Занятие «Спасение ярмарки мастеров»
Пример технологической карты непосредственно-образовательной деятельности (НОД)
-
Тема НОД – лепка «Спасение ярмарки города мастеров».
Группа - подготовительная к школе.
Место занятия в разделе – является частью Основной образовательной программы дошкольной организации (художественно-эстетическое развитие), вводное.
Тип и вид занятия – тематическое интегрированное занятие по художественной лепке.
Цели – создать условия для формирования у детей познавательно-творческой деятельности посредством продуктивной деятельности: лепки из художественного пластилина.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей представления о дымковской игрушке, как об одном из самых ярких и самобытных народных промыслов.
Формировать у детей навыки аналитической деятельности.
Формировать у детей представления об образе дымковской игрушке «Барышня» и о приемах ее изготовления.
Продолжать формировать навыки работы со скульптурным пластилином и акриловыми красками.
Закрепить у детей представления о правилах безопасного поведения при работе с художественным материалом.
Развивающие:
Развивать у детей желание оказывать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, воображение, логическое мышление.
Развивать навыки работы в группе.
Развивать самостоятельность.
Развивать художественно-эстетический вкус.
Развивать речевые навыки, дикцию, активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
Воспитывать у детей положительное отношение к художественной деятельности.
Воспитывать доброжелательные отношения при детско-взрослом взаимодействии.
-
Планируемые результаты:
Предметные:
дошкольник узнает о том, что из проблемной ситуации всегда можно найти выход, придя к ее мышлению путем логического мышления и рассуждения.
дошкольник научится выполнять модель дымковской игрушки из скульптурного пластилина по замыслу с соблюдением критериев к работе; планировать и анализировать свою деятельность.
дошкольник получит возможность научиться работать в паре, работать с акриловыми красками.
-
Основные понятия: дымковская игрушка, город мастеров, Барышня, скульптурный пластилин.
Форма занятия - фронтальное.
Методы: метод косвенного воздействия, словесный, наглядный, метод проблемного обучения, анализ результатов, метод практической работы.
Приемы: схематичное рисование воспитателя, планирование выполнения задания, определение причин недостатков, объяснение, рассказ.
Оборудование – ноутбук, флеш-карта, презентация Power Point, учебная доска, маркер, скульптурный пластилин, клеенки, стека, кисти, вода, салфетки, пищевая пленка, мяч, палитра, акриловые краски.
Структура НОД
Дидактическая |
Ход НОД |
Универсальные учебные действия /нужное подчеркнуть/ |
||
Деятельность |
Деятельность |
|||
Организационный момент 3 минуты |
Предлагает детям сесть на ковер, передает мяч, спрашивает какая любимая игрушка у каждого ребенка. Вам интересно какая моя любимая игрушка? Вы сможете это узнать из стихотворения: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, что серости серей! В ней что-то есть о радуга, от капельки росы. В ней что-то есть от радости, гремящей как басы! Мы глиняному чуду поклонимся не раз, о чем, ребята складный, веду сейчас рассказ? |
Присаживаются в круг с воспитателем, передавая мяч, рассказывают о своей любимой игрушке. Внимательно слушают воспитателя, определяют, о какой игрушке его стихотворение. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: осознание речи воспитателя, установка эмоционального контакта. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками. |
|
Подготовка к основному этапу занятия Время: 4 минуты |
Верно, это дымковская игрушка, что вам о ней известно? Чем она отличается от других игрушек? Из чего и кем сделана? Какие приемы лепки могут быть использованы при создании дымковской игрушки? Дымковская игрушка – один из самых ярких и самобытных народных промыслов. |
Вспоминают и обобщают в ответах раннее изученный материал по данной теме. Размышляя, отвечают на вопросы. |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из памяти. Коммуникативные:осознание речи воспитателя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических высказываний. Регулятивные: понимание учебной задачи. |
|
Усвоение новых знаний и способов действий Время: 4 минуты |
Я вам уже сказала, что дымковская игрушка – моя любимая, но о том, что я поддерживаю общение с представителями города мастеров, упомянуть забыла. И в этот раз в послании мастера стоит отметка: для воспитанников детского сада. Откроем послание? Включает флеш-карту в ноутбук, открывает презентацию-послание, в которой мастер дымковской игрушки показывает детям картинки и фотографии различных игрушек, выполненных в его мастерской и говорит, что для дымковской ярмарки, которая состоится через неделю, не изготовили ни одной игрушки-Барышни. Мастера приболели и одному ему не успеть. Просит детей о помощи. Воспитатель спрашивает у детей, как можно помочь мастеру, наводящими вопросами подводит к мысли о том, что можно изготовить Барышень из скульптурного пластилина, раскрасить их и почтой отправить в город мастеров на ярмарку. |
Внимательно слушают воспитателя. Смотрят, воспринимают видеопослание. Анализируют проблему, активно отвечая на вопросы воспитателя, приходят к выводу о необходимости прийти на помощь мастеру и выполнить из скульптурного пластилина дымковскую игрушку «Барышня» для ярмарки с последующим ее отправлением в город мастеров. |
Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, понимание информации, представленной в разной форме: изобразительной, схематичной, модельной и т.д., проведение анализа репродукций, презентаций, сравнение, обобщение. Коммуникативные: осознание речи воспитателя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий. |
|
Первичная проверка понимания Время: 4 минут |
Предлагаю выполнить работу самостоятельно, разделившись на группы. Мастер оставил кое-какие рекомендации по изготовлению игрушки, внимание на экран: - разомните перед работой пальчики (пальчиковая гимнастика по замыслу детей); - учтите, что барышня должна быть в платье с передником, ярком наряде с головным убором; - помните, что кожные покровы дымковской игрушки белого цвета, щеки – красные круги, а все остальное яркое и веселое. - помните о правилах безопасного поведения при работе с художественным материалом. Воспитатель предлагает начать выполнение работы сверху вниз, от головы к ногам, сначала придав общие формы игрушке, а затем заняться детализацией и росписью. Обсуждает с детьми алгоритм выполнения работы, схематично фиксирует на доске. По необходимости отвечает на вопросы детей. |
Самостоятельно делятся на группы, внимательно слушают и запоминают рекомендации мастера и воспитателя, запоминают последовательность выполнения работы, составляют план работы в группе, по необходимости задают вопросы. |
Познавательные:осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, понимание информации, представленной в разной форме: изобразительной, схематичной, модельной и т.д. Коммуникативные: осознание речи воспитателя, участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, построение монологических и диалогических высказываний. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий, составление алгоритмов. |
|
Закрепление знаний и способов действий - Самостоятельная работа детей Время: 7 минут |
Предлагает приступить к выполнению работы. Если ребенку не хватило пары, то встает с ним в пару для групповой работы. По необходимости оказывает помощь детям. |
Самостоятельно в группах выполняют задание, обсуждают, договариваются, используют раннее изученные приемы лепки из скульптурного пластилина, расписывают работу акриловыми красками. |
Познавательные: осознание и удержание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, понимание информации и умения использовать информацию при выполнении практической работы. Коммуникативные: осознание речи воспитателя. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование своих учебных действий, контролирование собственной деятельности, внесение корректив, осознание возникающих трудностей и поиска способов их преодоления. |
|
Анализ детских работ Время: 3 минуты |
Предлагает детям организовать выставку на столах, совместно проанализировать работы на предмет соответствия рекомендациям мастера по созданию дымковской игрушки. |
Оформляют выставку, активно участвуют в аналитической деятельности. |
Познавательные: осознание познавательной задачи, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями, опытом. Коммуникативные: осознание речи воспитателя, участие в диалоге, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи, планирование учебных действий. |
|
Рефлексия Время: 5 минут |
Организует рефлексию, приглашая детей записать видеоответ мастеру, осуществляя самооценку собственной деятельности. |
Проводят рефлексию собственной работы. Соотносят цель и результаты. |
Познавательные: осознание познавательной задачи, анализирование собственной деятельности на уроке. Коммуникативные:осознание речи воспитателя, участие в диалоге, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи.
|
Ирина Анатольевна