Мастер-класс «Создание ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания»
Мастер-класс
в рамках семинара "Развитие образовательной организации
в условиях инновационной деятельности"
по теме
" Создание ситуации успеха
ученикам на уроках истории
и обществознания"
учитель истории и обществознания
Париновой Екатерины Евгеньевны
Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель уделяет большое внимание создании ситуации успеха на уроке. В этом учебном году я работаю над методической темой "ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ К УСПЕХУ УЧЕНИКА ". Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своим опытом по созданию ситуации успеха ученикам на уроках истории и обществознания.
Цель мастер - класса: обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задачи:
напомнить коллегам понятие "педагогический успех", “интерактивное обучение”;
показать методы и приемы интерактивного обучения, применяемые на уроках истории и обществознания, провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .
Для начала предлагаю разобраться с терминологией.
СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают достижение цели.
УСПЕХ - это положительный результат деятельности.
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Достичь ситуации успеха на уроках нам более всего помогают интерактивные методы обучения. А они требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога
То есть, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Существует большое многообразие интерактивных методик. Я выбрала наиболее приемлемые и наиболее популярные для создания ситуации успеха.
Вашему вниманию хочу представить ряд приемов для организации учебного процесса и внеклассной работы по истории и обществознанию, которые я применяю при сотрудничестве с детьми. Они не требуют длительной подготовки, просты в организации и не нуждаются в особом реквизите .
Итак, как же создать на уроке ситуацию успеха? Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».В связи с этим, в ходе учебного процесса я подбираю такие задания, с которыми учащиеся данной возрастной категории могли бы справиться без затруднения, т.е. они должны быть посильными для детей.
Рассмотрим различные виды заданий для различных этапов урока.
В помощь приглашается фокус - группа из 6 человек, в решении поставленных задач могут принимать активное участие и коллеги из зала. Выступление сопровождается презентацией.
Так, например, прежде, чем начать работу на уроке мы настраиваемся на позитив, желая друг другу успеха.
Задание 1. Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте, Мария! (прикосновение всей ладонью)
В своей практике я время от времени использую сингапурскую технологию, максимально адаптируя приемы под конкретную ситуацию. Так, мы адаптировали прием Сигнала тишины (Хай Файв-High Five) для создания позитивного настроя перед работой и установление доверительных отношений между учителем и учеником.
В своей практике я практикую работу с путевыми ,оценочными и рабочими листами. Создавая свои собственные дидактические материалы, учитель выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист (рабочий лист - уникален по оформлению и подборке материалов).
Несомненно, создание рабочих листов к каждому уроку - это процесс очень трудоемкий, но он позволяет максимально активизировать деятельность учащихся на уроке. Достоинства авторских рабочих листов и в том, что они ориентированы в большей степени на самостоятельную работу ученика на уроке по поиску материала, его систематизации, выделения главной мысли, заполнение схем и таблиц. Так же предусмотрены виды деятельности, требующие умения давать свою собственную оценку тому ли иному событию, анализировать материал, критически мыслить ,рефлексировать. В результате, происходит оценка знаний и умений каждого учащегося, все дети имеют возможность проявить себя и получить хорошую отметку. Вашему вниманию представлен оценочный лист Путешествие "из варяг в греки", разработанный для урока истории России 6 класса. Сегодня наши "Ученики" тоже будут иметь возможность ознакомиться с рабочим листом к уроку обществознания 6 класса, разработанного к теме "На пути к жизненному успеху".
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, в следствии чего и настраивается на успех.
Например, прием "Эпиграф".
Задание 2.В начале урока ученикам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске, и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Например: О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова (ошибка, это отрывок
из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник)
Задание 3. Прием "Ребус". Учащиеся разгадывают ребус, в котором зашифровано ключевое слово к теме урока. После чего они формулируют и тему урока. (Ответ:декабристы.Тема урока: Восстание декабристов.)
Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова — стадия осмысления содержания — стадия рефлексии. Каждую из них можно организовать по-разному. Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя. Чаще всего для активизации познавательной деятельности ребятам ставится проблемный вопрос, над которым мы работаем весь урок. Например: Какой путь развития более приемлемый для общества: путь восстаний и революций или путь реформ?
Задание 4.При проверке домашнего задания часто использую прием "Да-нетка" или "Заморочки из бочки". Суть игры – участники должны ответить верят они или нет в то или иное утверждение. И я с вами проведу эту игру. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?
(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)
2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?
(Нет. Александр II является племянником Александра I.)
3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?
(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал).
4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”? (Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность).
5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины. (Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)
6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)
7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов? (Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению).
Данная игра тоже интересна для учащихся, они с удовольствием принимают в нем участие.
Для осмысления изученного материала можно использовать прием сингапурской методики ЭЙ АР ГАЙД (anticipation-reaction guide)-обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения `упражнения-раздражителя` для активизации мышления. Примером выступает таблица к уроку истории "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов":
ДО |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ПОСЛЕ |
Поводом к восстанию стал династический кризис 1825 года. |
||
2. Участников тайных организация называли декабристами, т.к. они все родились в декабре? |
||
3. Восставшие хотели обнародовать "Манифест к русскому народу"(отмена крепостного права, свержение царя и т.д.). |
||
4. Декабрист Петр Каховский убил царя Николая. |
||
5. Диктатор (руководитель) восстания С.П.Трубецкой привел восставших к победе, царя свергли. |
||
6. Восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение |
«Час редактора» чаще всего использую на этапе закрепления учебного материала.
Вариант А. Группы получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты...
Используя на уроке данное задание, вы не только можете проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на ЕГЭ.
Вариант Б. Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте даётся перепутанная информация, связанная с разными событиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, дополнить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.
Вариант В. Учащиеся, работающие в группах, должны найти исторические неточности в тексте и исправить все ошибки в тексте.
Пример А.Тема: Общественное движение при Александре 1".
Задание: Восстановите документ.
В России было два тайных общества. Одно находилось на севере в г. Петербурге, оно так и называлось: _______________________ . Второе возникло на юге, на Украине, оно называлось ____________. Северным обществом руководил _______________ и программа его называлась ___________________, а южным руководил ____________________ с программой ___________________ . Самой главной целью обоих тайных обществ было уничтожить _______________________________________в России .
Пример Б . Тема: Усиление Московского княжества.
Задание: заполните пропуски в тексте ,предварительно проработав с текстом учебника на с.43.
Иван получил свое прозвище от …….. .
В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .
За что и получил ……… и право собирать …… для Орды с подвластных земель.
Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.
Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси
ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька(«калита» –денежная сумма).
В 1327 году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.
Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.
Московское княжество при Иване Калите стало сильнейшим в Северо –Восточной Руси.
Как говорил великий педагога А.С.Макаренко "У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять".
Задание 5.На уроках мы не должны забывать о здоровьесберегающих технологиях, некоторые из них нам помогут настроится и на коллективный успех. И опять мы обращаемся к сингапурским приемам: ТИМ ЧИР (Team Cheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое
упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности. Так как мы с вами делаем одно большое дело, а тема нашего семинара " Развитие образовательной организации в условиях инновационной деятельности",перед нами стоит общая задача: развитие успешной личности ученика через инновационную деятельность. Я приглашаю Вас к психологической разрядке, нам необходимо трижды хором прокричать следующие слова:
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте!
А только вперед!
И только все вместе!
Задание 6.Использовать занимательные задачи можно практически на всех этапах урока. Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы представляю разработки занимательных задач по истории. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.
Задача №1.
На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?
1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
4. Что связывает два этих события?
Решение задачи :
1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
2. Петр I.
3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 — 1721) в которой Россия также воевала со шведами.
Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.
Задача 2: Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?
Ответ: Пришедшего последним.
Задача 3: Магическое число 333, составляющее половину от "звериного числа Апокалипсиса" (666) обладает одним любопытным свойством: до сих пор не найдено ни одного подлинного исторического документа, датированного "333 год до Рождества Христова". Сможете объяснить, почему?
Ответ: Летоисчисление "от Рождества Христова" было введено римским аббатом Дионисием Малым лишь в 525 году нашей эры, поэтому и документов, датированных "333 год от Р.Х." быть не может. Тогда этого летоисчисления попросту не было, а само число 333 здесь не причём.
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые "закрытые" задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
ТРИЗ дают нам возможность использовать в обучении открытые задачи. Предлагаю Вам решить одну из таких задач:
1.По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношестве, Как выжил этот человек?
2. Мужчина попал в плен на острове, где обитали только амазонки. Они сообщили ему, что его собираются казнить, но сначала выполнят любое его желание. Какое желание он должен загадать, чтобы остаться в живых? ( один из вариантов: "пусть меня убьет самая некрасивая из вас").
Для достижения успеха ученика на уроках, мы обязательно должны учитывать и творческие способности каждого ребенка. В этом мне помогают приемы визуализации мысли и творчества. Пример: детям предлагается составить герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема. А чем Вы отличаетесь от других? Или следующее задание: предложите идею оригинального памятника «Успешному человеку»
Сочинение-рассуждение, письма, сказки, реклама, сочинение стихов. Эти виды работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.
" Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...",
«Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.д.
Настоящий педагог оценивает свои успехи успехами своих учеников .Вашему вниманию хочу представить работу ученицы 7 класса Мотроненко Ангелины, которая прорекламировала свой цех по пошиву обуви, назвав его "Дело под каблучком или шаг к обновлению". Для меня эта работа является настоящим сокровищем! В качестве рекламных вывесок она использовала таблички с девизом на каждый день недели:
Понедельник:"У нас и тапки и сапожки - оденем мы любые ножки!".
Вторник:"После нашего ремонта, Ваша обувь для бомонда!".
Среда:"Пришла середина недели. Вы новую обувь одели?"
Четверг:" Мы сделаем обувь умело и ты пойдешь по жизни смело!".
Пятница:"Наша обувь лучше всех, принесет тебе успех!".
Суббота:" Выходной день впереди, пару новую купи!"
Воскресенье: "У нас сегодня выходной - закрыты мы , иди домой!"
Я считаю, что у каждого учителя должны быть свои "фишки", дети это очень любят и ценят. Эти методы и приемы помогают мне наладить психологический контакт с ребятами. Используя своего рода "кредит доверия", я предоставляю им возможность почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми, которые в данной ситуации могут самостоятельно спровоцировать для себя ситуацию успеха:
«Отсроченная отгадка» (Например: В борьбе с каким внутренним врагом Петр I признал свое поражение?).
«Идеальное домашнее задание» (Работа по собственному выбору и пониманию ученика).
«Подарочный вопрос» (например, при написании проверочной работы, ученики один из вопросов могут сформулировать сами и ответить на него. При условии, что вопрос будет интересным и не будет повторяться).
«Лист защиты». Перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель может реагировать на запись в "Листе защиты" следующим образом: "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не работает. Все должны быть готовы».
Теперь я предлагаю фокус-группе поработать в контексте урока обществознания и на практике отработать ряд заданий в рабочих листах. Тему урока мы сейчас с вами сформулируем.
На слайде появляются изображения золотой рыбки, четерехлистного клевера, трехлапой жабы, подковы, смеющегося будды, денежного дерева. Ученики отвечают на вопросы:
1. Определите, что же объединяет все эти символы?
(Символы счастья, удачи, благополучия, успеха)
2.Предположите, о чем мы будем сегодня говорить?
Наша тема:"На пути к жизненному успеху".
Проблемный вопрос нашего урока: Как выглядит формула успеха? В итоге нашей работы мы получим готовый продукт - мы выведим формулу успеха!
Выполните задание №3 в рабочих листах. Прочтите высказывания, обсудите их в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека ?»
Рабочий материал
1. «Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». (Библия)
2." Оптимист-это человек, который даже упав лицом в грязь, уверен, что она лечебная!"
3."Человек, которому повезло, — это человек, который делал то, что другие только собирались сделать".( Жюль Ренар)
4."Сделай шаг, и дорога появится сама собой."(Стив Джобс)
5."Ни один человек за всю историю не добился ничего великого, не породив этого сначала в своем воображении." (Наполеон Хилл)
6."В этом мире есть только один человек, который может заставить тебя добиться выдающихся успехов. И этот человек – ты."
7."Успех – это еще не точка, неудача – это еще не конец; единственное, что имеет значение, – это мужество продолжать борьбу."
8."Выполняя задание, каждый раз старайся превзойти свой предыдущий результат, и вскоре ты превзойдешь всех окружающих".
9."Достаточно быть хотя бы чуть более дисциплинированным, чтобы быть успешнее окружающих".
10."Секрет успеха – настойчивость в достижении цели."
11."Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям."(Али Апшерони).
12."Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)
(Проверка выполнения задания.)
Взгляните внимательно на слайд презентации . Какую чашу – путь к жизненному успеху – вы выберете? Почему?
А сейчас мы немного отдохнем. Организовывается музыкальная танцминутка под песню Ёлки "Все зависит от нас самих". После просмотра видео фокус - группа отвечает на вопрос: -Может ли человек добиться успеха окружая себя только символами счастья, показанными в начале урока?
Далее мы переходим к проблемное заданию. Разделившись на две творческие группы, опираясь на дидактический материал(инфографику), ответьте на вопрос: что, способствует, а что мешает жизненному успеху?
Первая группа определяет факторы, способствующие жизненному успеху.
Вторая группа определяет факторы, препятствующие жизненному успеху.
(Группы представляют свою работу графически ( в виде кластера) в рабочих листах).
Успех, благополучие в жизни во многом зависят от готовности и привычки к труду. Это хорошо понимали наши предки, потому и сложились следующие пословицы. Задание: Вспомните поговорки и пословицы о труде.
Вопросы к классу
- Что объединяет все эти пословицы?
- Чему они нас учат?
(Ответы учеников.)
Например:
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Умение и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличились.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Не боги горшки обжигают.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без терпенья нет уменья.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Какие труды такие и плоды.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Малый топор может срубить большое дерево.
Не начавши – думай, а начавши – делай.
Куй железо, пока горячо.
В качестве закрепления материала, дети должны были предложить идею оригинального памятника "Успешному человеку",нарисовав его, при этом не рисуя лица. Проект памятника разрабатывается с учетом приобретенных знаний !В конце урока детей ждал сюрприз: я раздала детям их фотографии, ученицы вырезали свои лица и вклеили в проект памятника. Таким образом, этот прием поможет детям стать более увереннее в себе. Представляю Вашему вниманию отрывок из урока (просмотр видео).
- Как знания полученные на уроке мы можем использовать в жизни? Возвращаемся к проблемному вопросу нашего урока: Как выглядит формула успеха? Итак, предлагаю Вам коллективно вывести формулу успеха!
В качестве учебной рефлексии предлагаю "Кубик Блума" — прием технологии критического мышления.Итак, в процессе мастер - класса мы выяснили, что ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он утверждал, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения и учителя. Каким образом необходимо создавать ситуацию успеха? На мой взгляд, создание ситуаций успеха невозможно без сотрудничества учителя с учащимися. Такая форма работы предполагает создание на уроке доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных задач, формирование у учеников внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. При таком стиле обучения характерно равноправие позиций учителя и ученика. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении.
Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории и обществознания с целью провокации ситуации успеха:
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.
Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.
Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.
Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.
Послесловие
Использование данных методов и приемов - это не самоцель. Важен результат.
Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в школьниках чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
И в завершении своего выступления, хочу привести своеобразную «мудрость в назидание»:
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Ведь ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список использованной литературы:
1.Гин А.А.Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя- изд.13-е. -М.:ВИТА - ПРЕСС,2013.
2. Гин А.А., М.Баркон. Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить. -М.:ВИТА - ПРЕСС,2016.
3.Белкин А.С.Ситуация успеха. Как ее создать :книга для учителей. -М.:Просвещение,1991.
4.Кинякина О.Н. и др.Мозг на 100%. Интеллект. Память. Интуиция. Креатив. Интенсив - тренинг по развитию суперспособностей. -М.:Эксмо,2009.