Выступление «Специфика использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 5 March 2017

Специфика использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста

Абитова Л.Г. Лейсан Габиловна

Детский сад №145 Ново-савиновского района г. Казани

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. У значительной части детей выявляется симптомы микроорганического поражения центральной нервной системы, неврологическая или соматическая патология. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в психическом развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе [1].

Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды.

Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром [3].

Занятия по логоритмике проводятся регулярно, на протяжении всего года, начиная со средней группы. Продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утренние часы. Большинство авторов (Кузнецова Е.А., Воронова А.Е., Картушина М.Ю.) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Новая тема прорабатывается на протяжении 3 занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, 1-е занятие: знакомство с новыми движениями по подражанию взрослому, дети вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры.

2-е занятие: внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно с взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, речь сопровождается движениями; дети отвечают на короткие вопросы по содержанию игры.

3-е занятие: дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться в тексте песни или стихотворения; передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

Авторами, вышеперечисленных методик рекомендуется обязательное использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним [2].

На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

Развитие слухового внимания.

Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.

Развитие фонематического слуха.

Развитие пространственной организации движений.

Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.

Формирование и развитие кинестетических ощущений.

Воспитание выразительности и грации движений.

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Развитие физиологического и фонационного дыхания.

Развитие певческого диапазона голоса.

Развитие чувства ритма.

Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.

Воспитание умения перевоплощаться.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.

Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

На занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением,

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук,

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга,

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него,

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности слуха и речевой памяти, координационного тренинга,

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма,

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве,

- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления,

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения,

- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей [4].

Таким образом, структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы. Все зависит от возраста детей и темы логоритмического занятия.

Список литературы:

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1993 – 199 с.

2. Драгвоз Л.А. Использование элементов музыкально-ритмического воспитания по системе К. Орфа в процессе занятий по физической культуре // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. / Под ред. С.Б. Шармановой. Челябинск, 1999. – 77 с

3. Картушина М.Ю. - Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М. 2004 - 126 с.

4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб., 2012.-272 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации