Спецкурс «Занимательная биология в вопросах и ответах для 10–11 классов»
Департамент образования города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9
664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15
Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: http://www.irk-sch9.ucoz.ru
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по научно-методической работе ___________________ Е.С. Чикунова «__» _августа_ 2020 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9 ____________________А.В. Семенюк Приказ № ____ от _ .08.__2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по спецкурсу «Занимательная биология в вопросах и ответах»
для 10-11 классов
Срок реализации программы __2020-2021 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
Программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения обществоведческих дисциплин.
Протокол № 2 от 20 .августа. 2020 г.
Председатель МО _____________(Н.Г. Белай )
Иркутск, 2020 г.
Пояснительная записка
На базовом уровне биология в 10-11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы учащиеся могли успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии.
Данный спецкурс предназначен для углубления изучения биологии учащимися 10-11 классов, что позволит обеспечить подготовку школьников к поступлению в вузы и сдачу выпускных и вступительных экзаменов, особенно в форме ЕГЭ.
Программа спецкурса составлена с учетом программы по биологии для поступающих в вузы и с учетом требований, предъявляемых абитуриентам, поступающим в вузы биологического профиля. Она состоит из разделов, содержание которых расширяет и углубляет предмет «Общая биология» и выходит за рамки этого предмета.
Предлагаемые разделы программы содержат материал учебных курсов, изучавшихся в основной школе, но требующих повторения с учетом приобретенных знаний и умений при изучении общей биологии в 9 классе. Курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
Цель:
углубление знаний по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии.
Задачи:
совершенствование знаний об особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия живых организмов разных систематических групп; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека;
приобретение умений и навыков комплексного осмысления и использования знаний о живых организмах, присущих им особенностях строения и причинах их многообразия;
овладение умениями использовать биологическую информацию, применять биологическую символику и терминологию;
помощь в подготовке к ЕГЭ по биологии.
Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов: живых организмов, генов и хромосом, популяций, экосистем и агроэкосистем, биосферы; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
Учащиеся должны уметь: выявлять взаимосвязи между функциями и строением клеток, тканей, органов и их систем; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Раздел 2. Клетка как биологическая система
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов– основа единства органического мира, доказательство родства живой природы
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная
характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ(белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов
клетки– основа ее целостности.
Обмен веществ и превращения энергии– свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
Клетка– генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз– деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки– основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза
Раздел. Организм как биологическая система
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость– свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы(моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания
Закономерности изменчивости. Ненаследственная(модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений
и домашних животных
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)
Раздел 4. Система и многообразие органического мира
Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические(таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд(порядок), класс, тип(отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы– неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
Бактерии– возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников
Царство растений. Строение(ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма(на примере покрытосеменных
растений). Распознавание(на рисунках) органов растений
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы
покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание(на рисунках) органов и систем органов у животных
Раздел. Организм человека и его здоровье
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание(на рисунках) тканей, органов, систем
органов
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока. Размножение и развитие человека. Распознавание(на рисунках) органов и систем органов
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови.
Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции,
речь, мышление. Особенности психики человека
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний(вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
Раздел 6. Эволюция живой природы
Вид, его критерии. Популяция– структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция. Направления и пути эволюции(А.Н. Северцов,
И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз,
идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе
эволюции
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение
Экосистема(биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ– основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем
Биосфера– глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде
Раздел 8. Практические задания
Биологические термины и понятия. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматические и половые клетки. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология. Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция и биотехнология. Многообразие организмов. Царство Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения. Животные. Вирусы. Многообразие организмов. Царство Бактерии, Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. Организм человека. Ткани. Органы. Системы органов. Гигиена человека. Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Организм человека. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Эволюция живой природы. Микроэволюция. Макорэволюция. Движущие силы эволюции. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Среды жизни. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Человек и его здоровье. Применение биологических знаний в практических ситуациях. Задания с изображением биологического объекта. Задание на анализ биологической информации. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Литература 3. Биология: Пособие для поступающих в вузы. Т 2. / Под ред. акад. Н.В. Чебышева. – |
Календарно-тематическое планирование
№ раздела/темы | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (2ч) | ||||
1 | Биология как наука. Методы познания живой природы | 1 | | |
2 | Уровневая организация и эволюция | 1 | | |
Раздел 2. Клетка как биологическая система (7ч) | ||||
3 | Современная клеточная теория | 1 | | |
4 | Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов | 1 | | |
5 | Химический состав клетки | 1 | | |
6 | Строение клетки | 1 | | |
7 | Обмен веществ и превращение энергии | 1 | | |
8 | Генетическая информация в клетке | 1 | | |
9 | Клетка – генетическая единица живого | 1 | | |
Раздел 3. Организм как биологическая система (9ч) | ||||
10 | Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы | 1 | | |
11 | Воспроизведение организмов, его значение | 1 | | |
12 | Онтогенез и присущие ему закономерности | 1 | | |
13 | Генетика, ее задачи | 1 | | |
14 | Закономерности наследственности, их цитологические основы | 1 | | |
15 | Закономерности изменчивости | 1 | | |
16 | Значение генетики для медицины | 1 | | |
17 | Селекция, ее задачи и практическое значение | 1 | | |
18 | Биотехнология, ее направления | 1 | | |
Раздел 4. Система и многообразие органического мира (7ч) | ||||
19 | Многообразие организмов | 1 | | |
20 | Царство бактерий | 1 | | |
21 | Царство грибов. Лишайники | 1 | | |
22 | Царство растений | 1 | | |
23 | Многообразие растений | 1 | | |
24 | Царство животных | 1 | | |
25 | Хордовые животные | 1 | | |
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (6ч) | ||||
26 | Ткани | 1 | | |
27 | Строение и жизнедеятельность органов и систем органов | 1 | | |
28 | Внутренняя среда организма человека | 1 | | |
29 | Нервная и эндокринная системы | 1 | | |
30 | Анализаторы | 1 | | |
31 | Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни | 1 | | |
Раздел 6. Эволюция живой природы (5ч) | ||||
32 | Вид, его критерии | 1 | | |
33 | Развитие эволюционных идей | 1 | | |
34 | Доказательства эволюции живой природы | 1 | | |
35 | Макроэволюция | 1 | | |
36 | Происхождение человека | 1 | | |
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (4ч) | ||||
37 | Среды обитания организмов. Экосистема | 1 | | |
38 | Разнообразие экосистем | 1 | | |
39 | Биосфера – глобальная экосистема | 1 | | |
40 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека | 1 | | |
Раздел 8. Практические задания (28ч) | ||||
41 | Биологические термины и понятия | 1 | | |
42 | Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого | 1 | | |
43 | Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматические и половые клетки | 1 | | |
44 | Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки | 1 | | |
45 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки | 1 | | |
46 | Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание | 1 | | |
47 | Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция. Биотехнология | 1 | | |
48 | Воспроизведение организмов. Онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция и биотехнология | 1 | | |
49 | Многообразие организмов. Царство Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения. Животные. Вирусы | 1 | | |
50 | Многообразие организмов. Царство Бактерии, | 1 | | |
51 | Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность | 1 | | |
52 | Организм человека. Ткани. Органы. Системы органов. Гигиена человека | 1 | | |
53 | Организм человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов | 1 | | |
54 | Организм человека. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов | 1 | | |
55 | Эволюция живой природы. Микроэволюция. Макроэволюция | 1 | | |
56 | Движущие силы эволюции. Происхождение человека | 1 | | |
57 | Экосистемы и присущие им закономерности. | 1 | | |
58 | Среды жизни | 1 | | |
59 | Общебиологические закономерности | 1 | | |
60 | Человек и его здоровье | 1 | | |
61 | Человек и его здоровье | 1 | | |
62 | Применение биологических знаний в практических ситуациях | 1 | | |
63 | Задания с изображением биологического объекта | 1 | | |
64 | Задание на анализ биологической информации | 1 | | |
65 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | 1 | | |
66 | Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях | 1 | | |
67 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | 1 | | |
68 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | 1 | | |