Спецкурс по русскому языку для 10-11 классов
Рассмотрено Руководитель МО _________/Волкова М.Р/ Протокол № ____ от «____» _________2023 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №26» НМР РТ ____________/Осипова Р.А. / от «____» _________ 2023 г. | Утверждаю Директор МБОУ«СОШ № 26»НМР РТ _______________/Хайруллина Ч.М / Приказ № _______________ от «____» _____________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специального курса по русскому языку для 11 А класса
Волковой Марианны Романовны,
учителя высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
г. Нижнекамск, 2023 год
Цели и задачи курса «Коммуникативная компетентность»
Курс в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Тематическое распределение количества часов
№ | Раздел | Всего часов | В том числе контрольные работы |
1 | Общие сведения о языке. | 2 | 1 |
2 | Язык как система. | 19 | 1 |
3 | Язык и культура. | 13 | 1 |
ИТОГО | 34 часа |
Основное содержание обучения
Лингвистическая и языковая компетентность.
Общие сведения о языке.
Основные функции языка. Осознание роли языка в жизни и деятельности человека.
Язык как система Система языка, ее устройство. Синонимия русского языка Функционально-стилистическая система русского языка. Анализ, оценка языковых явлений. Коммуникативно-целесообразное использование речевых средств. Лингоанализ.
Культуроведческая компетентность.
Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Соблюдение норм речевого этикета.
Тест
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Общие сведения о языке. Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая. | 1 | 1 нед.сен | ||
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности. | 1 | 2 нед.сен | ||
Язык как система. Система языка, ее устройство, функционирование. | 1 | 3 нед.сен | ||
Обобщения знаний о единицах и уровнях языка. | 3 | октябрь | ||
Лексическая грамматическая синонимия русского языка. | 1 | октябрь | ||
Функционально – стилистическая система русского языка. | 1 | ноябрь | ||
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. | 2 | декабрь | ||
Коммуникативное – целесообразное использование языковых средств в речевой практике. | 5 | январь | ||
Лингвистический анализ текстов разных типов, разновидностей языка и функциональных стилей. | 6 | февраль | ||
Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры, отражение материальной и духовной культуры русского и других народов России. | 1 | март | ||
Соблюдение норм речевого этикета в социально – бытовой, социально – культурной, учебно - научной, официально – деловой сферах общения. | 10 | Апрель- май | ||
Контрольное тестирование. | 2 | май |