Специфика мотивов учения обучающихся старшего школьного возраста
Тема: Специфика мотивов учения обучающихся старшего школьного возраста Выполнил: учащийся МБОУ ВСШ №27 11а класса Глухов Иван Сергеевич Руководитель: педагог-психолог Палицкая Наталья Владимировна
Цель: определение мотивов учения обучающихся старшего школьного возраста.
Задачи: Изучить теоретический материал по теме: “Мотивы учения” Провести исследование среду старшеклассников ВСШ №27 Дать задуматься старшеклассникам о своих мотивах учения для дальнейшего образования
Актуальность Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: по нашим наблюдениям, в последнее время ценность получения новых знаний не является приоритетным среди молодого поколения и не определяется как показатель успешности в обществе.
Гипотеза: Предполагаем, что у старшеклассников мотивы учения имеют социальную направленность и определены получением аттестата об образовании.
Классификация мотивов учения Классификация мотивов по Т.А.Ильиной Классификация мотивов по Л.И.Божович Классификация мотивов по А. К. Марковой
Классификация мотивов учения Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть как внешние, так и внутренние мотивы. Все мотивы связаны непосредственно с учебной деятельностью. Условно, все мотивы можно разделить на познавательные и социальные. Для старшего школьного возраста на первый план выступают социальные мотивы и мотивы, связанные с личной целеустремленностью школьника. У школьников старшего возраста широкие социальные мотивы учения связаны, прежде всего, с условиями их школьной жизни и содержанием усваиваемых знаний, мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с их будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники - это люди, обращенные в будущее, и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему.
Диаграмма 1. Определение значимости мотива учения, связанного с выбором продолжения обучения (познавательные мотивы)
Диаграмма 2. Определение значимости мотива учения, связанного с условиями школьной жизни (социальные мотивы)
Диаграмма 3. Определение значимости мотива учения, связанного с будущем (социальные мотивы)
Диаграмма 4. Определение значимости мотива учения, связанного с содержанием учебной деятельности (познавательный мотив)
Диаграмма 5. Определение ведущего мотива учения (познавательные и социальные мотивы)
Диаграмма 6. Определение ведущего мотива учения (познавательные и социальные мотивы)
Результаты старшеклассникам необходим аттестат для дальнейшего образования (54% - планируют поступить в институт); 46% посещают школу, чтобы пообщаться внутри школы; только 19% учащихся мотивированы на учебную деятельность, желают получать новые знания; отсутствует интерес к учебной деятельности: нет старшеклассников, выполняющих домашние задания ежедневно, чуть меньше половины - 44% - не делают домашние задания совсем; 46% не будут продолжать обучение, и получать образование после окончание школы.
Заключение: На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: Проведя исследование среди учащихся 10-11 классов школы, мы определили, что социальные мотивы являются приоритетными для обучающихся старшего школьного возраста. Гипотезу, что у старшеклассников мотивы учения имеют социальное значение и определены получением аттестата об образовании подтвердили. В ходе проведения исследования получены следующие новые результаты: получены новые знания в области психологии по мотивам учения личности; определены новые проблемы по формированию интереса к получению знаний среди учащихся школы. Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: повышение ценности образования, как источника знания и возможности саморазвития; ориентация старшеклассников на познавательные мотивы.
Перспективы развития Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: повышение ценности образования, как источника знания и возможности саморазвития; ориентация старшеклассников на познавательные мотивы.