12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
oliver007102
Россия, Татарстан респ., г.Нурлат

Становление и развитие татарской музыкальной этнографии в советский период.

Со второй половины XIX века в истории татарской музыкальной культуры начинается качественно новый этап. На фоне общих процессов интеграции татар (выработки общих норм литературного языка, консолидации разных субэтнических групп, которая в итоге привела к формированию современной нации) складывается общенациональный песенный стиль. Тогда в быт татар проникали новые музыкальные инструменты (например, гармоники), развивались новые жанры, сочинялись песни, которые известны до сих пор. Среди них — «Күбәләгем» («Бабочка моя»), «Алмагачлары» («Яблони»), «Баламишкин» («Дитя Мишкина»), «Сабан туе» («Сабантуй»), «Арча» («Арск»), «Сарман» («Сарманово»), «Минзәлә» («Мензелинск») и другие. Это, как правило, лирические, игровые и плясовые песни. По структуре они достаточно просты и однородны, основываются на восьми-, семислоговом стихе, имеют равнопульсирующий слогоритм. Этим они отличаются от песен старого, донационального слоя.

В песенном творчестве татар есть несколько основных жанров. По тематике и функции песни бывают лирические, обрядовые, трудовые, игровые, колыбельные, а по форме и музыкальному стилю — протяжные (озын көй), короткие (кыска көй) песни и так называемые деревенские напевы (авыл көе). Озын көй — протяжные лирические песни. Как правило, на них накладывали тексты десяти- или девятислогового строения. Классические примеры: «Кара урман» («Дремучий лес»), «Әллүки» (звукосочетание наподобие «баю-бай»), «Сибелә чәчәк» («Осыпаются цветы»), «Салкын чишмә» («Холодный родник»). Кыска көй — подвижные мелодии с четкой «квадратной» структурой и незначительным количеством распевов. Популярные примеры — «Күбәләгем» («Бабочка моя»), «Алмагачлары» («Яблони»), «Баламишкин» («Дитя Мишкина»), «Сабан туе» («Сабантуй»). Авыл көе — лирические песни умеренного темпа. В названиях нередко содержатся наименования мест их возникновения и распространения: бывают песни «Сарман», «Арча» и так далее. Часто исполняются коллективно, под аккомпанемент гармони.

Татарский музыкальный фольклор так же, как и фольклор других народов, имеет тысячелетнюю историю. Народный мелос должен стать основой музыкально – эстетического воспитания. Многие прогрессивные педагоги – музыканты неоднократно подчеркивали значение фольклора и родного музыкально языка в приобщении молодёжи к музыкальному искусству. Если мы действительно хотим сохранить и преумножить нашу многовековую национальную культуру, мы должны воспитать ребёнка на мелодиях, сочиненных в народном духе.

     Татарский народ, имеющий богатую и сложную историю, многовековую письменную литературу, создал и самобытную музыкальную культуру с ярко выраженными и стилевыми особенностями. В ней в образно-эмоциональной форме нашли отражение исторические судьбы, мечты и сокровенные думы, условия жизни и труда, своеобразие художественного мышления народа. Музыка, чутко отражая духовный мир народа, в различные исторические периоды не оставалась неизменной. Если история народной музыки (как и самого народа) насчитывает многие тысячи лет, то фиксация её практически началась лишь около ста лет тому назад. Отсюда понятна трудность реконструкции народной музыки прошлых эпох, трудность изучения истории.

     Первые нотные записи татарских народных мелодий были сделаны Иваном Добровольским, учителем музыки Астраханской гимназии. В 1816-1818 гг. он издал 8 тетрадей песен различных народов, живущих в Астраханском крае, в том числе и татар.

    В начале 20-х гг. XX в. вопросами музыкального фольклора занималась музыкально-этнографическая комиссия при Казанской Высшей восточной музыкальной школе, где заслушивались доклады о татарской музыке И.А. Козлова, В.С. Гаврилова, С.Х. Габяши, Н.В. Никольского. В 1920 гг. Н.В. Никольский издал компилятивную работу «Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья», которая стала, своего рода, первым учебным пособием по изучению татарской музыки.

    Большого внимания заслуживает деятельность пионера татарской профессиональной музыки Султана Габяши (первый татарский преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Казанском музыкальном училище). Он в числе первых делал хоровые отработки народных песен, создавал музыкальные композиции в традициях протяжных народных песен. В 20-е гг. С. Габяши впервые совершает музыкально-этнографическую экспедицию с фонографом и пишет работу «Звуковой строй татарской музыки». Габяши также первым ставит вопрос о достоверной расшифровке народных мелодий, изучает особенности мелодического и ладового строения, исполнительство татарской народной песни.

     С 1937 г. развернулась многогранная фольклористическая деятельность композитора А.С. Ключарева. Вместе с композитором В. Виноградовым в 1941 г. они издали сборник татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует. Большое место занимают «дружеские» и бытовые песни, баиты, соответствующие русским сказам и украинским думкам.

     Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама». Этот сборник стал настольной книгой не одного поколения композиторов и исполнителей. Однако, как утверждает М. Нигмедзянов, в сборник не попали образцы обрядовых жанров различных этнических групп татар.

   В 1955 г. в свет вышел второй том татарских народных песен А.С. Ключарева и В.И. Виноградова. В сборнике 3 раздела:

1.Фольклор советского периода;

2.Дооктябрьский фольклор;

3. Инструментальный наигрыш.

    Второй том гораздо более значителен по количеству и разнообразию материала, в нем территориально охвачен более широкий круг песенных районов, что обогащает  представление о стилистике татарской музыки.

   Существует и третий том татарских народных песен, изданный Казанской консерваторией и известный как «музафаровский» сборник (1964). Нотные записи в нем выполнены М. Музаффаровым, комментарии – В. Виноградовым, а тексты песен – З. Хайруллиной.

Один из самых впечатляющих примеров - первый татарский балет. Им стал "Шурале" композитора Ф. Яруллина. Своим появлением и художественными особенностями он во многом обязан эпохе культурного строительства, подъёма советского искусства. Во второй половине тридцатых годов происходит становление балета во многих национальных республиках. Благоприятными условиями к тому явились быстрый рост квалифицированных кадров, открытие национальных театров оперы и балета, возникновение новых композиторских школ

А.С.Ключарев один из знаменитых музыкантов, который внес большой вклад в татарскую профессиональную музыку. Несмотря на то, что он был русским по национальности – он хорошо разбирался в татарско-башкирской национальной мелодии, татарском народном творчестве. Ключарев после А.А. Эйхенвальда возглавляет работу фольклорного кабинета и вскоре совместно с В.Винаградовым, М.Садри создает первый сборник татарских народных песен, он создал свой стиль обработки татарской народной песни, на котором учились многие его последователи.

Прекрасное ощущение фольклорного жанра особенно отчетливо проявилось в многочисленных танцевальных номерах Ансамбля и получило блестящее воплощение в балете «Горная быль» и инструментальной музыке композитора.

Фольклористическая работа для Ключарева не была лишь этапом на пути к творчеству, а сопровождала его на протяжении всей жизни. Изданный под его редакцией 2-й сборник татарских народных песен открыл многие ранее неизвестные типы музыкального фольклора (напевы сибирских татар, рукописные фонды Г.Еникеева, Г.Сайфуллина и др.)

У татарского композитора З. Хабибуллина есть детский балет «Заколдованный маль­чик», который написан по мотивам татарских народных сказок и сказок Г. Тукая. Главная героиня балета - девочка Раушан отправляется на поиски брата Гали, заколдован­ного Бабой Ягой. Много испытаний, трудностей встречается на пути Раушан, но проявив смелость и находчивость, она спасает Гали и возвращается с ним домой. В начале балета Гали показан злым и жестоким, он рвет цветы, обижает сестру, а в конце Гали становится добрым и честным мальчиком.

     Фасиль Ахметов создаёт произведения для детей: песни и инструментальные пьесы (около 20 детских песен). Его детская музыка близка и понятна детям. Такие песни как «Юные космонавты», «Песня юных магелланцев», «Я дружу с ветром», раскрывают мечты нашей детворы о дальних походах, новых открытиях; в песне «Возвращаясь из школы» поётся о школьных успехах детей, в ряде песен отражаются их игры и спортивные увлечения. Детские песни Ф. Ахметова характеризуются интонационной свежестью мелодий, использованием звуковыразительных элементов в фортепианном сопровождении.

     Салих Сайдашев был и остался до конца жизни истинным поэтом в музыке. Его одухотворённое творчество развивалось, совершенствовалось на основе народного творчества – неисчерпаемого источника большого искусства. Он знал и очень тонко воспринимал народную музыку, восхищался ею, проникал в глубину её мелодий, всесторонне изучал глубину мелодий. Песни для детей из его творчества: «Москва», «Без усебез» (Мы растём), «Жэй» (Лето), «Дуслык турында жыр» (Песня о дружбе), «Дэу эни» (Бабушка) и другие. Последним сборником, увидевшим свет ещё при жизни автора, оказались «Балалар жырлары» (Детские песни) на слова А. Ерикеева, Ш. Маннура, Г. Насыри, М. Садри, С. Урайского.

      Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания детей. Использование на занятиях татарского песенного фольклора – значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность. Музыкальное занятие, построенное на принципах фольклорного творчества – синкретичности и импровизационности, – наиболее эффективно развивает художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию у ребёнка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения. Работа с татарской народной песней расширяет представление детей о народном музыкально – поэтическом языке, его образно смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общий культурный кругозор.

     


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.