Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
9 класс
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными
Задачи:
обучающие
формирование умений:
находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
расставлять знаки препинания;
составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными
развивающие
развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
воспитательные
воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.
1. Организационный момент
2. Актуализация знания
На какие группы делятся предложения в русском языке по количеству грамматических основ?
На какие группы делятся сложные предложения?
Как называются предложения, в которых есть главная и придаточная части?
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения в зависимости от придаточного предложения?
3. Актуализация незнания
Задание: прочитать текст (1 текст на парту).
«В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным». (Из периодической печати)
Ответить на вопросы:
– Какова тема текста?
– Какова основная мысль?
– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его.
Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
– Докажите, что предложение сложное.
– Выделите главную и придаточные части графически.
– Чем осложнена главная часть?
- А можем ли мы заменить придаточную часть причастным оборотом?
- Изменился ли смысл?
- Ниже запишем предложение с причастным оборотом:
Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
- В роли какого второстепенного члена предложения выступает причастный оборот?
- Какой вопрос можно задать? А можно ли этот же вопрос задать к придаточной части предложения?
- Какой вывод мы можем сделать? Какое это будет придаточное?
– От какого слова какой части речи мы задаем вопрос к придаточной части?
– Постройте схему предложения.
4. Получение новых знаний.
Работа с теоретическим материалом учебника.
- Откройте учебник, самостоятельно прочитайте теоретический материал.
- А теперь давайте обсудим и систематизируем всю информацию в виде таблицы.
Вид придаточного | Определительное |
Вопрос | Какой? |
Контактное слово | Существительное |
Позиция по отношению к контактному слову | Всегда после |
Средства связи | Союзные слова: который, какой, что, кто, где, куда и др. |
Указательные слова | Тот, такой |
Первичное закрепление новых знаний (на экране)
- Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно не нагрянуть и стать на постой… (А.Горобец)
3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)
4. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
5. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И.С.Тургенев)
6. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
7. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
8. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
9. Но есть дни, когда в крови золотолиственных горящих уборов осень ищет взоров… (А.А.Фет)
10. Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
11. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
12. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
(3 человека выходят к доске, выполняют разбор. Остальные у себя в тетради.)
6. Применение знаний в измененных условиях.
Заменить причастный оборот придаточным определительным и записать сложноподчиненное предложение (задание на экране).
1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя.
2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.
3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени.
4. Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным.
5. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.
В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом (задание на экране).
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
2. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
3. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
7. Рефлексия
Закончите предложения:
Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……
Тема, над которой мы работали, …..
Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
8. Домашнее задание.
Выписать из учебника литературы 5 предложений с придаточным определительным, построить их схемы.