Специфика организации и проведения занятий оздоровительной гимнастикой ушу

0
0
Материал опубликован 19 January 2023

 Потехин И.А.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ УШУ

МОУ ЦДО «Дземги»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Ключевые слова: ушу, боевое искусство, оздоровительная гимнастика, учебно-тренировочное занятие.

       Ушу как боевое древнекитайское искусство, сочетающее в себе основы гимнастики, акробатики, рукопашного боя, элементы дыхательной гимнастики по структуре проведения имеет некоторые специфические особенности. Специфика организации и проведения занятий ушу для различных категорий населения включает в себя определенный набор средств и методов, а также направленность самих тренировочных занятий. В целом, главными задачами, которые ставятся на каждое учебно-тренировочное занятие, являются, в первую очередь развитие  силовых способностей, двигательно-координационных способностей, гибкости, общей и специальных видов выносливости, а также воспитание силы воли, памяти, дисциплинированности и т.д. Особую важную составляющую в содержании занятий оздоровительной гимнастикой ушу является формирование двигательных умений и навыков.
       По своей направленности учебно-тренировочные занятия оздоровительной гимнастикой ушу можно условно разделить на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. В первом случае занятия ушу позволят занимающимся укрепить мышцы, сформировать навык правильной осанки, улучшить общее самочувствие, выработать уверенность в себе и т.п. Средствами общей физической подготовки в данном случае могут служить общеразвивающие упражнения на различные мышечные группы, акробатические движения, упражнения  на координацию движений, а также  средства стрейчинга. Во втором случае в комплексы физических упражнений оздоровительной гимнастики ушу включают упражнения статического силового характера сюжетной направленности, например, «Плуг», «Пробуждение дракона», а также специальные упражнения на расслабление в сочетании со специальным типом дыхания. Также средствами специальной физической направленности служат упражнения на концентрацию внимания, игры-медитации. В качестве средств китайской гимнастики можно выделить следующие: различные виды дыхательных упражнений, различные упражнения в положении сидя и стоя, комплексы упражнений для начинающих и для занимающихся боевыми искусствами («восемь кусков парчи»), упражнения на растяжку (стрейчинг).
Следует отметить, что формальные упражнения «таолу», характерные для традиционной китайской гимнастики ушу можно использовать как средство общей, так и специальной физической направленности.
       Структура учебно-тренировочного занятия ушу должна быть основана на традиционной для отечественной системы физического воспитания схеме. Необходимо четко выделять вводную (подготовительная) часть, основную часть и заключительную часть, т.е. строить занятия по типу урочной формы. Это обусловлено тем, что данная форма работы является наиболее рациональной и эффективной и определяет преемственность и взаимное дополнение согласно этапам формирования двигательного навыка, т.е. четко выделяется этап разучивания, закрепления и совершенствования. Также урочная форма позволяет дозировать нагрузку согласно возрасту занимающихся, уровню их физической, технической и психической подготовленности. Следует отметить, что наличие трех частей тренировочного занятия позволяет распределять средства и методы согласно принципам физического воспитания, а также осуществлять планирование, педагогический контроль и учет в процессе занятий оздоровительной гимнастикой ушу.
Физическое воспитание - сложный и многогранный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений ушу первоначально осуществляется на специально организованных  физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим. В связи с эти необходимо планировать занятия оздоровительной гимнастикой ушу на основе принципа цикличности процесса физического воспитания (наличие мкроцикла, мезоциклов и микроциклов).
       Ряд специалистов ушу рекомендуют использовать средства данной оздоровительной гимнастики в интегративных формах: физкультурные занятия; утренняя гимнастика; подвижные игры; физкультурные досуги; праздники; дни здоровья и т.д.
Очень важно организуя занятия оздоровительной гимнастикой ушу использовать разнообразные формы работы, так как наряду с тем, что  каждая из форм дает возможность занимающимся в удовлетворении их естественной потребности в движениях, так и решает конкретные задачи по формирования различных знаний, умений и навыков.
Важно отметить, что специфика организации и проведения занятий оздоровительной гимнастикой ушу заключается в том, что средства, используемые на тренировках предполагают последовательную активизацию двигательной активности с последующим расслаблением и элементы медитации. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине "Физическая культура" могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. В связи с этим целесообразно использовать, особенно у детей школьного возраста те виды двигательной активности, которые отвечают вышеуказанным требованиям. Например, средства из системы "йоги", основанные на длительной медитации, расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, но не могут быть рекомендованы для регулярных занятий из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма.
     Несмотря на то, что оздоровительная гимнастика как одна из разновидности ушу (например, в отличии от боевого ушу) не предполагает прямого соперничества,  рядом специалистов не исключается возможность организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий оздоровительной гимнастикой ушу.
    Следует отметить, что при организации и проведении занятий оздоровительной гимнастикой ушу, в частности специальной физической направленности не рекомендуют использовать метод круговой тренировки. Это обусловлено тем, что в основном двигательные действия ушу сложнокоординационного характера, а технику их выполнения  целесообразно разучивать и закреплять с помощью стандартно-повторного метода. Даже если движение сформировано на уровне навыка, то его традиционное выполнение предполагает другой формат, нежели круговая тренировка, так как необходима определенная концентрация, дыхание, элементы медитации и расслабления и т.д.
        Специфика организации и проведения занятий оздоровительной гимнастикой ушу основана на сложившихся видах (требований) действий  «четыре способа», «двенадцать принципов» и «восемь требований». Под «четырьмя способами» подразумеваются способы поражения реального или воображаемого противника, а именно удары руками, ногами, броски и захваты. Причем в каждом из них великое множество конкретных проявлений. Так, удары ногами могут наноситься на любой высоте, стоя, в прыжке, снизу, прямо, сбоку, махом назад и с разворота. Они выполняются внешней стороной стопы, пяткой, коленом, оттянутым носком и т.д. Кроме того, существует целая система способов ущемления, удержания, воздействия на болевые точки. Согласно «двенадцати принципам» движения гимнастики должны быть мощными, твердыми, тяжелыми, легкими, быстрыми и медленными. Важно на одной ноге держаться уверенно, а на двух - устойчиво. Особый интерес представляют так называемые «восемь требований».
1. Кулаки должны быть стремительными, при этом плечи опущены и расправлены, локти подвижны, запястья расправлены.
2. Глаза должны быть быстрыми, при этом взгляд не блуждает, а неотступно следует за точкой приложения силы.
3. Поясница должна быть гибкой и служить главным диспечером всех движений, эластичность и сила мышц поясницы - залог подвижности и ловкости при разворотах, наклонах и уходу в сторону.
4. Стойка должна быть прочной, при этом стопа ставится уверенно, корпус по возможности низко, пятка не приподнимается. Однако низкие стойки не должны препятствовать развитию скорости. От быстроты ног зависит темп и сила работы рук.
5. Энергия должна «бить ключом». Заниматься ушу необходимо в особом состоянии духа, действие должно быть не механическим повторением заученного, хотя именно к автоматизму приемов следует стремиться; действие нужно предвосхитить и наполнить мыслью.
6. Дыхание должно быть глубоким, при этом при вдохе диафрагма должна опускаться вниз, в результате чего происходит как бы выталкивание передней стенки живота. На выдохе - втягивание живота. Нельзя во время движения задерживать дыхание. Выделяют 4 вида дыхательных упражнений:
- акцентированный вдох, который помогает выполнить более высокий прыжок;
- мощный полный выдох, который используется при переходе в низкие стойки для самостабилизации;
- резкий частичный выдох, который приходится на взрывные приемы и выпады;
- задержка на вдохе, при помощи которой достигается фиксация равновесия на одной ноге. Дыхание должно быть естественным и глубоким.
7. Сила должна быть направленной. Только включая в работу корпус, можно достичь желаемой силы. Она импульсом проходит плечо, локоть и достигает кисти.
8. Мастерство должно быть совершенным. Данное требование относится к качеству выполнения приемов, то есть обеспечению их необходимой четкостью, силой, темпом, ритмом, гибкостью и терпением.
      В ходе организации и проведения тренировочных занятий оздоровительной гимнастикой ушу следует учитывать, что традиционные китайские упражнения направлены на умственную концентрацию, позволяющую достичь гармонии духовного начала - разума и физического начала - тела. Единство человека и окружающей его среды, соединение движения с разумом и ци («поток энергии»), развитие силы духа и внутренних возможностей - это некоторые отличительные черты китайских упражнений.
      В целом, организационно-методические указания в обзорном варианте для большинства занимающихся ушу сводятся к следующему. Заниматься гимнастикой рекомендуется хотя бы один раз в день. В ходе тренировочного занятия важно стараться не допускать сильной усталости, не напрягаться и активнее использовать упражнения на  расслабление. Некоторые упражнения требуют определенной гибкости и выносливости, но не следует выходить за пределы ощущения комфорта. Упражнения предназначены для развития как внутренней, так и внешней силы, при выполнении которых работает весь организм, а не отдельные мышцы. Дыхание и движения медленные и ритмичные. При условии правильного выполнения упражнений, они эффективны для оздоровления. Заниматься желательно на свежем воздухе, в свободной одежде. Перед занятием традиционно принимают душ или ванну.
    Перед тем как приступить к выполнению упражнений, следует провести хорошую разминку. Целесообразно включить в нее несложный самомассаж, суставную гимнастику и упражнения на развитие эластичности связок. Разминку проводят сверху вниз. В арсенале разминки нужно использовать разнообразные круговые движения в различных сегментах тела, наклоны, приседания. Мышцы во время разминки должны быть расслаблены. Рекомендуется предварительно проанализировать составные элементы упражнения, а затем попробовать проделать его медленно. Если упражнение состоит из движений и рук и ног, то лучше освоить движения рук и ног отдельно, после чего попытаться выполнить все в комплексе. Вникнув в суть упражнения и почувствовав, что упражнение получается, попробовать сделать его несколько раз подряд, меняя, например, правую руку на левую. Затем можно постепенно увеличивать скорость, амплитуду и силу движений, а также выполнять одно за другим несколько разных упражнений. Если занятие проходит на солнце, то оно должно светить в спину. Дышать через нос глубоко и ровно, дыхание должно быть неслышным. К занятиям можно приступать не раньше чем через час после обильной еды или через полчаса после того, как перекусили. Во время занятий следить за ощущениями своего тела, координировать видение всех частей тела и дыхание, движения выполнять мягко и плавно, стараться выразить уверенность, а не физическую силу
Осваивать новые двигательные действия оздоровительной гимнастики ушу следует постепенно, по одному, переходя к следующему только после того, как сформирован определенное двигательное умение или навык в  предыдущем движении. Сначала постараться воспроизвести движения тела, а затем - скоординировать движения тела и дыхание.
      Для ежедневных занятий достаточно нескольких упражнений, которые больше нравятся. Закончив упражнения необходимо некоторое время постоять спокойно, сосредоточив внимание на точке даньтянь, которая находится в глубине живота примерно на ладонь ниже пупка. Затем провести массаж - растереть руки, голову, низ живота, другие части тела и только потом покинуть место занятий
   Таким образом, специфика организации и проведения занятий оздоровительной гимнастикой ушу основана на интеграции некоторых составляющих. В частности, необходимо использовать традиционные китайские ритуалы в процессе выполнения специальных упражнений различной направленности в сочетании с определенным дыханием, расслаблением и медитацией. Также учебно-тренировочные занятия оздоровительной гимнастикой ушу должны соответствовать  урочной форме организации двигательного процесса с характерной для данной формы структурой и содержанием.

Список литературы:

Абаев, Н. В. Критический анализ традиционных китайских методов психофизической подготовки ушу / Н.В. Абаев.- «Вопросы научного атеизма».- Вып. 39. М., 1989. – 123 с.

Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1979. - 152 с.

Лю Шухуэй. Пути адаптации тайцзицюань к системе физической культуры России / Ш. Лю: Автреф. дис. канд. пед. наук.- СПбГАФК, 1999.24 с.

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.