Статья «Учебная мотивация школьников и инструменты ее повышения»
«Учебная мотивация школьников и инструменты ее повышения»
Современная система образования, стремясь дать учащимся знания, развить в них умения и навыки, приобщить их к общечеловеческим и культурным ценностям, сталкивается с серьезной проблемой, а именно – с отсутствием у учащихся стремления учиться в полную силу.
Конечно, современные реалии, окружающие подрастающее поколение, так или иначе, способствуют этому процессу. Наличие гаджетов, компьютеров, а главное - интернета дают возможность школьникам не беспокоиться по поводу усвоения и запоминания информации. Небольшое устройство в руках открывает ребенку весь мир, помогает ему адаптироваться в окружающей его среде, рассказывает, показывает, отвечает на многие вопросы. При этом данный путеводитель не требует запоминания, пересказа, рассуждения и анализа увиденного и услышанного.
Готовый продукт переваривается большими партиями, что приводит к отсутствию мотивации к его запоминанию, осмыслению, образному мышлению. Более того, не секрет, что многие дети пользуются ответами и решениями из интернета. Для современного школьника наличие письменного домашнего задания не вызывает волну переживаний и беспокойства по поводу его выполнения, как это было у его родителей. И учителя, понимая эту ситуацию, разводят руками, так как понимают, что сложно бороться с достижениями человеческого развития. Значит, перед учителем теперь стоит сложная задача – найти выход из сложившегося положения.
Конечно, в данной статье сложно охватить всю область этой проблемы, и автор не стремится к этому. Будучи преподавателем истории, автор на своем предмете показал примеры решений по стимулированию интереса школьников к учебному процессу.
Одной из главных проблем современных школьников является отсутствие интереса к чтению. Но, история без чтения – не история. История – это рассказ, и не просто рассказ, а сложное повествование, сотканное из событий, дат, имен, названий. Прочитать на одном дыхании параграф по истории – просто невозможно! Это чтение требует вдумчивости, пауз, осмысления прочитанного, сопоставления с раннее полученной информацией.
Часто школьнику сложно понять и запомнить прочитанное, не говоря уже о большом количестве дат, событий и т.д. Что делать в этой ситуации? Да, есть дети, которые проявляют интерес к познанию истории. Им так же бывает иногда сложно разобраться в водовороте событий и фактов, но они обладают одной важной особенностью, а именно, – стремлением к познанию прошлого. А что же делать остальным школьникам? И вот тут мастерство учителя, его опыт и умение увлечь учеников являются важными составляющими продуктивного урока.
Одним из методов изучения исторического текста является работа с таблицей. Да, именно таблица может помочь ребенку разобраться в сложных хитросплетениях определенного исторического периода или периодов. Задав проблему, учитель тем самым стимулирует учащихся, внимательно изучая текст, находить ответы, соответствующие решению поставленной задачи. И здесь на лицо не просто беглое чтение – «галопом по Европам», а изучение материала в купе с исследованием, поиском нужной информации, что заставляет школьника думать, рассуждать, анализировать, систематизировать и т.д.
Еще одним способом повышения интереса к изучению истории, является работа с источниками, как с письменными – документы, научно-технические, литературные тексты, иллюстрации, карты, так и, с вещественными. Сюда же можно добавить видео и аудио-материалы, помогающие более полно раскрыть изучаемую информацию.
Учителю нужно дать возможность учащимся проявить себя в практической деятельности - в виде работы над проектом. Защита проектов – один из действенных способов приобщения школьников к изучению истории. Проект – это индивидуальный подход к освещению того или иного вопроса, а главное – это возможность почувствовать себя на месте учителя.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что важным элементом повышения учебной мотивации школьников является мастерство учителя, его умение использовать в своей деятельности различные инструменты, способствующие стимулированию интереса к изучению предмета.
Литература:
1. Габай, Т.В. Педагогическая психология : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя - М.: Логос, 1999.- 384
3. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2007.- 272 с.
4. Скударева, Г.Н. Актуальные проблемы современного образования в контексте модернизации: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», магистрантов, аспирантов, педагогов, руководителей образовательных организаций – слушателей факультетов повышения квалификации / Г.Н. Скударева. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – 188 с.
5. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / А.Т. Степанищев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2.
Елена Владимировна
Байтерякова Альбина Фаритовна