Выступление «Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте»
Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте.
Какое влияние оказывают возрастные особенности подростков на учебную деятельность. Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток» означает расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержатся основные проблемы развития 10-15-летнего ребенка. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток, ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все недостатки в деятельности и поведении конкретных людей и общественных институтов.
В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса».
Так у подростка не редко падает успеваемость, наблюдаются конфликты с окружающими, теряются прежние интересы, его поведение приобретает протестующий характер. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростка, для которого развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Подросток постоянно пытается испробовать «чего он может добиться». Каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Поэтому для развития учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, самоконтроль и самооценка, а также различные виды взаимоконтроля. Главное содержание мотивации в этом возрасте – научится сотрудничать с другим человеком в ходе совместной учебной деятельности.(1) Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов в социально-значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.(3)
Старший школьный возраст(16-18 лет) характеризуется объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением образования; необходимостью выбора профессии; столкновением с новыми формами обучения и усложнением в связи с этим их учебной деятельности и другие причины. В этом возрасте активность в целом носит преимущественно избирательный характер. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает методы теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими. Возрастает роль широких социальных мотивов и происходит рождение новых – профессиональных. Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;
- интерес к разным формам самообразования;
- четко выраженная направленность мотивов и целей;
- устойчивость интересов и мотивов;
- становление целеполагания, развитие способности принимать решения;
- появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения. (4)
Негативные особенности мотивации старшеклассника:
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;
- пресыщенность единообразием и рутинностью повседневной жизни школы;
- неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;
- отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;
- стремление, в определенной степени, к конформизму.
Количественная динамика мотивации в этом возрасте состоит в том, что общее положительное отношение к учению у старших школьников возрастает по сравнению с подростками. (Приложение № 1.)
Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладение приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.
Но к концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы не заканчивается. (2)
Приложение № 1.
Методика исследования мотивов учения (5)
1.Цель: выяснить ведущие мотивы учебной деятельности.
2.Метод: анкета – рейтинг.
3.Инструкция: оцени причины, побуждающие тебя заниматься учебной деятельностью, по пятибалльной системе:
«5» - причина имеет большое значение;
«4» - причина имеет большое значение;
«3» - причина имеет небольшое значение;
«2» - причина имеет малое значение;
«1» - причина не имеет никакого значения.
Выполнение инструкций
№ п./п. |
Мотивы |
1. |
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться по всем предметам |
2. |
Осознаю свою ответственность за учение перед классом |
3. |
Хочу получать одобрение и похвалу от учителя |
4. |
Хочу быть лучшем на занятиях |
5. |
Планирую быть лучшим в будущем по предмету |
6. |
Хочу развить в себе гибкость и аналитический склад ума |
7. |
Хочу быть образованным человеком, развитым человеком |
8. |
После школы надеюсь поступить в ВУЗ |
9. |
Нравиться участвовать в предметных олимпиадах |
10. |
Люблю заниматься самообразованием |
11. |
Нравится, когда учитель объясняет новый материал |
12. |
Интересно выполнять сложные упражнения и задания |
Обработка полученных данных:
1.социальные мотивы
а) широкие социальные – 1, 2 пункты;
б) узкие социальные – 3, 4 пункты.
2. познавательные мотивы – 9, 10, 11, 12 пункты.
3. Мотивы личностного роста – 5, 6, 7, 8 пункты.
Подсчитать средний балл по каждой группе мотивов. Сумму баллов разделить на количество участников анкеты. По среднему баллу сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов.
Библиография
1.Давыдова, В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника: книга для учителя/ В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1977.-289-310с.
2.Божович, Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание/ учебное пособие/ Л.И. Божович, Л.С. Славина.- М.: Просвещение, 1979.- 236с.
3. Маркова, А.К. Психология обучения подростка: учебное пособие /
4.Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника: учебное пособие/ Е.А. Шумилин - М.: Просвещение, 1979.
5.Шумилова, В.В. Спутник классного руководителя: пособие/ В.В. Шумилова, Т.Н. Мишарева, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2009.- 127с.