12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ватулин Олег Иванович41
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

Закон от 18.05.2014 г. №1-I «Временный Основной Закон» (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями, ст. 36

Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании» (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II)

Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 - од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505 Методические рекомендации по составлению рабочих программ в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.

Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №139 – од от 14.02.2018 «Об утверждении методических рекомендация по оцениванию учащихся».

Действующие на территории Луганской Народной Республики санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).

Рабочая программа по биологии 10 - 11 класса составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для X - XI классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.16), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки ЛНР № 495-ОД от 21.05.2018, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 за № 200/1844, с учетом Методические рекомендаций по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, согласно учебному плану образовательного учреждения.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение программного материала реализуется через использование учебника Биология. 10 класс (базовый уровень): учеб. для общеобразоват. организаций / Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.- М.: Просвещение; Биология. 11 класс (базовый уровень): учеб. для общеобразоват. организаций / Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. - М.: Просвещение.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии в старшей школе призвано обеспечить:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной системы мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

В старшей школе, опираясь на сведения, изучающиеся в основной школе (элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде,экосистеме), более полно и точно с научной точки зрения раскрываются общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.).

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Цели биологического образования в старшей школе

Биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

- ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

- развитие познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Изучение биологии должно обеспечить:

1) сформированность основ целостной научной картины мира;

2) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

3) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

4) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

5) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся личностных, предметных и метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Место предмета в учебном плане

 

10 класс

11 класс

Кол-во часов в неделю

2

1

Кол-во часов в год

68

34

Результаты освоения курса «Биология»

Планируемые результаты обучения

Планируемые личностные результаты

– ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

Требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать

наследственную и ненаследственную изменчивость; – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

- оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение.

Основное содержание программы

предмета «Биология. 10 - 11 класс»

Учебно-тематический план

п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество

часов

10 класс

1

Введение. Биология как наука. Методы научного познания

1

2

Клетка - единица живого. Химический состав клетки

7

3

Структура и функции клетки

7

4

Обеспечение клеток энергией

5

5

Реализация наследственной информации в клетке

10

6

Размножение и развитие организма. Размножение организмов

5

7

Индивидуальное развитие организмов

5

8

Основы генетики и селекции. Основные закономерности наследственности

14

9

Основные закономерности изменчивости

6

10

Генетика и селекция

6

11

Обобщающее повторение

2

 

Всего:

68

11 класс

1

Эволюция. Свидетельства эволюции

3

2

Популяционная структура вида

7

3

Возникновение и развитие жизни на Земле

6

4

Происхождение человека

4

5

Экосистемы. Организмы и окружающая среда

7

6

Биосфера

4

7

Биологические основы охраны природы

3

8

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование

по биологии 10 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение (1 час)

 

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

     

Раздел I. Клетка – единица живого (29 часов)

Тема 1. Химический состав клетки (7 часов)

 

1

Вода, минеральные вещества и их роль в клетке.

     

 

2

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

     

 

3

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

     

 

4

Белки. Строение белков.

     

 

5

Функции белков. Ферменты. Л.р. №1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях

     

 

6

Нуклеиновые кислоты.

     

 

7

АТФ и другие органические соединения клетки

     

Тема 2. Структура и функции клетки (7 часов)

 

1

Клетка – элементарная единица живого. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

     

 

2

Строение клетки. Общие принципы организации.

     

 

3

Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки. Л.р. №2. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

     

 

4

Клеточная мембрана. Транспорт веществ через мембрану.

     

 

5

Мембранные органоиды клетки.

     

 

6

Двумембранные органоиды клетки.

     

 

7

Ядро. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот. Л.р. №3. «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

   

Тема

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 часов)

 

1

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

     

 

2

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание

     

 

3

Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза.

     

 

4

Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

     

 

5

Пластический обмен.

     

4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (10 часов)

 

1

ДНК. Ген. Репликация.

     

 

2

РНК. Транскрипция.

     

 

3

Генетический код

     

 

4

Биосинтез белка. Трансляция. П.р. №1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

     

 

5

Регуляция работы генов у прокариот и эукариот

     

 

6

Вирусы. Вирусные болезни человека.

     

 

7

Вирусные болезни растений и животных.

     

 

8

Профилактика вирусных болезней.

     

 

9

Генная и клеточная инженерия.

     

 

10

Контрольная работа №1

   

Тема

Раздел II. Размножение и развитие организмов (10 часов)

Тема 5. Размножение организмов (5 часов)

 

1

Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение

     

 

2

Деление клетки. Митоз.

     

 

3

Мейоз.

     

 

4

Образование половых клеток.

     

 

5

Оплодотворение

     

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (5 часов)

 

1

Зародышевое развитие организмов. Л.р. №4. «Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих»

     

 

2

Постэмбриональное развитие.

     

 

3

Дифференцировка клеток.

     

 

4

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

     

 

5

Развитие взрослого организма.

   

Тема

Раздел III. Основы генетики и селекции (26 часов)

Тема 7. Основные закономерности наследственности (14 часов)

 

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов

     

 

2

Методы генетических исследований. Генетическая символика и терминология.

     

 

3

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. П.р. №2. «Составление простейших схем скрещивания»

     

 

4

П.р. №3. «Решение элементарных генетических задач»

     

 

5

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

     

 

6

Решение задач

     

 

7

Отклонения от законов Менделя. Взаимодействия аллельных генов.

     

 

8

Решение задач.

     

 

9

Взаимодействие неаллельных генов. Внеядерная наследственность.

     

 

10

Сцепленное наследование. Закон Моргана. Хромосомная теория наследственности.

     

 

11

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

     

 

12

Решение задач.

     

 

13

Современные представления о гене и геноме.

     

 

14

Генетика человека и медицинская генетика.

   

Тема

Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 часов)

 

1

Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость.

     

 

2

Мутационная изменчивость. Типы мутаций. Комбинативная изменчивость.

     

 

3

Причины мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

     

 

4

Наследственная изменчивость человека. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека. П.р. №4. «Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

     

 

5

Генетика популяций.

     

 

6

Контрольная работа №2

     

Тема 9. Генетика и селекция (6 часов)

 

1

Генетика – основа селекции. Задачи современной селекции.

     

 

2

Системы скрещиваний организмов и их генетические последствия.

     

 

3

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

     

 

4

Районы одомашнивания животных.

     

 

5

Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.

     

 

6

Биотехнология, ее достижения и перспективы.

     

 

7

Обобщение. Цитология – наука о клетке.

     

 

8

Обобщение. Метаболизм – основа жизни.

   

Тема

Календарно-тематическое планирование

по общей биологии в 11 классе

(34 часа, 1 час в неделю)

п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечания

План

Факт

Эволюция

Свидетельства эволюции (3 часа)

1

1

Возникновение и развитие эволюционной биологии. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения

Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Инструктаж по технике безопасности

     

2

2

Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез

     

3

3

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции

     

Популяционная структура вида (7 часов)

4

1

Вид, его критерии. Л.р. №1. Описание особей вида по морфологическому критерию

     

5

2

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Л.р. №2. Выявление изменчивости у особей одного вида

     

6

3

Популяции. Изменение генофонда популяций

     

7

4

Формы естественного отбора

     

8

5

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Л.р. №3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

     

9

6

Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции

     

10

7

Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления макроэволюции

   

Тема

Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

11

1

Современные представления о возникновении жизни. Л.р. №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

     

12

2

Основные этапы развития жизни

     

13

3

Развитие жизни по эрам и периодам

     

14

4

Результаты эволюции. Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы

     

15

5

Эволюция. Контрольная работа № 1.

     

16

6

Возникновение и развитие жизни на Земле

   

Тема

Происхождение человека (4 часа)

17

1

Положение человека в системе живого мира.

     

18

2

Гипотезы происхождения человека. Предки человека. Л.р. №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

     

19

3

Основные стадии антропогенеза

     

20

4

Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы

     

Экосистемы

Организмы и окружающая среда (7 часов)

21

1

Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы

     

22

2

Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения

     

23

3

Экологическая ниша и межвидовые отношения

     

24

4

Экологические сообщества. Экологическая пирамида. П.р. №1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

   

Тема

25

5

Структура и динамика экосистем

     

26

6

Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы. П.р. №2. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

     

27

7

П.р. №3. Решение экологических задач

     

Биосфера (4 часа)

28

1

Биосфера и биомы

     

29

2

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

     

30

3

Биосфера и человек. Антропогенное

воздействие на биосферу. П.р. №4. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

     

31

4

Экосистемы.

Контрольная работа № 2

     

Биологические основы охраны природы (3 часа)

32

1

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде. П.р. №5. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях

     

33

2

П.р. №6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

     

34

3

Природоохранные территории и Красная книга Луганщины

   

Тема

Учебно-методическое обеспечение предмета «Биология»

Основными учебниками информационно-образовательной линии УМК по биологии являются учебники:

Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, П. М. Бородин и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л. Р. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.