Спортивно-туристическая игра "Путешествуем вместе".

Спортивно-туристическая игра «Путешествуем вместе».
Пояснительная записка.
«Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основных законов общественной жизни.
Туристическая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор школьников. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности. Специфичность туризма и краеведения как раз и заключается в непосредственном погружении учащегося в окружающую его жизнь.
Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей к занятиям в творческих объединениях спортивно-туристической направленности.
Задачи:
• Развитие туристических навыков юных туристов;
• Развивать творческие способности обучающихся, расширять их кругозор;
• Формирование эмоционально-положительного отношения друг к другу, чувства коллективизма.
Ход игры
Вед 1.Ребята сегодня мы с вами проведем спортивно туристическую игру «Путешествуем вместе». Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие. А кто из вас ходил в поход? (ответы детей). Здорово! Как называют человека, который отправляется в поход? (Ответы детей). Верно, турист. Мы с вами сегодня туристы. Какие бывают виды туризма? Виды туризма: пешеходный, велосипедный, водный, лыжный, автомобильный. У нас с вами пеший туризм. Мы будем не только идти, но и много играть.
Эмоциональный настрой.
Настроение у нас отличное
А улыбки- дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
В путь-дорогу давно нам пора!
Вед 2.Разделимся на две команды, выберем капитана, придумаем название командам и девиз. Капитаны представляют свои команды.
Для разминки сыграем в игру «Что мы возьмем с собой в поход?»
Все дружно хлопаем в ладоши, если названную мной вещь берем в поход, и топаем ногами, если не берем. Слушайте: котелок, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда, пылесос, удочки, шторы, утюг.
Вед 1.А каким другим словом можно заменить слово «путешествие»? (Поход)
Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог. Кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми.
А путешествовать будем по нашей территории центра.
Я предлагаю произнести клятву юного туриста.
Клятва юного туриста
В 2.Мы, добровольно согласившиеся на участие в этой церемонии, торжественно клянемся:
В 1. не расставаться до старости с рюкзаком, палаткой, ложкой, миской и сгущенкой;
В 2. стоя, лежа и ползком проводить краеведческие наблюдения в походе и преодолевать все возникающие на пути препятствия;
В 1. до последнего бороться с консервными банками и другим мусором в лесу;
создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать;
В 2. лес любить, по воде бродить, горы преодолевать!
Мини-конкурс «Экипировка»
Вед 1.Командам раздаются конверты, в которых лежат карточки, с изображением предметов группового, а также личного снаряжения. Игроки команд должны за одну минуту распределить эти карточки по кармашкам с надписями: «Групповое снаряжение» и «Личное снаряжение». Главное не ошибаться.
Вед 2. Игра «Пойми меня»
Суть игры: Представителю каждой команды выдается карточка, на которой написано существительное, имеющее отношение к туризму. С помощью жестов и мимики он должен показать своей команде это слово, не произнося его. В ходе оценивания будет учитываться актерское мастерство показывающего, а также правильность и быстрота ответа команды. Слова- вещи для похода летом: карта, компас, спички, рюкзак, палатка, спальник, туристический коврик, дождевик, куртка, кружка, миска, ложка, полотенце, мыло, фонарик, аптечка, фотоаппарат, телефон. Чья команда назовет больше слов за 2 минуты, та и выиграла.
Вед 1.Следующее задание «Погурманим!»
Командам раздают листки, на которых они должны написать как можно больше продуктов, которые принято брать с собой в поход, а также написать примерные блюда на обед из этих продуктов. На всё задание участникам дается 2 минуты.
Командам выдают банки, в которых смешаны три вида крупы. Участникам команд нужно разделить их на разные горстки. Кто быстрее закончит, тот и выиграл.
Вед 2.Конкурс: «Секрет рюкзака». Ваша задача: назовите то что необходимо положить в рюкзак туристу. (Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)
Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.
• экст. Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)
• следоп. Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.)
•экст. Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).
• следоп. Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).
•экст. Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).
• следоп. Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).
Вед 1.Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.
А можно ли идти, если неизвестен прогноз погоды? (Нет)
Вед 2.Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды. Внимание! Идем в поход по маршрутным листам.
Станция «Прогноз погоды»
Вед 1.Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода.
Народные приметы о погоде
Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.
Голуби разворковались - к теплу.
Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.
Цветы издают сильный запах - к дождю.
Всплески рыбы на воде днем и вечером - прогнозируют устойчивую погоду без каких либо осадков.
Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют - по приметам к хорошей погоде без осадков.
Лес шумит без ветра - к неустойчивой погоде.
Цветки мальвы, ноготков, сложили лепестки, склонились и будто увяли - к ненастью.
Собака валяется в снегу - к вьюге.
Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру.
Лес притих - быть грозе.
Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу.
Если Гуси или качки хлопают крыльями, поднимают под себя одну ногу - к морозу.
Ворона прячет клюв под крыло - определённо к стуже.
В нашем путешествии на пути у нас встретиться множество опасностей, и мы должны быть к ним готовы.
Следующая станция «Спортивная» «Пройди по мосту». Необходимо пройти по нарисованной на асфальте полосе шириной 10-15 см.
Вторая опасность – конкурс «Болото». Нужно перескочить с кочки на кочку через болото, по нарисованным на асфальте кругам.
Ведущая предлагает детям сыграть в игру «Змея».
Дети встают в колонну, ноги шире плеч. Стоящий впереди пролезает между ногами до конца колонны и встает в конце колонны. Второй игрок делает то же самое. Так делают все игроки до того момента, пока первый игрок вновь окажется впереди колонны. Ведущий отмечает в маршрутном листе, что станция пройдена.
Каждый путешественник должен быть метким, чтобы найти в лесу себе пищу. Станция «Точный глазомер». Задача – попасть шишкой в корзину.
Станция «Скорая помощь»
Ведущая: Ведущая: Здравствуйте юные путешественники! Вы прибыли на станцию «Скорая помощь», а это значит, что здесь вы должны показать свои знания и умения в том, как помочь себе или пострадавшему другу, если он (она) поранились. Как правильно обработать ранку, если вы порезали пальчик или ободрали колено? (чем обработать: йодом, зеленкой; использовать вату, лейкопластырь, бинт; для чего накладывают лейкопластырь или бинт). Если обрабатываем йодом, то делаем это вокруг ранки. Если под рукой нет антисептика, то используем кровоостанавливающие растения, например подорожник, его обязательно нужно промыть и чистым приложить к ранке. Дети показывают, как использовать лейкопластырь и на руке или ноге накладывают бинт.
Станция «Веселый рюкзачок»
Ведущая приветствует детей на своей станции и предлагает им сыграть в эстафету с рюкзаком. Какая команда соберет быстрей рюкзак, на время.
- Ребята, а что можно найти в лесу на обед? (Ответы детей) да, сегодня мы с вами будем грибниками, будем искать грибы. Сколько найдете, все несите в свои команды, будем считать. Кто больше наберёт грибов, та команда и выиграет в этом конкурсе.
Станция «Поиск»
Поиск грибов.
Водящий заранее на ограниченном участке прячет 20—30 флажков(грибов). Каждый играющий ведет поиск самостоятельно. Когда условленное время закончится, на общем сборе подсчитывается количество найденных флажков и определяются победители.
8.Подведение итогов игры. Рефлексия.
Туристы - отважные люди,
Для них не бывает преград,
Желаем больших приключений,
Чтоб жизнь на все сто удалась!
Спасибо вам всем за активное участие!
Литература
1. А.Л. Новиков. Учебно-познавательные игры с элементами топографии (учебное пособие). – М.: ЦДЮТиК, 2004, С.68
2. Е.Л. Родионов. Проблемы школьного воспитания. Игра-соревнование «Неизведанными тропами». – Нижегородский гуманитарный центр, 2003, С. 103-107
3. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. –М.: Педагогическое общество России, 2003
Маршрутный лист
1.Прогноз погоды | |
2.Спортивная | |
3.Точный глазомер | |
4.Скорая помощь | |
5.Веселый рюкзачок | |
6.Поиск | |