаться в деятельность и самому оценивать эту деятельность (рейтинговая сисиема оценок). Модуль (урок) имеет четкую структуру, где указана цель, какие задания должен выполнить ученик, как выполнять задания и где найти материал. Выполнение каждого задания оценивается в баллах. Ученик выполняет задание и видит реальные результаты своей деятельности (набранные баллы), он сам контролирует, планирует и оценивает свою деятельность. Он САМ, а не учитель.

По поводу замыкающих рейтинг. Они всегда есть, но на этом уроке он улучшил свой результат и это успех. Для таких ребят необходимо создавать индивидуальные модули. При оглашении результатов необходимо узнавать мнение учеников об условиях демонстрации рейтинга: показывать все, показывать первые десять.

3. Предоставление учащимся возможности улучшить результат работы на уроке ("Тот, кто хочет улучшить работу за этот день, может остаться в классе/ подойти после уроков»).

4. Ведение дневника успеха

Дневник успеха – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Дневник успеха помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Он направлен на сотрудничество учителя, учащихся и родителей с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. И как результат – способствует повышению качества образования в целом. Дневник успеха может иметь разную структуру в зависимости от целей обучения и воспитания. Основными разделами Дневника являются:

1.Мой портрет.

2.Мои успехи.

3.Качества личности, которые необходимо выработать в себе для достижения успехов в учебе, творческой деятельности и т. д.

4.Официальные документы (дипломы различных конкурсов, грамоты и т. д.)

5.Мои творческие работы.

6.Отзывы и рекомендации.

Использование игрового потенциала.

игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), например, урок-ролевая игра;

игры- обсуждения ( наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), например, урок-деловая игра;

игры-соревнования( наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений), например: урок типа:"Следствие ведут знатоки", урок:"Что? Где? Когда?", урок-кроссворд; урок эстафета; урок-викторина.

Организация дискуссионной деятельности

  1. семинары (индивидуальная работа);

    - структурированные дискуссии (групповая работа);

    - проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

7. Организация исследовательской деятельности

- практические занятия (коллективная деятельность класса);

- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

- исследовательские уроки (индивидуальная работа):

- проектная деятельность.

Практическая часть

Задание 1.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ, способствующие и препятствующие созданию ситуации успеха

Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха.
1. Останавливаем внимание на негативном.
2. Улыбка, добрый взгляд.
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.
4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.)
5. Сравнение одного ребенка с другим.
6. Отмечает «персональную исключительность».
7. Аргументирует надобность действий.
8. Учит алгоритму действий.
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.
10. Учитель много говорит за детей.
11. Высказывает недовольство учеником, группой.
12. Вера в способности ученика.
13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.

14….

Приёмы создания ситуации успеха:

Презентации, созданные самими учащимися.

Разбор ситуаций, проигрывание и анализ ситуаций на примере учебного материала «Суд над выдающейся исторической личностью».

«Ассоциации», позволяющие расширить смысловое поле и связать различные термины друг с другом (например, Сталинградская битва – …., железный занавес - …., придумайте за минуту как можно больше ассоциаций на слово)

«Аналогии», развитие мышления, продуктивное усвоение материала. (Н-р,

Богатство – бедность = крепостная зависимость - …

А. крепостные крестьяне

Б. личная свобода

В. неравенство

Г. частная собственность

Д. феодальный строй

Первобытно-общинный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй - …

А. социализм

Б. капитализм

В. рабовладельцы

Г. государство

Д. феодализм

Цивилизация – уровень развития общества = культура –

А. культ

Б.поклонение

В. почитание

Г. просвещенность, образованность, начитанность

«Восстанови рассыпанные тексты так, чтобы из них получились осмысленные предложения.

А. Древнегреческий, утверждал, философ, что, Демокрит, мудрости, нужно, и, искусству, учиться.

(Древнегреческий философ Демокрит утверждал, что мудрости и искусству нужно учиться).

Б. Корейский, что, показал, легко, «холодная война», столкновение, может, в вооруженное, перейти, конфликт.

(Корейский конфликт показал, что «холодная война» может легко перейти в вооруженное столкновение).

В. Богов, рельеф, и, изображает, гигантов, битву.

(Рельеф изображает битву богов и гигантов).

Подбери к каждому существительному все возможные прилагательные

Камчатская (город, село, область, район, край)

Государственный (строй, аппарат, служащий, кризис, земля).

 

7.Сходства и различия (развитие операции мышления – анализ)

А. 1996, 2000, 2004, 2008 гг.

Б. индустриализация - коллективизация

В. Депортация - реабилитация

8. «Назови одним словом» (обобщение)

1. капитализм, феодализм, социализм – это …

2. Г.К. Жуков, К.Е. Ворошилов, С.М. Будённый, В.М. Молотов.

3. феодал-крестьянин

9. «Найди лишний» (развитие абстрагирования, классификацию)

1. прогресс, эволюция, революция, развитие

2. рабовладелец, раб, крестьянин, рабочий, ремесленник

3. Монархисты, Октябристы, «Прогрессисты», Коммунисты, Кадеты, Национальные партии, Трудовики, Социал-демократы.

10.Закономерности (развитие логического мышления)

2,4,6,8, …. – продолжи ряд

Рабовладельческий строй, феодализм…

Сталинградская битва, прорыв блокады Ленинграда …

11. «Ищу ошибки»

Цель: развитие внимательности, мотивации учения.

А. индивидуально

Б. коллективный поиск.

12.Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой написана часть текста. Всего четыре текста, вам необходимо собрать текст вместе и сесть рядом. Зачитайте текст. Данное задание можно применить на уроках и на классных часах.

13.Сегодня в школах вводится такая форма работы как составление портфолио.

Карточки по группам: Петр I, Ю.Цезарь, Л.Д.Троцкий, Клеопатра.

Задачи:

- собрать материал для характеристики исторической личности

- составить резюме (5-7 предложений).

Аналогичную работу можно проводить с опорой на склонности учащихся (физико-математические, гуманитарные, технические и т.д.)

Эта работу можно использовать как форму самоотчета школьника в конце темы.

14.Составьте рекламу исторического события:

- Куликовская битва

- Ледовое побоище

- Бородинское сражение

 

15.На недели истории можно проводить работу в форме КТД. Например, каждый класс готовит газету или презентацию, можно делать конкурсы и КВН.

Задание 2.

Посмотрите на фотографии людей внимательно и попытайтесь ответить на три вопроса по отношению к каждому из них: Кто он? Какой он? Чем он занимается?

Найдите среди них человека: а) лауреата Нобелевской премии по литературе; б) организатора и руководителя финансовой пирамиды, присвоивший себе около 3 млрд. долларов.

Ответы:

Слайд 21 - это Глеб Горбовский: Поэт, автор песен. Автор таких книг, как «Поиски пепла», «Тишина» и др. Родился в семье русистов. С детства любит читать, предпочитает Некрасова, Блока, Бодлера. Учился в древоотделочном ремесленном училище. Какое то время сидел в колонии.

22 –Дарья Разумехина: Кандидат филологических наук, журналист, переводчик, владеющий 7 языками, вывший сотрудник французского ТВ и французской газеты Liberation. Проживает в Лондоне, занимается искусством дизайна. Ее изделия продаются в самых дорогих магазинах Италии, Англии, США, Китая. Дарья честная, прямая, Волевая, независимая женщина. Любит читать, ее личная библиотека насчитывает около 10000 томов.

23-Лариса Луста: Молодая певица. Дипломат Всероссийского открытого конкурса «Романсиада», Лауреат Международного Конкурса классической музыки и других престижных наград в области музыки. Первое высшее образование- экономическое. Помимо эстрадной деятельности ведет передачу на ТВ.

24- Аркадий Райкин: В прошлом участковый врач, в настоящее время редактор отдела юмора и сатиры в журнале «Юность», автор полутора десятков книг, ведущий юмористического клуба «Белый попугай».

25- Валентина Терешкова: Первая в мире женщина-космонавт.

26 Мэтр театрального искусства - Константин Сергеевич Станиславский. Выдающийся русский режиссер, педагог, актер.

Эффекты восприятия, наиболее часто оказывающие негативное влияние на качество взаимоотношений учитель-ученик и препятствующие созданию ситуации успеха:

Эффект ореола - любая информация, получаемая о каком-то человеке, создает нам такой его образ -ореол , который, мешает видеть действительные черты собеседника.

Эффект проекции - приятному для нас человеку мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки.

Задание 3.

Педагогическая ситуация

Создание ситуации успеха на уроках истории

Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя истории, хорошее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на "хорошо" и "отлично". Неожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. И тогда Вы…

Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ.

Ольга Петровна, преподаватель истории, опытный специалист, имеет стаж работы 25 лет. Учащиеся жалуются, что педагог много задает, и не ответственно относятся к выполнению домашних заданий. На что учитель напоминает им о предстоящем экзамене, однако этот аргумент не действует.

Василий Петрович пришел на собрание к своему сыну. Семья обеспеченная, удовлетворяются все потребности ребенка. В ходе беседы с учителем выяснилось, что сын – недобросовестный ученик и нарушитель дисциплины. А отец говорит, что этого не может быть, что учителя предвзято к нему относятся.

Вывод: Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, к школе, к труду, т. е. способствует эффективности обучения.

Педагогическая диагностика

1. Анкетирование учащихся. Наиболее показательными при этом является прием незаконченных предложений. Например:

Если я получаю хорошую отметку, это значит….

Если я получаю плохую отметку, это значит….

Мне всегда приятно, когда взрослые…

Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…..

Я чувствую себя уверенно, когда учитель…

Я стараюсь..

Я был бы рад…

Я надеюсь..

Я уверен…

Я мечтаю..

Я стремлюсь…

Я хочу…

Я не сомневаюсь…

Моя цель…

2. Анкетирование родителей, наблюдения и экспертные опросы.

Например, для определения интенсивности познавательной потребности учащихся может быть использована следующая анкета

Как часто ученик занимается какой-нибудь умственной деятельностью (несколько часов) а) постоянно (5 б.) Б) иногда (3б.) в) очень редко (1 б).

Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? А) помучиться, но самому найти ответ (5 б.) б) когда как (3 б.) в) получить готовый ответ от других (1 б.)

Много ли читает школьник дополнительной литературы а) постоянно, много (5б.) б) иногда много, иногда ничего не читает (3 б.) в) мало или совсем ничего не читает (1б.)

Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? А) очень эмоционально (5б.) Б) когда как (3б.) В) эмоции ярко не выражены по сравнению с другими ситуациями (1б.)

Часто ли задает вопросы? А) часто (5б.) Б) редко (3б.) В) очень редко (1б.)

17-25 балов – познавательная потребность сильно выражена

12-16 – умеренно

Меньше 12 - слабо

3. Самоанализ

1. Какие приёмы организации ситуации успеха используется

- при опросе,

- изучении нового материала,

- в ходе закрепления,

- при сообщении домашнего задания?

2. Какими способами учитель создаёт благоприятный психологический климат в классе?

3. Какие функции выполняет оценка знаний и умений учащихся?

Список используемой литературы

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989-355.

Амонашвили. Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. Москва, 1980 г.

Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:"Просвещение", 1983-96

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: Просвещение, 1991г.

Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.:"Просвещение", 1991-80.

Быныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997-№2, с.14.

Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение", 1991-239.

Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе».- Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991-71.

Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983-175.

Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982-175.

Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.:"Новая школа ", 1993-72.

Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: "Просвещение", 1986-160.

Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981-126.

Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь,2002.

Окунев А.А. Как учить не уча.. - СПб: Питер Пресс, 1996г.

Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998-№6, с.46.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика, М.: Московский психолого-социальный институт; НПО «МО-ДЭК», 2000.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995-528.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998-53.

Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: "Просвещение", 1960-140.

Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Речь, 2002.

Смирнова Е. Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997-50.

Советова Е.В. Педсовет; практическое руководство для директора школы/-Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-315,(1) с.

Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960-234.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972-254.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.

Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского. М.:"Педагогика", 1987-160.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974-569.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42-43.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979-175.

Щуркова Н.Е. Культура Современного урока., М., Педагогическое общество России, 2000.

Приложение 1

Технология создания успеха (памятка)

Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:

1.Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.

2.Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.В задачах должна присутствовать степень новизны.

5.Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

 

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

 

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

 

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

 

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

Приложение 2

Самодиагностика готовности к созданию ситуации успеха

Часть 1.

Уважаемые коллеги!
Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливаем внимание на негативном.
2. Улыбка, добрый взгляд.
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.
4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.)
5. Сравнение одного ребенка с другим.
6. Отмечает «персональную исключительность».
7. Аргументирует надобность действий.
8. Учит алгоритму действий.
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.
10. Учитель много говорит за детей.
11. Высказывает недовольство учеником, группой.
12. Вера в способности ученика.
13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.

14….

Часть 2.

Уважаемый коллега!
Просим Вас ответить на анкету «Незаконченное предложение»
Закончите предложение.
Начиная урок, я произношу слова:
«___________________________________________________________________________________»
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю:
«___________________________________________________________________________________»
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:
«___________________________________________________________________________________»
По моему мнению, на эффективность урока влияет:
«___________________________________________________________________________________».

Часть 3.

Просим Вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику «Ты молодец! Отлично!»
Например:
1. Продолжай также хорошо работать.
2. Это достижение
3. Я ценю то, что ты сделал! .
4.......................
5....................

Приложение 3

Проверь себя (самодиагностика)

Проранжируйте с точки зрения ученика

Главными помехами успешной учебы являются

1.

2.

3.

4.


 

5.

6.

7.


 

8.

9.

Разбросанность интересов

Развлечения (игры, дискотеки)

Домашние проблемы

Нереальность выполнения всех домашних заданий

Отсутствие интереса к отдельным предметам

Мои интересы преобладают над школьными заданиями

У меня часто бывает плохое настроение

Думаю, не все предметы нужно учить серьезно

До моих успехов никому нет дела

 

Ответ: 1 –5, 2-9, 3-8, 4-1, 5-4, 6-2,3,7

Мое отношение к учебе улучшится если:

1. Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов.

2. Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер.

3. Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни.

4. Если буду уверен, что тот, кто лучше учиться, будет лучше жить.

5. В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы.

6. Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно.

 

Ответ: 1-1, 2-4, 3-6, 4-3,5, 5-2

Приложение 4

Выбор методов формирования познавательного интереса
и форм игровой деятельности школьников (Н.А.Рослякова).

Класс

Отличительные психологические особенности 

Методы формирования познавательного интереса  

Формы игровой деятельности

5

ВОСПРИЯТИЕ острое,   с ярко выраженной  эмоциональностью.

ВНИМАНИЕ непроизвольное, произвольное внимание, слабое, неустойчивое.

ПАМЯТЬ нагляднообразная.

ВООБРАЖЕНИЕ развитое, творческое формируется.

МЫШЛЕНИЕ наглядно-образное, словесно-логическое формируется.

Аналитико-синтетическая деятельность элементарна.

Любопытство и любознательность, широта интересов.

Стремление к активному действию.

1. Метод интеллектуальных игр.

2. Метод эмоционально-нравственного.

 стимулирования:

а) стимулирование занимательностью;

б) метод занимательных аналогий;

в) создание эффекта удивления;

г) яркость, художественность, эмоциональность речи учите ля.

3. Метод создания ситуации новизны.

Элемент игры, игровые приемы, создание игровых ситуаций;

проведение диктантов и упражнений в игровой форме;

использование грамматических сказок;

включение в урок юмористических и занимательных элементов;

грамматические физкультминутки;

игры-соревнования;

игры-сказки;

уроки -путешествия;

сочинения - сказки с использованием грамматического материала.

6-7

ВОСПРИЯТИЕ - плановое, последовательное, всестороннее аналитико-синтетическое, жизненных ситуаций.

ВНИМАНИЕ избирательной, формируется устойчивое произвольное внимание, переход к после произвольному вниманию.

ПАМЯТЬ развивается словесно-логическая.

Способность к абстрактному МЫШЛЕНИЮ, развитие конкретно-образного, критичность мышления, формируется активное самостоятельное творческое мышление.

ИНТЕРЕСЫ широкие, разнообразные, глубокие и содержательные, достаточно устойчивые.

Конфликт между стремлением к приобретению знаний и отрицательным отношением к школьному учению.

1. Методы эмоционально-нравственного стимулирования.

2. Методы анализа матических сказок;

3. Метод создания ситуации новизны, актуальности.

4. Создание ситуации познавательного спора.

5. Создание ситуации успеха.

Проведение диктантов, упражнений в игровой форме;

использование грам- уроки-сказки;

сочинение грамматических сказок;

игровые приемы;

игры-соревнования;

включение занимательного и юмористического материала;

ролевые игры.

8-9

ВОСПРИЯТИЕ аналитико-синтетическое

ВНИМАНИЕ избирательное, произвольное

и послепроизвольное.

ПАМЯТЬ словесно-логическая.

МЫШЛЕНИЕ самостоятельное, критичное, творческое.

ИНТЕРЕСЫ широкие, устойчивые;

действенный интерес к познанию;

низкий интерес к школьному учению.

Развитие способностей.

1. Метод создания ситуаций познавательного спора.

2. Метод организации учебных дискуссий.

3. Метод анализа жизненных ситуаций.

4. Метод создания ситуации актуальности.

5. Методы эмоционально-нравственного стимулирования.

Ролевые игры;

деловые игры;

дискуссии;

"мозговой штурм";

"грамматические бои" и др. игры-соревнования;

решение лингвистических и грамматических задач;

составление кроссвордов, викторин, написание грамматических сказок и сочинений.

Опубликовано в группе «Педсовет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.