Доклад «Сторителлинг как способ создания ситуации успеха на уроках иностранного языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
Доклад
«Сторителлинг как способ создания ситуации успеха на уроках иностранного языка»
Подготовила:
Лебедева Светлана Олеговна,
Учитель английского языка
МОУ СОШ №33
Петрозаводск
2018
На сегодняшний день образование носит инклюзивный характер, что обуславливает актуальность темы «обучение детей с ОВЗ». Но еще остаются коррекционные классы, в которых обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
При обучении английскому языку следует обратить на следующие особенности этих учащихся
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно
реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.[1]
Английский язык – предмет сложный, состоящий из четырех аспектов речи: говорение, письмо, чтение и аудирование, требующих использования тех психических процессов, которые затруднены у детей с ОВЗ. Все аспекты речи должны быть связаны между собой в процессе обучения, для полноценного усвоения и получения навыков использования АЯ. Обычно ученик не охотно включается в деятельность, если она представляет проблему, вызывает затруднения, поэтому мотивация сразу падает. Особенно это часто встречается у детей с ОВЗ.
В своей практике я столкнулась с такой проблемой. Исследовав достаточное количество источников информации о методах работы с детьми с ОВЗ, я решила опробовать некоторые из них и получила следующие результаты. Метод американского преподавателя английского языка A.J. Hoge, предложенного в разработанной им программе “Effortless English”, предполагающий собой рассказ истории, с потоянным обращением к слушателю с вопросами (по каждому предложению)
В современном русском языке появилось заимствование, которым можно описать данный метод, а именно – «сторителлинг»
Знаете, каким образом возникли сказки, былины, легенды?
Первые писатели понимали, что мало написать просто поучительный текст или сухую историческую справку. Чтобы история стала популярной и произвела эффект, нужно рассказать ее доступным языком, используя ярких героев.
Не столь важно, будут ли это выдуманные герои или просто приукрашенные исторические персонажи. Главное, чтобы читатели понимали, о чем идет речь, и верили в рассказанную историю.
Точно этот же метод используют современные писатели, чтобы донести нужный факт до своей аудитории: они рассказывают интересные истории.
Именно так и переводится с английского языка слово storytelling – рассказывание историй.
То есть, сторителлинг – это эффективный метод донесения информации до аудитории путем рассказывания смешной, трогательной или поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами.
Несмотря на то, что это далеко не новый способ, впервые широкой аудитории представил его руководитель корпорации из США Armstrong International – Дэвид Армстронг.
Он использовал сторителлинг для того, чтобы улучшить показатели работы своей компании и быстрее обучить новичков.
Результаты были настолько великолепными, что Армстронг решил поделиться ими со всеми, написав книгу Managing by Storying Around, где и показал собственный опыт использования сторителлинга.
Каких целей можно достичь при помощи сторителлинга?
Как я уже сказала, сторителлинг можно успешно применять в различных сферах: ведения сайта, бизнес, работа с персоналом, продвижение продукта, психотерапия, коучинг и т.д.
При помощи этой техники можно достигать различных целей:
- Влиять на подсознание читателя или слушателя.
- Доносить нужную информацию с первого раза, не заставляя мучиться вопросом: «Что же хотел сказать автор текста?».
- Максимально быстро обучать новый персонал общепринятым в вашем коллективе правилам и обязанностям.
- Минимизировать количество конфликтов в коллективе, упрочить рабочие отношения.
- Стимулировать на достижение новых целей.
К примеру, отец сторителлинга Армстронг на общих собраниях рассказывал истории успеха сотрудников своей компании, стимулируя всех остальных подражать им.
- Укреплять авторитет руководителя в глазах собственных подчиненных, повышать уровень доверия к нему.
- Экономить на материальном вознаграждении для сотрудников.
Вспомните, в советское время все газеты были забиты историями о доярках, шахтерах, трактористах и прочих героях труда, которые били все рекорды по выполнению норм.
Люди готовы были работать на износ, чтобы походить на них.
- Показывать, что советы, которые вы даете своим читателям, работают, потому что есть конкретный человек, который воспользовался ими и у него все получилось.
- Продать продукт: реклама:
«Маша мазала лицо чудо-кремом и избавилась от всех морщин, мажьтесь и вы, если хотите иметь гладкую кожу и т.д.»
Как видите, при помощи сторителлинга можно достичь различных целей.
Главное – рассказать историю правильно, чтобы она подействовала на аудиторию, а не была рассказана впустую. [2]
Метод, который использует A.J. Hoge в своем проекте “Effortless English’ предполагает собой использование не просто ярких простых интересных историй, но и общения с аудиторией посредствам вопросов, которые задаются к каждому предложению и предполагают простых незамедлительных ответов на них. В результате чего совершается акт коммуникации. Большое затруднение для учащихся представляет составление предложения, соответственно – высказывание собственного мнения по проблемным вопросам, что избегается в данном задании. Совершение акта коммуникации создает ситуацию успеха для обучающихся, что вызывает положительные эмоции, связанные с предметом, а в дальнейшем и мотивацию к другим видам деятельности на уроках иностранного языка.
Горбачёва Марина Юрьевна