Программа спецкурса по биологии «Санология» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 26 November 2015 в группе
Программа спецкурса по биологии «Санология».

11 класс.

Спецкурс рассчитан на 35 часов.

Программу разработала учитель биологии и экологии

Паршукова Надежда Алексеевна.

( авторская программа)

 

п. Тимшер

2014 год.


Пояснительная записка

Всемирная организация здоровья (ВОЗ) выдвинула основную задачу, которую поддержали, на Мадридской конференции (1981г.) ученые и политические деятели более чем 130 стран:
«Одной из основных социальных задач правительств, международных организаций и всей мировой общественности в предстоящие десятилетия будет достижение всеми народами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни». ВОЗ приняла резолюцию о том, что здоровье - это не только отсутствие болезней, это динамическое равновесие организма с природой и социальной средой.
Санология - это учение о здоровье в различных его аспектах: медико-биологических, психологических, социальных.
Санология рассматривает здоровье как проявление жизнедеятельности человека в оптимальных условиях, а болезнь - как проявление жизнедеятельности в условиях стесненной, нарушенной, ограниченной свободы, ведущей к нарушениям естественных функций.
Санология утверждает обусловленность здоровья, как факторами внешней среды (природными и социальными), так и внутренними (онтогенетическими, конституционными, генетическими).
Санология опирается на изучение образа жизни и связанных с ним факторов риска возникновения болезней.
Содержание курса «Санология» базируется на знаниях учащимися анатомии и физиологии человека, гигиены школьника, экологии.


Цель курса является формирование понятия здоровья как комплекса полного физического, душевного и социального благополучия с построением и использованием моделей индивидуального здоровья.

Задачи курса:
1. Компенсационная:
- дополнить и расширить знания учащихся в области биологии человека, экологии, медицины.

2. Исследовательская:
- выявить зависимость между различными видами здоровья и подтвердить
невозможность их взаимозаменяемости;
- изучить различные методы, используемые в медицине, для самооценки здоровья.


3. Диагностическая:
- провести самоанализ здоровья учащихся;
- составить индивидуальную карту здоровья.


4. Профилактическая:
- разработать план индивидуального поведения в соответствии с обнаруженными отклонениями.

5.
Воспитательная:
- сформировать у школьников устойчивые мотивационные установки на
здоровый образ жизни;
- прививать навыки личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья
как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования.


6. Профориентационная:
- формировать у учащихся стремление к участию в трудовой деятельности
в области медицины, спорта, биотехнологий, рационального природопользования, охраны природы.
При изучении курса предусматривается использование таких методов обучения: лекция; дискуссия (учит глубоко понимать проблему, отстаивать личную позицию, оперируя аргументами; формировать личный взгляд на проблему и отношение к ней); защита проекта (информационный проект направлен на сбор информации, имеет четкую структуру, требует включения в работу, задающих вопросы по проекту и определяющих его значимость); практические работы (дают возможность применить на практике знания по определению состояния личного здоровья и дать ему оценку).

 

Содержание программы.

Введение. Указывают составляющие санологии. Предмет и задачи курса. Характеризует значение санологии в системе медицинских знаний и общечеловеческих знаний. Государственная политика в области здравоохранения. Успехи современной медицины. Называют демографические проблемы; факторы, влияющие на продолжительность жизни. Приводят примеры негативного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека; влияния вредных привычек на здоровье человека. Обосновывают необходимость здорового образа жизни для сохранения личного здоровья и здоровья окружающих. Народная медицина. Знахарство.

 

Здоровье и гигиена. Виды здоровья: социальное, психическое, физическое. Личная и общественная гигиена. Объясняют причины появления вредных привычек. Делают выводы о влияниях факторов внешней среды на здоровье человека; о необходимости ведения здорового образа жизни. Двигательная активность и физическая культура. Оздоровительное дыхание. Закаливание организма. Массаж и самомассаж. Основы первой доврачебной помощи. Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия. Темперамент. Характеристика типов темперамента. Способности. Талант. Составление личного психологического портрета.

3. Здоровье и паталогия. Понятие о форме и патологии тела. Роль наследственности и окружающей   среды  на организм. Патология – одна из древнейших наук, изучающая болезнь, её сущность и закономерности развития. Рассматривание под микроскопом крови человека с нормальными эритроцитами, лейкоцитами, с  патологическими эритроцитами, лейкоцитами. Знакомство с медицинским оборудованием. Методы диагностики: анализы, кардиограмма.

4. Самооценка здоровья. Называют методы, используемые в медицине для оценки здоровья.
Объясняют причины возникновения патологий и отклонений. Сравнивают результаты проведенных обследований с нормой. Вычисляют показатели здоровья своего организма.
Разрабатывают план мероприятий по профилактике и устранению отклонений в личном здоровье. Делают выводы о состоянии своего здоровья и факторах, на него повлиявших.

Оздоровительные системы. Знакомство с различными оздоровительными системами: гимнастика для тренировки глаз, гимнастика для профилактики плоскостопия, гимнастика для профилактики сколиоза. Составление личной карты здоровья и плана мероприятий по профилактике и устранению отклонений.


Календарно – тематическое планирование

 

Наименование темы

Коли-чест-во часов

Форма проведения

1

Введение.

6

 

1

Санология - это учение о здоровье. Предмет и задачи курса.

1

Лекция, беседа.

2

Санология и гигиена в системе наук о здоровье человека.

1

Лекция, беседа.

3

Государственная политика в области здравоохранения.

1

Лекция, беседа.

4

Успехи современной медицины.

1

Выступления, презентации обучающихся

5

Значение и роль в пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни.

1

Лекция, беседа, дискуссия

6

Народная медицина. Знахарство.

1

Выступления, презентации обучающихся

2

Здоровье и гигиена.

12

 

7

Виды здоровья: социальное, психическое, физическое.
 

1

Лекция, беседа.

8

Личная и общественная гигиена.

1

Лекция, беседа, дискуссия

9

Распорядок дня и биоритмы. Гигиена сна и отдыха.

1

Выступления, презентации обучающихся

10

Гигиена тела, одежды и обуви.

1

Выступления, презентации обучающихся

11

Понятие о рациональном питании.

1

Выступления, презентации обучающихся

12

Двигательная активность и физическая культура.

1

Выступления, презентации обучающихся

13

Оздоровительное дыхание. Закаливание организма.

1

Выступления, презентации обучающихся

14

Массаж и самомассаж.

1

Лекция, беседа.

15

Основы первой доврачебной помощи.

1

Лекция, беседа, дискуссия

16

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия.

1

Лекция, беседа.

17

Темперамент. Характеристика типов темперамента

1

Лекция, беседа.

18

Способности. Талант. Составление личного психологического портрета

1

Лекция, психологические тексты на выявление способностей.

3

Здоровье и патология.

5

 

19

Понятие о форме и патологии тела.

1

Лекция, беседа.

20

Роль наследственности и окружающей   среды  на организм.

1

Лекция, беседа, дискуссия

21

Патология – одна из древнейших наук, изучающая болезнь, её сущность и закономерности развития.

1

Лекция, беседа.

22

Рассматривание под микроскопом крови человека с нормальными эритроцитами, лейкоцитами, с  патологическими эритроцитами, лейкоцитами.

1

Практическая работа

23

Знакомство с медицинским оборудованием. Методы диагностики: анализы, кардиограмма.

1

Экскурсия в больницу

4

Самооценка здоровья.

8

 

24

Знакомство с методиками самооценки здоровья.

1

Лекция, беседа.

25

Диагностирование. Норма и патология.

1

Лекция, беседа.

26

Причины возникновения отклонений.

1

Лекция, беседа.

27

Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом.

1

Практическая работа

28

Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом.

1

Практическая работа

29

Определение степени плоскостопия.

1

Практическая работа

30

Определение остроты слуха и зрения.

1

Практическая работа

31

Самооценка здоровья. Определение собственного биологического возраста.

1

Практическая работа

5

Оздоровительные системы.

4

 

32

Гимнастика для тренировки глаз.

1

Практическая работа

33

Гимнастика для профилактики плоскостопия.

1

Лекция, беседа.

34

Гимнастика для профилактики сколиоза.

1

Практическая работа

35

Составление личной карты здоровья и плана мероприятий по профилактике и устранению отклонений.

1

Защита проекта

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать:

основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

методики самооценки здоровья;

оздоровительные системы;

основы первой доврачебной помощи.

Уметь:

доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.


 

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

невосприимчивости к вредным привычкам;

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных
опасных или бытовых ситуациях

 


 

Информационное обеспечение курса.

Список литературы.

Андреева Н.Д. «Основы рационального питания. Нормы питания» Биология в школе, №7,2004

Анисимова В.С., Брунова Е.П., Реброва Л. В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителей. М: «Просвещение», 1978

Высоцкая М.В. «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2009

Гаевая В.В. «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2009

Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 1991

Жданов Ю.В. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004

Зверев «Книга для чтения по анатомии», Москва, Просвещение,1997

Касаткина В.И. «Педагогика здоровья»,Москва, Линка-Пресс, 1999

Макарова Н.Е. «Раздельное питание», Минск,Харвест,1998

Минкина В.А., Зубков Н.З., Шевченко Л.И. Руководство для среднего медицинского персонала школ. М.: «Медицина», 1978

Сизанов А.Н. «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2000

Смирнов А.Т. «Основы медицинских знаний», Москва,Просвещение, 2001

Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2009

Видео и аудио продукция.

Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2008 год.

Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.