12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Новикова Инна Владимировна39

​​​​​​​
Прокофьев Путешествие по сказке
PPT / 973 Кб

Прокофьев Симфоническая сказка для детей
AVI / 48.28 Мб






Конспект урока в 3 классе



Тема урока: С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»




Тема года: «О чём рассказывает музыка?»

Раздел программы: «Великие композиторы, великие произведения»


(Авторы по предмету «Музыка»: Т.И.Науменко, В.В.Алеев)
















Учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «Ломоносовская гимназия»

Города Петрозаводска, Республики Карелия

Новикова Инна Владимировна





Пояснительная записка к уроку музыки по теме

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»


Музыкальная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать творческие потребности и способности учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, духовности и культуры.

Современный учитель, непрерывно развивающийся, думающий, идущий в ногу со временем, может и должен воспитать в детях эти качества. Один из путей решения этой проблемы – воспитание музыкальной культуры с раннего детства на уроках музыки в школе.

Изучая эту проблему довольно долгое время, имея определённый опыт в этой области, как учитель музыки ставлю перед собой цель – передать накопленный опыт подрастающему поколению. Считаю, что предметная область «музыка» может и должна стать технологией воспитания гармонично развитой личности, которая «служит» для улучшения качества жизни человека.

У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. К таким ярким музыкальным произведениям относится Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. Неслучайно, русский композитор С. С. Прокофьев знакомит школьников с инструментами симфонического оркестра через жанр народного творчества - сказку. Хотелось отметить, что это не просто сказка, а сказка – учебник. Написал её композитор для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной музыке, в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях…


Планируемые предметные результаты обучения:

1) уметь высказывать свои размышления о музыке С. С. Прокофьева (определить ее характер, основные интонации – вопрос, восклицание, жалость, радость, установить взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

2) развить мыслительные функции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) на примере знаний музыкальных тем героев и звучание их тембра инструмента в сказке;

3) выражать эмоциональное содержание музыкального произведения в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно – творческой деятельности;

Тип урока: комбинированный.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые методы: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, игровой, эмпатии, мини-проектной деятельности.

Формы работы: беседа, работа с «программой», работа с презентацией, работа по карточкам, пение по нотным партиям, хоровой концерт.

Технологии: личностно-ориентированная, интегрированная, информационно- коммуникативная, игровая, технология проблемного обучения.


Структура урока

1. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Целеполагание.

4. Изучение новой темы: а) прослушивание музыки

б) практическая работа по заполнению концертной

программки

в) работа в мини-проекте.

5.Этап подготовки к усвоению нового материала.

6.Этап усвоения и закрепления новых знаний. Взаимопроверка концертных программок.

7. Физкульт-минутка.

8.Вокально – хоровая работа. Творческая работа: хоровой концерт с инструментальным сопровождением.

9. Этап подведения итогов учебной деятельности. Рефлексия.

10.Этап информации о домашнем задании.


Особенность урока

Мотивационная мыслительная деятельность реализуется с опорой на субъективный опыт:

1) опыт творческой, слуховой, аналитической деятельности;

2) связь с ранее усвоенными знаниями из области музыки, изобразительного искусства, литературы;

3) знакомые музыкальные краски рассматриваются с точки зрения изобразительной функции.

Углубляются знания о симфонической музыке.

Активные формы обучения на уроке (создание концертной программки симфонической сказки, мини – проект «Музыкальный язык», хоровой концерт с инструментальным сопровождением) помогают приобретать опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формировать потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества, развитию эмоциональной эмпатии, привитию эстетического вкуса.

Всё это является необходимым условием воспитания личности нового типа, умеющей творчески подходить к решению актуальных жизненных проблем.





Цель урока: изучить инструменты симфонического оркестра, формировать у школьников ценностное отношение к симфонической музыке, уметь осознать красоту и богатство её эмоционального воздействия на человека.

Задачи урока:

Познакомить с инструментами симфонического оркестра.

Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, уметь определять тембр звучания этих инструментов.

Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Обобщить полученные знания и умения.

Метапредметные задачи урока:

1) развить креативные свойства личности в художественно-творческой и сотворчекой деятельности;

2) способствовать приобретению духовного опыта познания, понимания, интерпретации искусства;

3) стимулировать поисковую активность школьников, их стремление к раскрытию и самореализации творческого потенциала, что является главным побудительным мотивом творчества;

4) развить самостоятельность как личное свойство обучающегося, что предполагает: независимость суждений и действий, способность самому реализовать важные решения; ответственность за свои действия; внутреннюю уверенность в правильности избранной позиции.

Оборудование: мультимедиа проектор, магнитная доска, музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты.


Музыкальный материал: С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»,

С.С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»,

Б. Савельев, А. Хайт «Всё на свете можешь ты».

Дополнительный материал: презентация с использованием ресурсов сети Интернет, видеофрагмент сказки, концертные программки, дидактические карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Самоопределение к деятельности


Приветствие учителя, эмоциональное вхождение в занятие (звучит фрагмент симфонической музыки С.С.Прокофьева) Настрой на работу. Проверяется готовность к уроку

Оценивают готовность к уроку

(Регулятивные, коммуник.УУД)

Актуализация опорных знаний

Организует ситуацию повтор. групп инструментов симфонического оркестра:

1.Перечислите группы симфонического оркестра? 2.Распределите инструменты по группам?

3. Что объединяет инструменты в каждой группе? Какой признак? (включение учащихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний)

Отвечают на вопросы, соотнося свой субъективный опыт с изучаемым материалом (работают с презентацией –группы инструментов симфонического оркестра)

(Познавательные, коммуник. УУД)

Целеполагание

Организует ситуацию формулирования темы и цели урока. Прозвучит муз. фрагмент, поэтическая загадка детского писателя Якова Аким.

О чем мы сегодня будем вести разговор на нашем уроке? Какая цель урока?

Высказывают свои мнения о теме урока. Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания. Выясняют цель изучения инструментов симфонического оркестра, определения их тембров на слух, на примере произведения С.С.Прокофьева «Петя и волк», важность эмоционального воздействия музыки на человека ( школьные знания - жизненные ценности) (Познавательные, коммуник., регулятивн. УУД)

Изучение новой темы

Организует ситуацию решения учебной задачи. Задания:

1.Слушаем симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». 2. Заполняем концертную программку (практическая работа)

3. Анализируем героев, оцениваем их поступки.

4*. Дополнительно работа по карточкам для ребят, которые справились с практической работой. Мини – проект: «Музыкальный язык»:

(Используем словарь настроения музыки)

Слушают, выполняют практическую работу, заполняя программку (герой – инструмент). Анализируют действия героев, обращая внимание на образное звучание музыки

(Познавательные, коммуник., регулятивн. УУД)

Этап подготовки к усвоению нового материала

Организует ситуацию выполнения учебной задачи (создается проблемная ситуация, метод наводящих вопросов).

Сможем ли высказать мнение о характере, интонации муз. тем героев сказки?


В чем различие звучания инструментов? А какое муз. средство их делает «родственниками» внутри группы?



Характеризуют героев, отмечая эмоционально – образное содержание музыки («нежное звучание струнных инструментов» мальчика Пети, «напевная мелодия» Утки, «изящный, грациозный ритмический рисунок» Кошки).

Выделяют главный признак для сравнения и обобщения звучания инструментов(тембр). Раскрывают понятие «тембр», учатся определять на слух звучание инструментов симфонического оркестра (Познавательные, регулятивные, коммуникат.УУД)


Этап усвоения и закрепления новых знаний

Организует совместную работу для закрепления изученного ранее.

Задание: Поменяйтесь программками и проверьте работу друг у друга.

В это время роль учителя переходит к ученику, который проверяет себя у доски и расставляет соотношения героя – инструмента (напр.: Петя – струнный квартет, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Птичка – флейта, Утка – гобой, Волк – три валторны).

Организует работу мини – проекта «Музыкальный язык».

Задание: Оцените героев с точки зрения нравственного поступка.





Пригодятся ли в жизни знания о тембровом звучании инструментов симфонического оркестра?

Объясните смысл строк известного русского писателя А.П.Чехова: « Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствие доставляет ему жизнь, тем он свободнее…»

Оценивают деятельность и результат сверстников.

Взаимопроверка программок.

Анализируют поступки животных с точки зрения нравственных поступков из жизни людей. Размышляют о нравственности (Нравственный поступок-это действие, которое приносит пользу). Герои сказки относятся друг к другу с любовью, ценят чувство дружбы, поэтому удается поймать злого волка.


Конструируют высказывания о пользе знаний в мире искусства.


Объясняют слова писателя А. П. Чехова ( отвечают на вопрос, соотнеся свой субъектный опыт с изучаемым материалом), тем самым предметные знания выводят за пределы предмета

( Познавательные, коммуникат, регулятивные, личностные)


Физминутка

Работа над певческим дыханием, скороговорки, пластическое интонирование движения ступеней звукоряда.

Отрабатывают технику певческого дыхания: бесшумный вдох-задержка дыхания - постепенный выдох. Фантазируют с движением рук - пластическое интонирование (Познавательные, коммуникат, регул. УУД)


Вокально-хоровая работа, игра на ДМИ

Организует творческую работу (хоровой концерт с инструментальным сопровождением).

Предлагается спеть песню Муз. Б. Савельева, сл. Э.Хайта «Все на свете можешь ты».

Какие инструменты будут уместны в роли аккомпанемента песни? Возможно ли исполнение этой музыки симфоническим оркестром?


Выбирают инструмент, поют.

Импровизируют при исполнении. Формируют умение осознать красоту и богатство симфонической музыки

(Познавательные, коммуникат, регулятивные)


Этап подведения итогов учебной деятельности. Рефлексия.

Итог: 1. С какой музыкой познакомились сегодня на уроке? 2. Кто является композитором симфонической сказки – учебника для детей? 3. По какому признаку объединяются инструменты в группах симфонического оркестра? 4. Смогла ли музыка С.С. Прокофьева повлиять на ваше настроение, на ваш духовный мир? Организует рефлексию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цель урока и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Кто испытывал трудности на уроке? Какие задания больше всего понравились? Кто сегодня чувствовал на уроке себя комфортно и полученные знания будет применять в жизни?

Обобщают полученные результаты. (Симфоническая музыка, произведение великого композитора С. С. Прокофьева «Петя и волк», инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники и близки по тембру звучания.) Формулируют вывод, опираясь на поставленную цель урока.

Оценивают свою работу и результат деятельности сверстников. Высказывают мнения. (Познавательные, регулятивные, коммуникат. личностные)

Этап информации о домашнем задании

Дом. задание (на выбор)

1.Нарисовать портреты героев.

2. Составить рассказ – этюд о любимом герое из сказки (устно).












Приложение

Мини – проект «Музыкальный язык»


(карточки выдаются во время прослушивания желающим, которые заполнили концертную программку)


1

Как звучит тема Птички, исполняемая флейтой?

2

Что передают интонации кларнета (тема Кошки)?

3

Почему тема Дедушки представлена звучанием фагота?

4

Какой инструмент в сказке звучит: «несколько гнусаво», подражая кряканью утки? Какой характер мелодии?



Поэтическая загадка детского писателя Якова Аким:

«С болотца поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт.

Расскажут о Пете и волке

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого – презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка, бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори…»




Концертная программка


t1584107820aa.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.