Рабочая программа по биологии 10-11 класса
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Закон от 18.05.2014 г. №1-I «Временный Основной Закон» (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями, ст. 36
Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании» (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II)
Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 - од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505 Методические рекомендации по составлению рабочих программ в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №139 – од от 14.02.2018 «Об утверждении методических рекомендация по оцениванию учащихся».
Действующие на территории Луганской Народной Республики санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).
Рабочая программа по биологии 10 - 11 класса составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для X - XI классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.16), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки ЛНР № 495-ОД от 21.05.2018, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 за № 200/1844, с учетом Методические рекомендаций по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, согласно учебному плану образовательного учреждения.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение программного материала реализуется через использование учебника Биология. 10 класс (базовый уровень): учеб. для общеобразоват. организаций / Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.- М.: Просвещение; Биология. 11 класс (базовый уровень): учеб. для общеобразоват. организаций / Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. - М.: Просвещение.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в старшей школе призвано обеспечить:
1) формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной системы мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
В старшей школе, опираясь на сведения, изучающиеся в основной школе (элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде,экосистеме), более полно и точно с научной точки зрения раскрываются общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Цели биологического образования в старшей школе
Биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
- ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
- развитие познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Изучение биологии должно обеспечить:
1) сформированность основ целостной научной картины мира;
2) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
3) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
4) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
5) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся личностных, предметных и метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Место предмета в учебном плане
10 класс |
11 класс |
|
Кол-во часов в неделю |
2 |
1 |
Кол-во часов в год |
68 |
34 |
Результаты освоения курса «Биология»
Планируемые результаты обучения
Планируемые личностные результаты
– ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость; – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
- оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение.
Основное содержание программы
предмета «Биология. 10 - 11 класс»
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
10 класс |
||
1 |
Введение. Биология как наука. Методы научного познания |
1 |
2 |
Клетка - единица живого. Химический состав клетки |
7 |
3 |
Структура и функции клетки |
7 |
4 |
Обеспечение клеток энергией |
5 |
5 |
Реализация наследственной информации в клетке |
10 |
6 |
Размножение и развитие организма. Размножение организмов |
5 |
7 |
Индивидуальное развитие организмов |
5 |
8 |
Основы генетики и селекции. Основные закономерности наследственности |
14 |
9 |
Основные закономерности изменчивости |
6 |
10 |
Генетика и селекция |
6 |
11 |
Обобщающее повторение |
2 |
Всего: |
68 |
|
11 класс |
||
1 |
Эволюция. Свидетельства эволюции |
3 |
2 |
Популяционная структура вида |
7 |
3 |
Возникновение и развитие жизни на Земле |
6 |
4 |
Происхождение человека |
4 |
5 |
Экосистемы. Организмы и окружающая среда |
7 |
6 |
Биосфера |
4 |
7 |
Биологические основы охраны природы |
3 |
8 |
Всего: |
34 |
Календарно-тематическое планирование
по биологии 10 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока |
№ в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
Введение (1 час) |
|||||
|
1 |
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни. |
|||
Раздел I. Клетка – единица живого (29 часов) |
|||||
Тема 1. Химический состав клетки (7 часов) |
|||||
|
1 |
Вода, минеральные вещества и их роль в клетке. |
|||
|
2 |
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. |
|||
|
3 |
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. |
|||
|
4 |
Белки. Строение белков. |
|||
|
5 |
Функции белков. Ферменты. Л.р. №1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях |
|||
|
6 |
Нуклеиновые кислоты. |
|||
|
7 |
АТФ и другие органические соединения клетки |
|||
Тема 2. Структура и функции клетки (7 часов) |
|||||
|
1 |
Клетка – элементарная единица живого. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. |
|||
|
2 |
Строение клетки. Общие принципы организации. |
|||
|
3 |
Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки. Л.р. №2. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» |
|||
|
4 |
Клеточная мембрана. Транспорт веществ через мембрану. |
|||
|
5 |
Мембранные органоиды клетки. |
|||
|
6 |
Двумембранные органоиды клетки. |
|||
|
7 |
Ядро. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот. Л.р. №3. «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». |
Тема |
||
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 часов) |
|||||
|
1 |
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. |
|||
|
2 |
Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание |
|||
|
3 |
Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. |
|||
|
4 |
Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. |
|||
|
5 |
Пластический обмен. |
|||
4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (10 часов) |
|||||
|
1 |
ДНК. Ген. Репликация. |
|||
|
2 |
РНК. Транскрипция. |
|||
|
3 |
Генетический код |
|||
|
4 |
Биосинтез белка. Трансляция. П.р. №1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии. |
|||
|
5 |
Регуляция работы генов у прокариот и эукариот |
|||
|
6 |
Вирусы. Вирусные болезни человека. |
|||
|
7 |
Вирусные болезни растений и животных. |
|||
|
8 |
Профилактика вирусных болезней. |
|||
|
9 |
Генная и клеточная инженерия. |
|||
|
10 |
Контрольная работа №1 |
Тема |
||
Раздел II. Размножение и развитие организмов (10 часов) |
|||||
Тема 5. Размножение организмов (5 часов) |
|||||
|
1 |
Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение |
|||
|
2 |
Деление клетки. Митоз. |
|||
|
3 |
Мейоз. |
|||
|
4 |
Образование половых клеток. |
|||
|
5 |
Оплодотворение |
|||
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (5 часов) |
|||||
|
1 |
Зародышевое развитие организмов. Л.р. №4. «Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих» |
|||
|
2 |
Постэмбриональное развитие. |
|||
|
3 |
Дифференцировка клеток. |
|||
|
4 |
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. |
|||
|
5 |
Развитие взрослого организма. |
Тема |
||
Раздел III. Основы генетики и селекции (26 часов) |
|||||
Тема 7. Основные закономерности наследственности (14 часов) |
|||||
|
1 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов |
|||
|
2 |
Методы генетических исследований. Генетическая символика и терминология. |
|||
|
3 |
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. П.р. №2. «Составление простейших схем скрещивания» |
|||
|
4 |
П.р. №3. «Решение элементарных генетических задач» |
|||
|
5 |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. |
|||
|
6 |
Решение задач |
|||
|
7 |
Отклонения от законов Менделя. Взаимодействия аллельных генов. |
|||
|
8 |
Решение задач. |
|||
|
9 |
Взаимодействие неаллельных генов. Внеядерная наследственность. |
|||
|
10 |
Сцепленное наследование. Закон Моргана. Хромосомная теория наследственности. |
|||
|
11 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
|||
|
12 |
Решение задач. |
|||
|
13 |
Современные представления о гене и геноме. |
|||
|
14 |
Генетика человека и медицинская генетика. |
Тема |
||
Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 часов) |
|||||
|
1 |
Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость. |
|||
|
2 |
Мутационная изменчивость. Типы мутаций. Комбинативная изменчивость. |
|||
|
3 |
Причины мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. |
|||
|
4 |
Наследственная изменчивость человека. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека. П.р. №4. «Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» |
|||
|
5 |
Генетика популяций. |
|||
|
6 |
Контрольная работа №2 |
|||
Тема 9. Генетика и селекция (6 часов) |
|||||
|
1 |
Генетика – основа селекции. Задачи современной селекции. |
|||
|
2 |
Системы скрещиваний организмов и их генетические последствия. |
|||
|
3 |
Центры многообразия и происхождения культурных растений. |
|||
|
4 |
Районы одомашнивания животных. |
|||
|
5 |
Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов. |
|||
|
6 |
Биотехнология, ее достижения и перспективы. |
|||
|
7 |
Обобщение. Цитология – наука о клетке. |
|||
|
8 |
Обобщение. Метаболизм – основа жизни. |
Тема |
Календарно-тематическое планирование
по общей биологии в 11 классе
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечания |
|
План |
Факт |
||||
Эволюция |
|||||
Свидетельства эволюции (3 часа) |
|||||
1 |
1 |
Возникновение и развитие эволюционной биологии. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Инструктаж по технике безопасности |
|||
2 |
2 |
Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез |
|||
3 |
3 |
Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции |
|||
Популяционная структура вида (7 часов) |
|||||
4 |
1 |
Вид, его критерии. Л.р. №1. Описание особей вида по морфологическому критерию |
|||
5 |
2 |
Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Л.р. №2. Выявление изменчивости у особей одного вида |
|||
6 |
3 |
Популяции. Изменение генофонда популяций |
|||
7 |
4 |
Формы естественного отбора |
|||
8 |
5 |
Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Л.р. №3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания |
|||
9 |
6 |
Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции |
|||
10 |
7 |
Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления макроэволюции |
Тема |
||
Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов) |
|||||
11 |
1 |
Современные представления о возникновении жизни. Л.р. №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
|||
12 |
2 |
Основные этапы развития жизни |
|||
13 |
3 |
Развитие жизни по эрам и периодам |
|||
14 |
4 |
Результаты эволюции. Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы |
|||
15 |
5 |
Эволюция. Контрольная работа № 1. |
|||
16 |
6 |
Возникновение и развитие жизни на Земле |
Тема |
||
Происхождение человека (4 часа) |
|||||
17 |
1 |
Положение человека в системе живого мира. |
|||
18 |
2 |
Гипотезы происхождения человека. Предки человека. Л.р. №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
|||
19 |
3 |
Основные стадии антропогенеза |
|||
20 |
4 |
Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы |
|||
Экосистемы |
|||||
Организмы и окружающая среда (7 часов) |
|||||
21 |
1 |
Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы |
|||
22 |
2 |
Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения |
|||
23 |
3 |
Экологическая ниша и межвидовые отношения |
|||
24 |
4 |
Экологические сообщества. Экологическая пирамида. П.р. №1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) |
Тема |
||
25 |
5 |
Структура и динамика экосистем |
|||
26 |
6 |
Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы. П.р. №2. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности |
|||
27 |
7 |
П.р. №3. Решение экологических задач |
|||
Биосфера (4 часа) |
|||||
28 |
1 |
Биосфера и биомы |
|||
29 |
2 |
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. |
|||
30 |
3 |
Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу. П.р. №4. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности |
|||
31 |
4 |
Экосистемы. Контрольная работа № 2 |
|||
Биологические основы охраны природы (3 часа) |
|||||
32 |
1 |
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде. П.р. №5. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях |
|||
33 |
2 |
П.р. №6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения |
|||
34 |
3 |
Природоохранные территории и Красная книга Луганщины |
Тема |
Учебно-методическое обеспечение предмета «Биология»
Основными учебниками информационно-образовательной линии УМК по биологии являются учебники:
Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, П. М. Бородин и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л. Р. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.