12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила181
Ярославская обл.
1

Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса по биологии

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 класса по биологии

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 10 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология».

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

учебно-методический комплект по биологии Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред.проф.И.Н.Пономаревой.-М.:Вентана-Граф, 2015.

Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Введение в курс общей биологии.

2

Биосферный уровень жизни.

4

Биогеоценотический уровень жизни.

5

Популяционно – видовой

уровень жизни.

7

Итого:

18


 

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 минут;

  1. для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;

    для заданий высокого уровня сложности – от 5 до 7 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительные материалы и оборудования не используются

 

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2. За выполнение каждого из заданий части 2 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

3. За выполнение каждого из заданий части 3 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

4. За верное выполнение задания части 4, 5 и 6 ставится по три балла

 

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 34.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-9

10-21

22-28

29-34

План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.

Блок содержа­ния

Объект оценивания

Код про­веряемых умений

Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Введение в курс общей биологии

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Умение проводить множественный выбор

1.1.2.

КО

П

2

2.

Введение в курс общей биологии

Уровни организации живой природы. Умение устанавливать соответствие

1.1.2.

КО

П

2

3.

Биосферный уровень жизни

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Умение устанавливать соответствие

1.2.1.,

1.3.2.,1.4.,2.1.1.

КО

П

2

4.

Биосферный уровень жизни

Этапы биологической эволюции в развитии биосферы

1.1.3.,2.1.1.,

2.1.4.,2.7.1.

ВО

Б

1

5.

Биосферный уровень жизни

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Умение проводить множественный выбор

1.4.,2.5.2..

2.7.2.

КО

П

2

6.

Биосферный уровень жизни

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

2.1.3.,2.5.2.,

2.7.2

ВО

Б

1

7.

Биогеоценотический уровень жизни

Пространственная и видовая структура биогеоценоза

1.1.4., 14.

ВО

Б

1

8.

Биогеоценотический уровень жизни

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Умение проводить множественный выбор

1.3.2.,1.4.

КО

П

2

9.

Биогеоценотический уровень жизни

Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе

1.2.1.,

1.3.2., 1.4.,2.3.

ВО

Б

1

10.

Биогеоценотический уровень жизни

Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Умение проводить множественный выбор

1.2.1.,1.4.,

2.1.3.,2.4.2.,

2.6.1.

КО

П

2

11.

Биогеоценотический уровень жизни

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Умение работать с текстом биологического содержания

1.4.,2.5.2.,

2.8.

РО

В

3

12.

Популяционно-видовой уровень жизни

Вид, его критерии. Умение проводить множественный выбор

1.2.1.,2.4.1.

КО

П

2

13.

Популяционно-видовой уровень жизни

Вид, его критерии. Умение проводить анализ текстовой информации

1.2.1.,2.4.1.

РО

В

3

14.

Популяционно-видовой уровень жизни

Движущие силы и факторы эволюции. Умение устанавливать соответствие

1.1.1.,

1.3.1.,1.4.,

2.1.1.,2.1.2.,

2.1.4.,2.2.1.,

2.6.2.

КО

П

2

15.

Популяционно-видовой уровень жизни

Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ)

1.1.1.,

2.1.1.,2.1.2.,

2.1.4.,2.2.1.

ВО

Б

1

16.

Популяционно-видовой уровень жизни

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс; умение устанавливать соответствие

1.1.1.,

1.3.1.,1.4.,

2.2.1.,2.5.1.,

2.6.2.

КО

П

2

17.

Популяционно-видовой уровень жизни

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Умение проводить анализ текстовой и графической информации

1.1.1.,2.2.1.,

2.5.1.,2.6.2.

РО

В

3

18.

Популяционно-видовой уровень жизни

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Умение устанавливать соответствие

1.1.1.,

1.1.3.,

2.1.1.

КО

П

2

           

34


 

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

 

1.1

методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез:

 

1.1.1

основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, антропогенеза)

 

1.1.2

методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи

 

1.1.3

сущность гипотез (происхождения жизни, происхождения человека)

 

1.2

строение и признаки биологических объектов

 

1.2.1

вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы

 

1.3

сущность биологических процессов и явлений

 

1.3.1

действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания

 

1.3.2

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы

 

1.4.

современную биологическую терминологию и символику по экологии, эволюции

2.Уметь

 

2.1

объяснять

 

2.1.1

роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

 

2.1.2

единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила

 

2.1.3

взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды

 

2.1.4

причины эволюции видов, человека, биосферы

 

2.2.

устанавливать взаимосвязи

 

2.2.1

движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции

 

2.3.

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

 

2.4.

распознавать и описывать

 

2.4.1

особей вида по морфологическому критерию

 

2.4.2

экосистемы и агроэкосистемы

 

2.5.

выявлять

 

2.5.1

ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных

 

2.5.2

абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах

 

2.6

сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

 

2.6.1

биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы)

 

2.6.2

формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции

 

2.7

анализировать

 

2.7.1

различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, эволюцию организмов

 

2.7.2

состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере

 

2.8.

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями Биология

Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 11 класса

Инструкция по выполнению работы.

 

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из шести частей, включающих 18 заданий.

Часть 1 содержит пять заданий с выбором одного ответа.

Часть 2 и 3 содержит задания с кратким ответом. Ответом к заданиям части 2,3 является последовательность цифр.

При выполнении задания части 4, 5 и 6 записывайте четкое решение.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1.

Часть1. В каждом задании выберите из нескольких вариантов ответа один верный

1.1. Перед вами пи­ще­вая цепь: пше­ни­ца → са­ран­ча → яще­ри­ца → сова → орёл. Какой из этих ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся ос­нов­ным кон­ку­рен­том за пищу людей?

1) са­ран­ча

2) орёл

3) сова

4) яще­ри­ца

1.2. Как по­лу­ча­ют энер­гию ре­ду­цен­ты (раз­ру­ши­те­ли)?

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

3) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

4) Они пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мёртвых ор­га­низ­мов.

1.3. По­яв­ле­ние озо­но­во­го экра­на в био­сфе­ре Земли было свя­за­но с

1) воз­ник­но­ве­ни­ем про­цес­са ды­ха­ния

2) пре­вра­ще­ни­ем энер­гии в цепях пи­та­ния

3) по­яв­ле­ни­ем хло­ро­фил­ла

4) рас­се­ле­ни­ем живых ор­га­низ­мов по всей по­верх­но­сти суши

1.4. Какой из фак­тов сви­де­тель­ству­ет о един­стве ор­га­ни­че­ско­го мира?

1) сход­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва живых и не­жи­вых тел при­ро­ды

2) кле­точ­ное стро­е­ние всех ор­га­низ­мов

3) на­ли­чие ис­ко­па­е­мых форм рас­те­ний и жи­вот­ных

4) сход­ство в стро­е­нии между жи­вот­ны­ми и че­ло­ве­ком

1.5. Вы­бе­ри­те эво­лю­ци­он­но наи­бо­лее древ­нее из при­ведённых ниже жи­вот­ных


 

Часть 2.

2.1.Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод ис­поль­зу­ют для опре­де­ле­ния

1) сте­пе­ни вли­я­ния среды на фор­ми­ро­ва­ние фе­но­ти­па

2) на­сле­до­ва­ния сцеп­лен­ных с полом при­зна­ков

3) ка­ри­о­ти­па ор­га­низ­ма

4) хро­мо­сом­ных ано­ма­лий

5) воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния при­зна­ков у по­том­ков


 

2.2. Из­вест­но, что обык­но­вен­ный (реч­ной) бобр — по­лу­вод­ное мле­ко­пи­та­ю­щее из от­ря­да гры­зу­нов, пи­та­ю­ще­е­ся рас­ти­тель­ной пищей. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Длина тела бобра 100-130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить по­оди­ноч­ке, се­мья­ми и ко­ло­ни­я­ми.

3) Бобр валит де­ре­вья, под­гры­зая их ство­лы ост­ры­ми и круп­ны­ми рез­ца­ми.

4) На дне за­пру­ды бобр за­па­са­ет корм на зиму: мо­ло­дые ветки.

5) Стро­ит «хатки» и пло­ти­ны из веток, ство­лов и земли на мел­ких реч­ках и ру­чьях.

6) К на­ча­лу XX века бобры были почти ис­треб­ле­ны, но сей­час их чис­лен­ность вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся.


 

2.3. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к ан­тро­по­ген­ным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

2) за­гряз­не­ние пар­ни­ко­вы­ми га­за­ми

3) на­ли­чие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го му­со­ра

4) на­ли­чие до­ро­ги

5) освещённость

6) кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да


 

2.4. Бак­те­рии и грибы со­став­ля­ют в эко­си­сте­ме груп­пу ре­ду­цен­тов, так как они (выберите три верных ответа)

1) пре­вра­ща­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства ор­га­низ­мов в ми­не­раль­ные

2) обес­пе­чи­ва­ют за­мкну­тость кру­го­во­ро­та ве­ществ и энер­гии

3) имеют мик­ро­ско­пи­че­ские раз­ме­ры, не об­ра­зу­ют тка­ней

4) ис­поль­зу­ют­ся жи­вот­ны­ми как пища

5) об­ра­зу­ют до­ступ­ные рас­те­ни­ям не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, вы­де­ляя их в почву

6) мно­го­кле­точ­ные эу­ка­ри­о­ти­че­ские ор­га­низ­мы


 

2.5. В от­ли­чие от есте­ствен­ной эко­си­сте­мы, ис­кус­ствен­ная эко­си­сте­ма ха­рак­те­ри­зу­ет­ся (выберите три верных ответа)

1. боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем видов

2. раз­но­об­раз­ны­ми це­пя­ми пи­та­ния

3. не­за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ

4. пре­об­ла­да­ни­ем од­но­го – двух видов

5. вли­я­ни­ем ан­тро­по­ген­но­го фак­то­ра

6. за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ


 

Часть 3.

3.1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми — (1) Есте­ствен­ный либо (2) Ис­кус­ствен­ный:

А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми.

Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де.

Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет.

Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде.

Ж) Про­во­дит­ся че­ло­ве­ком.


 

3.2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и фак­то­ром ан­тро­по­ге­не­за, ко­то­рый его ил­лю­стри­ру­ет.

 ПРИ­МЕР

 

ФАК­ТОР АН­ТРО­ПО­ГЕ­НЕ­ЗА

A) про­стран­ствен­ная изо­ля­ция

Б) дрейф генов

B) речь

Г) аб­стракт­ное мыш­ле­ние

Д) со­зна­тель­ная тру­до­вая де­я­тель­ность

Е) по­пу­ля­ци­он­ные волны

 

1) био­ло­ги­че­ский

2) со­ци­аль­ный

3.3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми ор­га­низ­мов и на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции, по ко­то­рым в на­сто­я­щее время про­ис­хо­дит их раз­ви­тие — (1) био­ло­ги­че­ский про­гресс либо (2) био­ло­ги­че­ский ре­гресс:

А) серая крыса

Б) зубр

В) ус­су­рий­ский тигр

Г) пырей пол­зу­чий

Д) ло­шадь Пр­же­валь­ско­го

Е) оду­ван­чик обык­но­вен­ный


 

3.4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между уров­ня­ми ор­га­ни­за­ции жизни — по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой (1) и био­це­но­ти­че­ский (2) — и яв­ле­ни­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми на этих уров­нях.

A) внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

Б) меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

B) хищ­ни­че­ство

Г) ми­гра­ции в по­ис­ках пищи

Д) за­бо­та о потом­стве

Е) поток энер­гии


 

3.5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством био­сфе­ры со­глас­но клас­си­фи­ка­ции В. И. Вер­над­ско­го.

 ПРИ­РОД­НОЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

 

ВЕ­ЩЕ­СТВО БИО­СФЕ­РЫ

A) мор­ская соль

Б) мор­ской ил

B) глина

Г) почва

Д) гра­нит

Е) дву­стор­ча­тые мол­люс­ки

 

1) био­кос­ное

2) кос­ное

3) живое

Часть 4. Про­чи­тай­те текст

Ки­то­вая акула-круп­ное мор­ское жи­вот­ное. Не­смот­ря на боль­шое тело, дли­ной 20 м, она со­всем без­обид­на, пи­та­ет­ся планк­то­ном. Ее можно от­ли­чить от дру­гих акул по на­ли­чию на коже мно­го­чис­лен­ных белых пятен. Ки­то­вая акула- жи­во­ро­дя­щая: рож­да­ет живых аку­лят. Опло­до­тво­ре­ние у нее внут­рен­нее.

Какие кри­те­рия вида опи­са­ны в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.


 

Часть 5. На­зо­ви­те путь эво­лю­ции, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке циф­рой 1. К чему при­во­дит дан­ный путь эво­лю­ции, при­ве­ди­те не менее трех его при­ме­ров, ха­рак­тер­ные для клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие.


 


 


 

Часть 6. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Кон­ку­рен­ция, ко­опе­ра­ция и сим­би­оз» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) По­че­му меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция чаще всего имеет более мяг­кий ­ха­рак­тер, чем внут­ри­ви­до­вая?

2) Чем ха­рак­тер кон­так­тов между партнёрами в ко­опе­ра­ции от­ли­ча­ет­ся от кон­так­тов в сим­би­о­зе?

3) Какое вли­я­ние на де­ре­вья ока­зы­ва­ет их со­жи­тель­ство с шля­поч­ны­ми гри­ба­ми?


 

КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ

 Между ор­га­низ­ма­ми раз­ных видов, со­став­ля­ю­щи­ми тот или иной био­це­ноз, скла­ды­ва­ют­ся вза­и­мо­вред­ные, вза­и­мо­вы­год­ные, вы­год­ные для одной и не­вы­год­ные или без­раз­лич­ные для дру­гой сто­ро­ны и дру­гие, более тон­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния.

 Одной из форм вза­и­мо­вред­ных био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми яв­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция. Она воз­ни­ка­ет между осо­бя­ми од­но­го или раз­ных видов вслед­ствие огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов среды. Учёные раз­ли­ча­ют меж­ви­до­вую и внут­ри­ви­до­вую кон­ку­рен­цию.

 Меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция про­ис­хо­дит в том слу­чае, когда раз­ные виды ор­га­низ­мов оби­та­ют на одной тер­ри­то­рии и имеют по­хо­жие по­треб­но­сти в ре­сур­сах среды. Это при­во­дит к по­сте­пен­но­му вы­тес­не­нию од­но­го вида ор­га­низ­мов дру­гим, име­ю­щим пре­иму­ще­ства в ис­поль­зо­ва­нии ре­сур­сов. На­при­мер, два вида та­ра­ка­нов – рыжий и чёрный – кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за место оби­та­ния – жи­ли­ще че­ло­ве­ка. Это ведёт к по­сте­пен­но­му вы­тес­не­нию чёрного та­ра­ка­на рыжим, так как у по­след­не­го более ко­рот­кий жиз­нен­ный цикл, он быст­рее раз­мно­жа­ет­ся и лучше ис­поль­зу­ет ре­сур­сы.

 Внут­ри­ви­до­вая кон­ку­рен­ция имеет более ост­рый ха­рак­тер, чем меж­ви­до­вая, так как у осо­бей од­но­го вида по­треб­но­сти в ре­сур­сах все­гда оди­на­ко­вы. В ре­зуль­та­те такой кон­ку­рен­ции особи ослаб­ля­ют друг друга, что ведёт к ги­бе­ли менее при­спо­соб­лен­ных, то есть к есте­ствен­но­му от­бо­ру. Внут­ри­ви­до­вая кон­ку­рен­ция, воз­ни­ка­ю­щая между осо­бя­ми од­но­го вида за оди­на­ко­вые ре­сур­сы среды, от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на них. На­при­мер, берёзы в одном лесу кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за свет, влагу и ми­не­раль­ные ве­ще­ства почвы, что при­во­дит к их вза­им­но­му угне­те­нию и са­мо­из­ре­жи­ва­нию.

 Среди био­ти­че­ских от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми в при­род­ных со­об­ще­ствах встре­ча­ет­ся вза­и­мо­вы­год­ное со­жи­тель­ство. Оно по­стро­е­но, как пра­ви­ло, на пи­ще­вых и про­стран­ствен­ных свя­зях, когда два или более видов ор­га­низ­мов сов­мест­но ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти раз­лич­ные ре­сур­сы среды. Сте­пень вза­и­мо­вы­год­но­го со­жи­тель­ства между ор­га­низ­ма­ми бы­ва­ет раз­лич­ной – от врéмен­ных кон­так­тов (ко­опе­ра­ция) до та­ко­го со­сто­я­ния, когда при­сут­ствие партнёра ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем жизни каж­до­го из них (сим­би­оз).

 Ко­опе­ра­ция на­блю­да­ет­ся между раком-от­шель­ни­ком и ак­ти­ни­ей, при­кре­пив­шей­ся к его убе­жи­щу – ра­ко­ви­не, остав­шей­ся от мол­люс­ка. Рак пе­ре­но­сит ак­ти­нию и под­карм­ли­ва­ет её остат­ка­ми пищи, а она за­щи­ща­ет его стре­ка­тель­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­ры­ми во­ору­же­ны её щу­паль­ца.

 При­мер сим­би­о­за – вза­и­мо­от­но­ше­ния между де­ре­вья­ми леса и шля­поч­ны­ми гри­ба­ми: под­берёзо­ви­ка­ми, бе­лы­ми и др. Шля­поч­ные грибы опле­та­ют ни­тя­ми гриб­ни­цы корни де­ре­вьев и бла­го­да­ря об­ра­зу­ю­щей­ся при этом ми­ко­ри­зе по­лу­ча­ют из рас­те­ний ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства. Ми­ко­ри­за уси­ли­ва­ет спо­соб­ность кор­не­вых си­стем у де­ре­вьев к вса­сы­ва­нию воды из почвы. Кроме того, де­ре­вья по­лу­ча­ют при по­мо­щи ми­ко­ри­зы от шля­поч­ных гри­бов не­об­хо­ди­мые ми­не­раль­ные ве­ще­ства.


 


 


 


 


 


 

Вариант 2.

Часть1. В каждом задании выберите из нескольких вариантов ответа один верный

1.1. В пи­ще­вой цепи: од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли → даф­нии → ...?... → орлан бе­ло­хвост — под зна­ком «?» на­хо­дит­ся

1) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

2) утка-кряк­ва

3) обык­но­вен­ный скво­рец

4) яст­реб пе­ре­пе­лят­ник

1.2. Как по­лу­ча­ют энер­гию про­ду­цен­ты (про­из­во­ди­те­ли)?

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

3) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

4) Они пи­та­ют­ся мёрт­вы­ми ор­га­низ­ма­ми.

1.3. Уча­сток тер­ри­то­рии или ак­ва­то­рии, в пре­де­лах ко­то­ро­го в целях обес­пе­че­ния охра­ны опре­делённых видов по­сто­ян­но или вре­мен­но за­пре­ще­ны от­дель­ные формы хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, — это

1) за­по­вед­ник

2) за­каз­ник

3) бо­та­ни­че­ский сад

4) зоо­парк

1.4. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­нов яв­ля­ют­ся го­мо­ло­га­ми пе­ред­них ко­неч­но­стей ло­ша­ди?

1) кры­лья стре­ко­зы

2) ласты пинг­ви­на

3) щу­паль­ца ось­ми­но­га

4) клеш­ни краба

1.5. Вы­бе­ри­те эво­лю­ци­он­но наи­бо­лее мо­ло­дое из при­ведённых ниже жи­вот­ных.

Часть 2.

2.1.Какие при­ме­ры от­но­сят к био­ло­ги­че­ско­му экс­пе­ри­мен­ту? Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из ПЯТИ и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­смат­ри­ва­ние под мик­ро­ско­пом клет­ки крови ля­гуш­ки

2) сле­же­ние за ми­гра­ци­ей ко­ся­ка трес­ки

3) изу­че­ние ха­рак­те­ра пуль­са после раз­ных фи­зи­че­ских на­гру­зок

4) ла­бо­ра­тор­ное ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния ги­по­ди­на­мии на со­сто­я­ние здо­ро­вья

5) опи­са­ние внеш­них при­зна­ков бо­бо­вых рас­те­ний


 

2.2. Из­вест­но, что ав­стра­лий­ская ехид­на — яй­це­кла­ду­щее мле­ко­пи­та­ю­щее, до­бы­ва­ю­щее тер­ми­тов и му­ра­вьев своим длин­ным язы­ком. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Ехид­на весит до 5 кг и имеет раз­ме­ры до 50 см.

2) Ехид­ну впер­вые опи­са­ли в 1792 году, оши­боч­но при­чис­лив к му­ра­вье­дам.

3) Первую ехид­ну об­на­ру­жи­ли в му­ра­вей­ни­ке, где она своим длин­ным лип­ким язы­ком, вы­тя­ги­ва­ю­щим­ся на 18 см из узкой вы­тя­ну­той морды, ло­ви­ла му­ра­вьев.

4) Пе­ред­ние лапы ехид­ны уко­ро­че­ны, паль­цы снаб­же­ны мощ­ны­ми плос­ки­ми ког­тя­ми, при­спо­соб­лен­ны­ми для раз­ла­мы­ва­ния сте­нок тер­мит­ни­ков и рытья земли.

5) Ехид­на пе­ре­ме­ща­ет яйцо из кло­аки в вы­вод­ко­вую сумку, где име­ют­ся млеч­ные же­ле­зы без сос­ков, по­это­му де­те­ны­ши сли­зы­ва­ют мо­ло­ко с шер­сти ма­те­ри.

6) При опас­но­сти ехид­на сво­ра­чи­ва­ет­ся в шар, пряча живот и вы­став­ляя на­ру­жу ко­люч­ки.


 


 


 

2.3. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды НЕ от­но­сят­ся к ан­тро­по­ген­ным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха

2) за­гряз­не­ние пар­ни­ко­вы­ми га­за­ми

3) на­ли­чие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го му­со­ра

4) на­ли­чие до­ро­ги

5) освещённость

6) кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да


 

2.4. Вы­бе­ри­те ор­га­низ­мы, от­но­ся­щи­е­ся к ре­ду­цен­там (выберите три верных ответа)

1) бак­те­рии гни­е­ния

2) грибы

3) клу­бень­ко­вые бак­те­рии

4) прес­но­вод­ные рачки

5) бак­те­рии-са­про­фи­ты

6) май­ские жуки


 

2.5. Ука­жи­те при­зна­ки аг­ро­це­но­за (выберите три верных ответа)

1) устой­чи­вая, са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся си­сте­ма

2) имеет хо­ро­шо раз­ветвлённые сети пи­та­ния

3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем

4) нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ках энер­гии

5) в нём не­за­мкну­тый кру­го­во­рот ве­ществ

6) в си­сте­ме сни­же­на спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции


 

Часть 3.

3.1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его фор­мой

 ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА ОТ­БО­РА

ФОРМА ОТ­БО­РА

A) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка

B) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка

Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Д) за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

1) дви­жу­щий

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий

 

3.2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и фак­то­ром ан­тро­по­ге­не­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен.

 ПРИ­МЕР

 

ФАК­ТОР АН­ТРО­ПО­ГЕ­НЕ­ЗА

А) тру­до­вая де­я­тель­ность

Б) аб­стракт­ное мыш­ле­ние

В) изо­ля­ция

Г) му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость

Д) по­пу­ля­ци­он­ные волны

Е) вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма

 

1) био­ло­ги­че­ский

2) со­ци­аль­ный

3.3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­прав­ле­ни­я­ми эво­лю­ции си­сте­ма­ти­че­ских групп — (1) Био­ло­ги­че­ский про­гресс либо (2) Био­ло­ги­че­ский ре­гресс — и их при­зна­ка­ми.

А) Мно­го­об­ра­зие видов.

Б) Огра­ни­чен­ный ареал.

В) Не­боль­шое число видов.

Г) Ши­ро­кие эко­ло­ги­че­ские адап­та­ции.

Д) Ши­ро­кий ареал.

Е) Умень­ше­ние числа по­пу­ля­ций.


 


 

3.4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между уров­ня­ми ор­га­ни­за­ции жи­во­го (био­це­но­ти­че­ский (1) или био­сфер­ный (2)) и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и яв­ле­ни­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми на этих уров­нях.

A) про­цес­сы охва­ты­ва­ют всю пла­не­ту

Б) сим­би­оз

B) меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

Г) пе­ре­да­ча энер­гии от про­ду­цен­тов кон­су­мен­там

Д) ис­па­ре­ние воды

Е) сук­цес­сия (смена при­род­ных со­об­ществ)


 

3.5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством био­сфе­ры со­глас­но клас­си­фи­ка­ции В. И. Вер­над­ско­го.

 ПРИ­РОД­НОЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

 

ВЕ­ЩЕ­СТВО БИО­СФЕ­РЫ

A) реч­ной песок

Б) гор­ная по­ро­да

B) мор­ской ил

Г) почва

Д) ко­ло­ния ко­рал­лов

Е) плес­не­вые грибы

 

1) кос­ное

2) живое

3) био­кос­ное

Часть 4. Про­чи­тай­те текст

По внеш­не­му виду ту­то­вый шел­ко­пряд – не­взрач­ная ба­боч­ка с тол­стым, силь­но во­ло­си­стым телом и бе­лы­ми кры­лья­ми, до­сти­га­ю­щи­ми в раз­ма­хе 4–6 см. Не­смот­ря на на­ли­чие кры­льев, ба­боч­ки в ре­зуль­та­те одо­маш­ни­ва­ния утра­ти­ли спо­соб­ность ле­тать. Ро­ди­на шел­ко­пря­да, по всей ве­ро­ят­но­сти, Китай, от­ку­да, вме­сте с ту­то­вым де­ре­вом, он рас­про­стра­нил­ся на север и на юг, но в дикой при­ро­де не встре­ча­ет­ся, раз­во­дят его в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах. Гу­се­ни­цы пи­та­ют­ся толь­ко ли­стья­ми ту­то­во­го де­ре­ва. По­это­му рас­про­стра­не­ние шел­ко­вод­ства свя­за­но с ме­ста­ми про­из­рас­та­ния ту­то­во­го де­ре­ва (шел­ко­ви­цы).

Какие кри­те­рия вида опи­са­ны в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.


 

Часть 5. На­зо­ви­те путь эво­лю­ции, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке циф­рой 1. К чему при­во­дит дан­ный путь эво­лю­ции, при­ве­ди­те не менее трех его при­ме­ров.


 


 


 


 


 


 


 


 

Часть 6. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Па­ра­зи­тизм, ко­опе­ра­ция и сим­би­оз» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) Какие из­ме­не­ния в стро­е­нии тела воз­ник­ли в про­цес­се эво­лю­ции у па­ра­зи­ти­че­ских жи­вот­ных?

2) Что партнёры из­вле­ка­ют (по­лу­ча­ют) из от­но­ше­ний в сим­би­о­зе?

3) В какие от­но­ше­ния между ор­га­низ­ма­ми в про­цес­се эво­лю­ции может пе­рей­ти па­ра­зи­тизм?


 

ПА­РА­ЗИ­ТИЗМ, КО­ОПЕ­РА­ЦИЯ И СИМ­БИ­ОЗ

 Между ор­га­низ­ма­ми раз­ных видов, со­став­ля­ю­щи­ми ту или иную эко­си­сте­му, скла­ды­ва­ют­ся вза­и­мо­вред­ные, вза­и­мо­вы­год­ные, вы­год­ные для одной и не­вы­год­ные или без­раз­лич­ные для дру­гой сто­ро­ны и дру­гие, более тон­кие, вза­и­мо­от­но­ше­ния.

 Одной из форм по­лез­но-вред­ных био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми яв­ля­ет­ся па­ра­зи­тизм, когда один вид – па­ра­зит – ис­поль­зу­ет дру­гой – хо­зя­и­на – в ка­че­стве среды оби­та­ния и ис­точ­ни­ка пищи, на­но­ся ему вред.

 Ор­га­низ­мы-па­ра­зи­ты в про­цес­се эво­лю­ции вы­ра­бо­та­ли при­спо­соб­ле­ния к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни. На­при­мер, мно­гие виды об­ла­да­ют ор­га­на­ми при­креп­ле­ния – при­сос­ка­ми, крю­чоч­ка­ми, ши­пи­ка­ми – и имеют вы­со­кую пло­до­ви­тость. В про­цес­се па­ра­зи­ти­че­ско­го об­ра­за жизни не­ко­то­рые па­ра­зи­ты утра­ти­ли ряд ор­га­нов или при­об­ре­ли более про­стое их стро­е­ние. На­при­мер, у па­ра­зи­ти­че­ских плос­ких чер­вей, жи­ву­щих во внут­рен­них ор­га­нах по­зво­ноч­ных жи­вот­ных, плохо раз­ви­ты ор­га­ны чувств и нерв­ная си­сте­ма, а у не­ко­то­рых чер­вей-па­ра­зи­тов от­сут­ству­ют ор­га­ны пи­ще­ва­ре­ния.

 От­но­ше­ния между па­ра­зи­том и хо­зя­и­ном под­чи­не­ны опре­делённым за­ко­но­мер­но­стям. Па­ра­зи­ты при­ни­ма­ют уча­стие в ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти хо­зя­ев, тем самым обес­пе­чи­вая дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра. Не­га­тив­ные от­но­ше­ния между па­ра­зи­том и хо­зя­и­ном в про­цес­се эво­лю­ции могут пе­рей­ти в ней­траль­ные. В этом слу­чае пре­иму­ще­ство среди па­ра­зи­тов по­лу­ча­ют те виды, ко­то­рые спо­соб­ны дли­тель­но ис­поль­зо­вать ор­га­низм хо­зя­и­на, не при­во­дя его к ги­бе­ли. В свою оче­редь, в про­цес­се есте­ствен­но­го от­бо­ра растёт со­про­тив­ля­е­мость ор­га­низ­ма хо­зя­и­на па­ра­зи­там, в ре­зуль­та­те чего при­но­си­мый ими вред ста­но­вит­ся менее ощу­ти­мым.

 В при­род­ных со­об­ще­ствах встре­ча­ет­ся и вза­и­мо­вы­год­ное со­жи­тель­ство. Оно по­стро­е­но, как пра­ви­ло, на пи­ще­вых и про­стран­ствен­ных свя­зях, когда два или более видов ор­га­низ­мов сов­мест­но ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти раз­лич­ные ре­сур­сы среды. Вза­и­мо­вы­год­ные связи воз­ни­ка­ют в про­цес­се эво­лю­ции на ос­но­ве пред­ше­ству­ю­ще­го па­ра­зи­тиз­ма или дру­гих форм био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний. Сте­пень вза­и­мо­вы­год­но­го со­жи­тель­ства между ор­га­низ­ма­ми бы­ва­ет раз­лич­ной – от врéмен­ных кон­так­тов (ко­опе­ра­ция) до та­ко­го со­сто­я­ния, когда при­сут­ствие партнёра ста­но­вит­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем жизни каж­до­го из них (сим­би­оз).

 Ко­опе­ра­ция на­блю­да­ет­ся между раком-от­шель­ни­ком и ак­ти­ни­ей, при­кре­пив­шей­ся к его убе­жи­щу – ра­ко­ви­не, остав­шей­ся от мол­люс­ка. Рак ­пе­ре­но­сит ак­ти­нию и под­карм­ли­ва­ет её остат­ка­ми пищи, а она за­щи­ща­ет его стре­ка­тель­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­ры­ми во­ору­же­ны её щу­паль­ца.

 При­мер сим­би­о­за – вза­и­мо­от­но­ше­ния между де­ре­вья­ми леса и шля­поч­ны­ми гри­ба­ми – под­бе­ре­зо­ви­ка­ми, бе­лы­ми и др. Шля­поч­ные грибы опле­та­ют ни­тя­ми гриб­ни­цы корни де­ре­вьев и бла­го­да­ря об­ра­зу­ю­щей­ся при этом ми­ко­ри­зе по­лу­ча­ют из рас­те­ний ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства. Ми­ко­ри­за уси­ли­ва­ет спо­соб­ность кор­не­вых си­стем де­ре­вьев к вса­сы­ва­нию воды из почвы. Кроме того, де­ре­вья по­лу­ча­ют при по­мо­щи ми­ко­ри­зы от шля­поч­ных гри­бов не­об­хо­ди­мые ми­не­раль­ные ве­ще­ства.


 


 


 


 


 


 

Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии

Вариант 1.

Часть 1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2

4

1

2

1

Часть 2 и 3.

2.1.

34

3.1.

122112

2.2.

345

3.2.

112221

2.3.

234

3.3.

122121

2.4.

125

3.4.

122112

2.5.

345

3.5.

212123

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания частей 4 - 6 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

4.Пояснение.

1) Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий — раз­ме­ры тела. Длина (20 см) акулы, на­ли­чие на коже белых пятен.

2) Эко­ло­ги­че­ский кри­те­рий — пи­та­ет­ся планк­то­на­ми.

3) Фи­зио­ло­ги­че­ский кри­те­рий — ки­то­вая акула жи­во­ро­дя­щая: рож­да­ет живых аку­лят; опло­до­тво­ре­ние у неё внут­рен­нее.

5.По­яс­не­ние.

1) На ри­сун­ке циф­рой 1 обо­зна­че­на схема аро­мор­фо­за (аро­ге­не­за).

2) Аро­мор­фоз — про­грес­сив­ное эво­лю­ци­он­ное из­ме­не­ние стро­е­ния, при­во­дя­щее к об­ще­му по­вы­ше­нию уров­ня ор­га­ни­за­ции ор­га­низ­мов. (или, Аро­мор­фоз — это рас­ши­ре­ние жиз­нен­ных усло­вий, свя­зан­ное с услож­не­ни­ем ор­га­ни­за­ции и по­вы­ше­ни­ем жиз­не­де­я­тель­но­сти).

3) При­мер аро­мор­фо­за у мле­ко­пи­та­ю­щих:

воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие шёрст­но­го по­кро­ва;

жи­во­рож­де­ние и за­бо­та о потом­стве;

раз­ви­тие коры го­лов­но­го мозга;

диф­фе­рен­ци­ров­ка зубов.

 6.По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция часто носит более мяг­кий ха­рак­тер, чем внут­ри­ви­до­вая, так как у осо­бей раз­ных видов могут быть схо­жие по­треб­но­сти, а не оди­на­ко­вые (как у осо­бей од­но­го вида).

2) В ко­опе­ра­ции ор­га­низ­мы со­зда­ют вре­мен­ные объ­еди­не­ния для до­сти­же­ния своих целей, а в сим­би­о­зе — по­сто­ян­ные.

3) По­ло­жи­тель­ное: де­ре­вья по­лу­ча­ют от шля­поч­ных гри­бов ми­не­раль­ные ве­ще­ства, уси­ли­ва­ет­ся вса­сы­ва­ние воды из почвы.


 

1)Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок (3 балла)

2)Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки (2 балла)

3)Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки (1 балл)

4)Ответ неправильный 0

5)Максимальный балл 3

 


 


 


 


 


 

Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии

Вариант 2.

Часть 1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2

2

1

2

3

Часть 2 и 3.

2.1.

34

3.1.

112221

2.2.

345

3.2.

221112

2.3.

156

3.3.

122112

2.4.

125

3.4.

211221

2.5.

456

3.5.

213322

Содержание верного ответа и указания к оцениванию задания частей 4 - 6 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

4.Пояснения

В тек­сты опи­са­ны сле­ду­ю­щие кри­те­рии вида:

1) Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий (опи­сы­ва­ет­ся внеш­нее стро­е­ние): «... тол­стая ба­боч­ка с бе­ло­ва­ты­ми кры­лья­ми; на­ли­чие кры­льев».

2) Эко­ло­ги­че­ский кри­те­рий (го­во­рит­ся, чем пи­та­ет­ся: «Гу­се­ни­цы шел­ко­пря­да пи­та­ют­ся толь­ко ли­стья­ми ту­то­во­го де­ре­ва...»

3) Гео­гра­фи­че­ский кри­те­рий (ука­зы­ва­ет­ся ареал: «... ро­ди­на — Китай; это на­се­ко­мое раз­во­дят в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах»).

5.Пояснения

1) Идио­адап­та­ция - одно из глав­ных на­прав­ле­ний эво­лю­ции, при ко­то­ром у ор­га­низ­мов раз­ви­ва­ют­ся при­спо­соб­ле­ния к опре­де­лен­ным, част­ным усло­ви­ям среды.

2) Воз­ни­ка­ют част­ные из­ме­не­ния стро­е­ния и функ­ций ор­га­нов при со­хра­не­нии в целом уров­ня ор­га­ни­за­ции пред­ко­вых форм.

3) При­мер идио­адап­та­ции:

- это фор­ми­ро­ва­ние раз­но­об­раз­ной формы тела у рыб;

- при­спо­соб­ле­ние цвет­ка к опы­ле­нию пче­ла­ми, или вет­ром;

- по­яв­ле­ние ла­с­то­об­раз­ной ко­неч­но­сти у китов.

 

6.По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Ор­га­низ­мы-па­ра­зи­ты в про­цес­се эво­лю­ции вы­ра­бо­та­ли при­спо­соб­ле­ния к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни. На­при­мер, мно­гие виды об­ла­да­ют ор­га­на­ми при­креп­ле­ния — при­сос­ка­ми, крю­чоч­ка­ми, ши­пи­ка­ми — и имеют вы­со­кую пло­до­ви­тость. В про­цес­се па­ра­зи­ти­че­ско­го об­ра­за жизни не­ко­то­рые па­ра­зи­ты утра­ти­ли ряд ор­га­нов или при­об­ре­ли более про­стое их стро­е­ние. На­при­мер, у па­ра­зи­ти­че­ских плос­ких чер­вей, жи­ву­щих во внут­рен­них ор­га­нах по­зво­ноч­ных жи­вот­ных, плохо раз­ви­ты ор­га­ны чувств и нерв­ная си­сте­ма, а у не­ко­то­рых чер­вей-па­ра­зи­тов от­сут­ству­ют ор­га­ны пи­ще­ва­ре­ния.

2) Поль­зу в виде до­пол­ни­тель­ной пищи и ре­сур­сов окру­жа­ю­щих их среды.

3) Не­га­тив­ные от­но­ше­ния между па­ра­зи­том и хо­зя­и­ном в про­цес­се эво­лю­ции могут пе­рей­ти в ней­траль­ные.


 

1)Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок (3 балла)

2)Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки (2 балла)

3)Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки (1 балл)

4)Ответ неправильный 0

5)Максимальный балл 3

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Вера Геннадьевна Воеводская, 10.12.23 в 19:56 0Ответить Пожаловаться
В ответах нашла неверный. Основным конкурентом человека за пищу в предложенной цепи является саранча, а в вашем ответе - орёл.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.