Спецификация итоговой контрольной работы по информатике для 9 класса
Итоговая контрольная работа. Информатика. 9 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной работы
по информатике за курс 9 класса
по УМК JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой
1. Назначение диагностической работы.
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности предметных результатов и универсальных учебных действий у выпускников средней школы по итогам освоения основной образовательной программы общего образования в условиях реализации федерального государственного стандарта, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Работа направленна на выявление метапредметных результатов, таких как:
-
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы.
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897).
Рабочая программа углубленного изучения информатики и ИКТ, составленная на основе авторской учебной программы Л.Л.Босовой.
Сборник «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы», Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
3. Условия проведения диагностической работы.
При проведении диагностической работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы не используются. Практическое задание выполняется на компьютере в программе PascalABC.net. Ответы учащиеся записывают на отдельном листе.
4. Содержание и структура диагностической работы.
Диагностическая работа состоит из двух вариантов. Каждый вариант диагностической работы состоит из 10 заданий.
Вторая часть работы состоит из 4 заданий с кратким ответом, которые позволяют проверить умения осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию, исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, представлять формальную зависимость в графическом виде, анализировать информацию в виде схем.
Третья часть работы состоит из двух заданий повышенной сложности. Задания позволяют выявить умения осуществлять поиск информации в интернете, написать короткий алгоритм на языке программирования.
Диагностическая работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в стандартной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: узнавать, называть основные понятия информатики.
Задания, проверяющие сформированность умений применять знания в стандартной ситуации охватывают содержание всех частей диагностической работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса на базовом уровне.
Применение знаний в новой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать, анализировать, осуществлять поиск информации, разрабатывать алгоритм.
Задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в заданиях работы и на сформированности УУД.
Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице 1.
Таблица 1
Части работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Тип заданий |
Уровень сложности |
Часть 1 |
4 |
4 |
ВО - выбор ответа |
Базовый |
Часть 2 |
4 |
4 |
КО - краткий ответ |
Базовый |
Часть 3 |
1 |
2 |
РО - развернутый ответ |
Повышенный |
12 |
1 |
2 |
ПР — практическая работа на компьютере |
Повышенный |
5. Время выполнения работы.
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут.
Примерное время на выполнение одного задания составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 2 до 3 минут;
2) для заданий повышенной сложности – до 10 минут.
6. Перечень элементов содержания, проверяемых в диагностической работе представлен в таблице 2.
Таблица 2
№ задания |
Код КЭС |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
1.1.2 |
Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. |
2 |
1.3.1 1.3.2 |
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программирование. Алгоритмические конструкции. |
3 |
2.6.2 |
Ввод математических формул и вычисление по ним. |
4 |
2.7.4 |
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. |
5 |
2.3.2 |
Базы денных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. |
6 |
1.3.1 |
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программирование. |
7 |
2.6.3 |
Представление формульной зависимости в графическом виде. |
8 |
2.5.2 1.1.2 |
Диаграммы, планы, карты. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. |
9 |
2.4.1 |
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация о компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов. |
10 |
1.3 |
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программирование. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. |
7. Система оценивания отдельных заданий и диагностической работы в целом.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы по информатике за курс 9 класса представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ задания |
Ответ |
Балл |
|
1 |
a |
1 |
|
2 |
c |
1 |
|
3 |
d |
1 |
|
4 |
c |
1 |
|
5 |
2 |
1 |
|
6 |
35 |
1 |
|
7 |
’=A1 + B1 или =2*C1 |
1 |
|
8 |
6 |
1 |
|
9 |
АГВБ |
Дан правильный ответ, представлено решение задачи. Дан правильный ответ, в решение задачи допущены ошибки или оно отсутствует. Указан неверный ответ. |
2
1 0 |
10 |
const n = 30; var a: array[1..n] of integer; i, k: integer; begin k := 0; for i := 1 to n do begin readln(a[i]); if a[i] < 0 then k := k + 1; end; writeln(k); end. |
Задача работает верно на всех тестах. Не указано начальное значение переменной k. Неверно указан тип переменных. Задача работает неверно на всех тестах. |
2 1 1 0 |
Задание с выбором ответа считается выполненным правильно, если верно указана буква. За верный ответ на каждое из заданий 1–4 выставляется 1 балл. В заданиях с кратким ответом каждое из заданий 5-8 оценивается в 1 балл. В заданиях с развернутом ответом за каждое из заданий 9-10 выставляется от 0 до 2 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 12.
Критерии:
«5» - 11-12 баллов;
«4» - 9-10 баллов;
«3» - 6-8 баллов;
«2» - 1-5 баллов.
8. Использование результатов выполнения работы.
Полученные результаты используются при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся, а также для организации в рамках предметной области коррекционной работы учащихся.
9. Контрольно измерительный материал (КИМ).
Вариант 1.
1. Моделирование — это:
2. Что такое массив?
3. В электронных таблицах при перемещении или копировании формул абсолютные ссылки:
4. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
5.Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о стоимости изготовления фотографий.
-
процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с точки зрения достижения конкретной цели;
процесс замены реального объекта (процесса, явления) другим материальным или идеальным объектом;
процесс выявления существенных признаков рассматриваемого объекта;
процесс демонстрации моделей одежды в салоне мод.
это простой тип данных, состоящий из одного элемента;
это структурированный тип данных, состоящий из элементов разных типов;
это структурированный тип данных, состоящий из элементов одного типа, упорядоченных по номеру и объединенных под одним именем;
это совокупность данных, объединенных под одним именем.
преобразуются независимо от нового положения формулы;
преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
преобразуются в зависимости от наличия формул;
не изменяются.
модемом;
коммутатором;
сервером;
рабочей станцией.
Вид |
Ширина |
Высота |
Цена |
чёрно-белый |
10 |
13,5 |
2,80 |
цветной |
10 |
13,5 |
3,00 |
чёрно-белый |
10 |
15 |
3,30 |
цветной |
10 |
15 |
3,50 |
чёрно-белый |
15 |
21 |
9,20 |
цветной |
15 |
21 |
10,00 |
цветной |
20 |
30 |
23,00 |
чёрно-белый |
30 |
45 |
44,00 |
чёрно-белый |
40 |
60 |
400,00 |
цветной |
50 |
75 |
650,00 |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Ширина < 15) И (Вид=«чёрно-белый»)?
В ответе укажите одно число искомое количество записей.
6. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы.
var s,k: integer;
begin
s := 0;
for k := 6 to 12 do
s := s + 5;
writeln(s);
end.
7. Дан фрагмент электронной таблицы, в первой строке которой записаны числа, а во второй – формулы:
A |
B |
C |
D |
|
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
=C1/A1 |
=A1+B1 |
=D1/C1 |
Какая из формул должна быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:
8. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
9. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» –«&».
Код |
Запрос |
А |
Мартышка | Осёл | Козёл |
Б |
Мартышка & Осёл & Козёл & Мишка |
В |
Мартышка & Осёл & Козёл |
Г |
(Мартышка & Осёл) | Козёл |
10. Определите количество отрицательных элементов в целочисленном массиве длины 30.