Спецкурс по русскому языку для 10-11 классов

0
0
Материал опубликован 14 January в группе

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Волкова М.Р/

Протокол № ____

от «____» _________2023 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №26» НМР РТ

____________/Осипова Р.А. /

от «____» _________ 2023 г.

Утверждаю

Директор МБОУ«СОШ № 26»НМР РТ

_______________/Хайруллина Ч.М /

Приказ № _______________

от «____» _____________2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


специального курса по русскому языку для 11 А класса

Волковой Марианны Романовны,

учителя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

















г. Нижнекамск, 2023 год




Цели и задачи курса «Коммуникативная компетентность»

Курс в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.



Тематическое распределение количества часов

Раздел

Всего

часов

В том числе контрольные работы

1

Общие сведения о языке.

2

1

2

Язык как система.

19

1

3

Язык и культура.

13

1


ИТОГО

34 часа




Основное содержание обучения

Лингвистическая и языковая компетентность.

Общие сведения о языке.

Основные функции языка. Осознание роли языка в жизни и деятельности человека.

Язык как система Система языка, ее устройство. Синонимия русского языка Функционально-стилистическая система русского языка. Анализ, оценка языковых явлений. Коммуникативно-целесообразное использование речевых средств. Лингоанализ.

Культуроведческая компетентность.

Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Соблюдение норм речевого этикета.

Тест

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата по

плану

Дата по

факту


Общие сведения о языке.

Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.


1

1 нед.сен



Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.


1

2 нед.сен



Язык как система.

Система языка, ее устройство, функционирование.

1

3 нед.сен



Обобщения знаний о единицах и уровнях языка.


3

октябрь



Лексическая грамматическая синонимия русского языка.

1

октябрь



Функционально – стилистическая система русского языка.


1

ноябрь



Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения.


2

декабрь



Коммуникативное – целесообразное использование языковых средств в речевой практике.


5

январь



Лингвистический анализ текстов разных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.


6

февраль



Язык и культура.

Взаимосвязь языка и культуры, отражение материальной и духовной культуры русского и других народов России.

1

март



Соблюдение норм речевого этикета в социально – бытовой, социально – культурной, учебно - научной, официально – деловой сферах общения.


10

Апрель- май



Контрольное тестирование.

2

май




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.