12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черниогло Валентина Геннадьена16
2

Доклад на тему «Создание ситуации успеха на уроках математики, как один из элементов здоровьесберегающих технологий»

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ,

КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

В современной системе образования одна из важнейших задач — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на своих уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным.

Беседы, наблюдения и опыт, помогают понять, что большинство детей теряет интерес от того, что испытывают на уроках математики серьёзные трудности. Поэтому уроки должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ученика, через успех – к самосовершенствованию и заботе о здоровье каждого обучающегося.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Главный результат для любого учителя, какой бы методики он не придерживался – это радость в глазах ученика, удовольствие от урока и желание учиться.

Свою работу по данной теме необходимо начинать с диагностики, с помощью которой можно проанализировать состояние здоровья школьников

Исходя из диагностики учитель подбирает различные подходы к решению проблемы.

Я как учитель, дифференцированно подхожу к оценке освоения новых тем учащимися. Если у ребёнка что-то не получается, неудовлетворительную оценку сразу не выставляю, даю дополнительные занятия, разрабатываю индивидуальные домашние задания, определяю время повторного испытания. Важна не сама оценка, а то, что ученик, в конце концов, сделал это задание самостоятельно. Школьники должны понимать, что хорошую оценку необходимо заработать и что это им по силам, т.е. реально.

На уроках математики дети познают математический мир, пробуют свои силы в решении математических задач, числовых выражений, в нахождении корней уравнений.

Создать на уроке ситуацию успеха, атмосферу доброжелательности мне, как учителю, помогают психологические приемы, описанные в книге Белкина А.С.:

1.Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и тренируемся, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задания или упражнения».

2. Авансирование успешного результата.

Помогает выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно

справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку

уверенность в своих силах и возможностях.

«У вас обязательно получиться...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения
деятельности

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания «Возможно, лучше всего начать с...» «Выполняя задание, не забудьте о...»

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи, Алексей, товарищам не справиться...»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой

деятельности.

«Только ты и мог бы....»

«Только тебе я и могу доверить...»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу...»

«Так хочется поскорее увидеть...»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось задание под № 1245…»

«Больше всего мне в твоей работе понравилось...»

«Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим довольно часто сталкиваешься с другой проблемой - когда благополучный и хорошо успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в предлагаемых заданиях, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму, где между двумя ситуациями успеха располагается ситуация неуспеха.

Чтобы понять ребёнка, его надо любить и уважать. Говорю и убеждаю в том, что уроки математики — это не бессмысленная трата времени. Это требует наша жизнь. Это очень важная наука.

Традиционные приемы, используемые учителями-предметниками, постоянно держу в своем ассортименте. Это похвала ученика при всем классе (прилюдно), запись благодарности в дневник, благодарность на клеящихся листочках, которые наклеивая в тетрадь со словами «Прекрасно!», «Замечательно!», «Чуточку постарайся!» и др.

 

Достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека: без самоутверждения человеческая жизнь становится бессмысленной. Очень важно, чтобы это состояние стало привычным для формирующейся личности.

Мы не должны допустить, чтобы среди обучающихся были неудачники: школьники, не добившиеся успеха в учебе, обладающие комплексом неполноценности, низкой самооценкой, неверием в свои силы, низким уровнем мотивации. Ребенку необходимо помочь добиться успеха в учебной деятельности, это позволит снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Школьника надо убедить, что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже своих товарищей, поэтому, «трудно» не значит «невозможно». Создание ситуации успеха на уроках математики оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Исследования показывают, что дети быстрее и лучше усваивают те предметы, которые им более интересны. Значит, первостепенная роль на

уроках математики должна принадлежать тем приемам и методам, которые создают ситуацию успеха.

 

Алгоритм создания ситуации успеха

Ситуация успеха - неожиданная радость

Некоторые приемы «неожиданной радости»

прием “Лестница” или “Встань в строй”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

 

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

Прием № 2 “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

 

Прием №3 “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

 

Ситуация успеха -Общая радость

Приемы «общей радости»:

прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

 

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

 

прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

 

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

 

прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

 

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.

 

прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

 

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

 

Механизм заражения.

 

1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.

2 шаг: выбор гносионосителя.

3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества.

4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”.

 

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл “общей радости”.

Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

 

  1. Ситуация успеха – «Радость познания»

 

прием “Эврика”.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

 

прием “Линия горизонта”.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

Технологические приемы создания ситуаций успеха.

ПРИЕМ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

 

Для создания ситуации успеха на уроке можно использовать различные приемы и методы.

Создание благоприятной психологической атмосферы во время работы на уроке. Это

Спокойный доброжелательный тон учителя.

Доброжелательные взаимоотношения между учителем и учеником. Никогда не называть ученика по фамилии и употреблять ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком.

Поддержать неуверенного ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Очень хорошо» и «Молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся и дальше!» и т.д.

Задания подбирать, дифференцируя по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке.

Разработать систему дифференцированного опроса (задания различные по степени сложности, слабым можно дать задания типа «сделай по образцу», «восстанови запись»).

Создание на уроке микроклимата сотрудничества и взаимопомощи. Например, через проведение обучающей самостоятельной работы в парах или группах; при выполнении индивидуального задания воспользоваться помощью более успешного ученика.

Разноуровневое домашнее задание, чтобы каждый мог сам выбрать свой уровень заданий и выполнить его.

Предложить на уроке музыкальную слайдовую презентацию.

 

Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов на уроке, развивающих интерес к учебе:

Эффект новизны;

Эффект разнообразия;

Эффект занимательности;

Эффект увлекательности форм и метода изложения;

Эффект использования ярких художественных средств;

Эффект образности;

Эффект игры;

Эффект удивления школьника;

Эффект поиска;

Эффект парадоксальности.

Методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Вот некоторые из них:

Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они используются как при изучении новой темы, так и при подведении итогов.

Например,

1)Связь домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему. С целью подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока, проверяется практическая часть домашнего задания. С помощью ключа - буквограда (зашифрованных букв) определяется, какое слово зашифровано. Подчеркивается, что именно правильно выполненное домашнее задание помогло открытию темы урока, что ученики сами сделали это.

2) С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, ученики выполняют задание: «Что больше». Но из-за недостаточных знаний при выполнении некоторых примеров создается проблемная ситуация. Мотив – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила сравнения! Ученики согласны с тем, что надо решить эту проблему.

Организация поисковой деятельности, через создание проблемных ситуаций, лабораторное исследование, практическую работу, эксперимент.

Например,

Практическая работа в 9 классе при изучении темы по геометрии

«Длина окружности». Учащимся предлагается выполнить измерения длины двух окружностей, их диаметров и найти отношение длины к диаметру окружности. Затем сделать вывод, что это отношение не зависит от длины окружности и ее диаметра. Таким образом, получается формула длины окружности С = П*D

Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Записываются два столбика примеров на сложение и вычитание с ответами. Учащиеся анализируют полученные ответы и формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Использование игровых методик. Проведение итоговых занятий в форме игры.

При изучении нового материала показать связь с другими предметами.

При выполнении коллективной работы. При коллективной работе каждый ученик занят делом, каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. Поэтому у каждого участника коллективного дела появляется интерес. Да, если он за работу получит еще положительную оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастает.

Содержание материала для устных упражнений должно быть рассчитано на учащихся разных категорий. Учитель сам определяет, кому какое задание в устном счете дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил.

Формировать умения и навыки, рассуждать по алгоритму: для сильных - это образец; для средних и слабых - формируется умение высказываться.

Опрос учащихся на уроках разного типа необходимо строить по-разному.

На уроке изучения нового материала, после объяснения опрашиваются все обучающиеся по цепочке, где выясняется, что понято, что нет, и составляется программа дальнейшей работы с учетом того, что на уроке удалось, а что нет.

При закреплении нового материала - у доски первыми отвечают сильные ученики, которые четко знают материал, умеют правильно и быстро решать, грамотно говорить, тем самым для слабоуспевающих обучающихся появляется возможность через объяснение товарища еще раз прослушать материал.

Использование дополнительного материала на уроке так же создает ситуацию успеха на уроке. Это исторические справки, сочинения на математическую тему, кроссворды, стихи о математике и др.

Использование наглядных средств позволяет активизировать как зрительную, так и слуховую память.

 

Применение различных методов контроля: само- и взаимоконтроль, включенный контроль, тестирование, диагностика по качеству полученных знаний, система оценки «Оцени себя сам!».

Своевременное выявление проблем в знаниях и умениях учащихся и устранение допущенных недостатков, затруднений. Необходимая коррекция должна проводиться на этом же уроке, что и контроль или пригласить на дополнительное занятие. На дополнительном занятии дать такое задание, которое нельзя не выполнить.

 

 

Успех гарантирован лишь тому, кто прилагает усилия. Для одного ребенка ожидание успеха привычно, для другого эпизодично, для третьего единично. В основном, эти учащиеся уверены в себе, исполнительны, активны; хорошие и отличные отметки воспринимают спокойно. Секрет их надежности - в постоянном ощущении радости. Радость - будничная, но зато постоянная. Это именно те дети, которым не нужна помощь. Но у некоторых учащихся уверенность превращается в самоуверенность. Для такого рода школьников хорошее влияние оказывает педагогический прием: «Холодный душ». Учитель, видя, что радость сбывшихся надежд стала привычной, потеряла свою остроту - за небрежное оформление задания ставит «тройку». И учащемуся приходится пересматривать свое отношение к учебе.

 

Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания, это результат продуманной подготовленной деятельности учителя. Основные приемы: «Даю шанс», «Исповедь», «Эмоциональное поглаживание», «Анонсирование». Например: - «Исповедь» или «Когда учитель плачет» можно применять, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

- «Даю шанс» - учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Бывает так, что ученик не согласен с отметкой учителя за четверть или за год. Тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме.

- «Эмоциональное поглаживание» применяю для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Слова учителя: «Ты - великий математик!» или «Умница!» оказывают серьезное внимание на становление личности.

- Прием «Анонсирование» учитель может применить, когда хочет предупредить о предстоящей самостоятельной или контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.

Радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовлена учителем или быть спонтанной. Радость – это эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Это радость за тех, кого уважают, в успехах которых видят общий престиж. В таких ситуациях проявляется сплоченность, забота о других.

Используемые приемы:

- «Ты так высоко взлетел». Слово учителя рождает усилие, усилие рождает мысль, а мысль – знания и ответное чувство признания.

- «Обмен ролями». Этот прием дает возможность выставить скрытый потенциал интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей учащихся (в форме деловой игры).

- «Следуй за нами» нужен для того, чтобы помочь слабому учащемуся, с помощью одноклассников или друзей, усвоить тот учебный материал, где были проблемы.

 

Познание опирается на самообразование, на самопознание. Используемый прием «Эврика» основан на том, что учитель создает условия таким образом, что ребенок неожиданно для себя приходит к открытию, раскрывающему для него ранние возможности. Задача учителя заметить это открытие и поддержать ребенка, поставив перед ним новые серьезные задачи, вдохновив на их решение.

 

Методические приемы, используемые на разных этапах урока математики.

Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и по заслугам оценивают. Так же и для учащихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урока можно применять прием «эмоциональное поглаживание» и быть «чистосердечным в своей оценке и щедрым на похвалу». Нужно дать понять учащимся, что вы верите в их способности и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи, вызывая у них энтузиазм с помощью признаний его достоинств и поощрения.

Я как учитель-практик на каждом этапе урока применяю различные методические приемы создания ситуации успеха.

В начале урока, на этапе актуализации знаний, часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими). Например, в 7 классе большое внимание уделяется решению уравнений, и учащиеся очень часто допускают ошибки при переносе слагаемых или раскрытии скобок. Предлагаем им найти ошибку при решении уравнений.

Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, и работают даже те дети, которые обычно молчат, стесняются публичных выступлений. Учащимся предлагается быстро хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-». Вот примеры вопросов в 6 классе по теме «Делимость чисел»:

Какое число является делителем любого числа?

Делится ли 555 на 3?

Назовите наименьшее простое число.

Число 31 – простое?

Сколько человек в 3-х квартетах?

Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

При объяснении нового материала на уроках хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума как удивительное. На этом этапе использую прием «Удивляй!» Например, в 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения», можно удивить учащихся тем, что сразу, не решая, называю корни приведенных квадратных уравнений. Удивленные школьники тоже захотят научиться делать это быстро. Таким образом, можно подвести учеников к теме «Теорема Виета».

Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому при доказательстве я даю краткий готовый план, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, при доказательстве теоремы о площади треугольника (площадь треугольника равна половине произведения стороны на высоту, проведенную к этой стороне) план доказательства может быть таким:

1. Выполнить дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.

2. Доказать равенство треугольников АВС и МСВ.

3. Сделать вывод о равенстве площадей этих треугольников.

4. Найти площадь треугольника АВС как половину площади параллелограмма АСМВ. Сделать вывод.

План позволяет охватить все доказательство в целом и у учащихся возникает ощущение полноты, что приводит к уверенности.

С М

 

 

А Н В

 

В 5-х и 6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»).

Например, задание: расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь название металла, который горит:

Й 0,35+0,392 Г 5-4,573 М 3,087-2,84

А 2,174-1,9 И 0,72+0,004 Н 1,5-1,028

При проведении самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Есть такие школьники, которые очень медлительны и не успевают по времени выполнить работу. В этом случае успешным оказывается прием «Даю шанс». Учащиеся после уроков дописывают работу, но с выполнением дополнительного задания, чтобы находиться с остальными учащимися в равных условиях.

При организации домашнего задания часто учащиеся выполняют творческие работы: составляют кроссворды, ребусы, сочиняют стихи и сказки, обычно они выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой отметкой и похвалой.

Для активизации познавательной активности учащихся использую прием «Заражение» (выбирается ученик, как пример для подражания, на которого учащимся захотелось бы быть похожим).

 

Успех в математике – успех в любом деле, успех в жизни! Редко, кто, имея хорошие знания, терпит неуспех в жизни.

Ситуация успеха не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая школьнику, связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Школьнику следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума, используя внушение, поддержку, установку на завтрашнюю радость. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе.

Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.

 

Заключение

Достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека, «только успех поддерживает интерес ученика к учению».

Успех связан с чувством радости, а ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.