Доклад «Деятельность учителя в период адаптации первоклассников»
МБОУ Александровская СОШ
Карасукского района
Новосибирской области
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Выполнила учитель начальных классов
Комарова Елена Геннадьевна
2018 г.
1 СлайдАдаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение .
2 Слайд
Что же такое адаптация? Галина Анатольевна Дорофеева говорит: «Адаптация – сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив». В жизни не только ребенка, но и любого взрослого человека наступают моменты адаптации. Это проблема для любого человека, но,, мне хочется остановиться на адаптации первоклассников.
3 слайд
В настоящее время проблема адаптации существенно обострилась. Это связано:
с уменьшением числа первоклассников, посещавших дошкольные образовательные учреждения;
с утратой единых образовательных программ (утрата преемственности);
со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;
Отсюда следует, что необходим полный анализ приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и психолого – педагогического сопровождения в период адаптации.
4 слайд
Методическим объединением начальных классов МБОУ Александровской СОШ была составлена программа «Школа Будущего первоклассника», которая способствует благоприятному течению адаптации первоклассников.
5 слайд
Цель этой программы - разработать систему деятельности учителя начальных классов по созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
6 слайд
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
Подготовить детей, посещающих и не посещающих детский сад, к школе.
Устранить детскую тревожность перед обучением.
Провести диагностическую работу по выявлению трудностей адаптации первоклассников.
Разработать рекомендации по организации психолого – педагогической помощи школьникам, которые испытывают трудности.
7 слайд
Свою деятельность по оптимизации адаптации детей разделяю на два этапа:
подготовительный и этап первичной адаптации ребенка в школе.
8 слайд
Подготовительный этап.
Подготовительный этап начинаю с присутствия на занятиях в детском саду с целью изучения особенностей ребенка. Очень важна для меня возможность знакомства детей со своим первым учителем. Рекомендации и характеристика воспитателей ценны для меня как для педагога.
9 слайд
Затем начинается цикл занятий. В начале которых обозначаю ряд задач:
развитие личности ребенка;
разносторонняя подготовка детей;
устранение тревожности перед школой;
включение ребенка в школьную учебную деятельность;
развитие адекватной самооценки;
развитие коммуникативных способностей и социальных навыков;
сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Занятия проходят в течении полугода, 2 раза в неделю по 3 занятия в день. Продолжительность занятия составляет 20 минут. Работу осуществляют учитель, психолог и логопед школы. План «Школы будущего первоклассника» включает следующие предметы:
10 слайд
«Введение в школьную жизнь»,
«Развитие мелкой моторики руки»,
«Художественный труд»,
«Первые шаги в математике»,
«Таинственный и манящий мир природы» (экскурсии),
«Волшебный мир звуков»,
«Развитие психических процессов.
11 слайд
На подготовительном этапе провожу групповые и индивидуальные консультаций родителям будущих первоклассников. Родителям (законным представителям) детей, обучающихся в школе будущих первоклассников, предлагаются следующие занятия:
- круглые столы по вопросам воспитания детей,
-часы общения по ознакомлению с программой, режимом,
-индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка.
|
При посещении семьи происходит первое знакомство с условиями жизни будущего ученика. Важно обратить внимание на следующее:
-наличие у ученика учебного места и учебных принадлежностей;
-выполнение режима дня;
-отношение к детскому чтению;
-обязанности в семье, помощь родителям, любимые занятия;
-есть ли единство требований матери и отца к ребенку;
-какие формы совместного отдыха практикуют в семье.
12 слайд
И вот наступает этап первичной адаптации ребенка в школе.
Он начинается первого сентября и длится 2-3 месяца. На данном этапе, считаю важным оптимально организовать учебную деятельность, провести психолого – педагогическую диагностику, тем самым выявить первоклассников, испытывающих трудности.
Следствием этого, - детям оказать педагогическую и психокоррекционную помощь.
При организации учебно – воспитательной работы, мой опыт показывает, что дети легче привыкают к новой жизни, если создать для них, такое пространство класса, в котором уютно, «по-домашнему». Каждый первоклассник в моем классе обеспечивается удобным рабочим местом, в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения.
Предметы и наглядные материалы красочные, яркие. В нашей классной комнате имеется место для отдыха – игровой, озелененный уголок.
Непростая задача - организовать учебно-познавательную деятельность:
13 слайд
В первом классе необходим «ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса. В 1полугодии провожу ежедневно 4 урока по 35 минут. После двух уроков - тематическая прогулка.
Стараюсь обеспечить максимальную двигательную активность детей. Ежедневно перед началом учебного дня организую утреннюю, музыкальную физзарядку; 2 физкультминутки провожу на каждом уроке, подвижные игры на переменах.
Выделяю главные, по моему мнению, особенности урока в 1-м классе. В начале обучения предоставляю каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Ъ
Для активизации внимания на уроке мне помогают наглядные методы обучения.
Развиваю учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения.
Все занятия планирую в доступной и интересной форме. Использую техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод
направленного воображения, игры. Подробней хотелось бы остановиться на рисуночном методе, который:
14 слайд
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
15 – 16 слайд
Предлагаю некоторые методики, которые я использую в своей работе.
1. Ёжик.
2.Рисование песком
3. Волшебная ниточка
4.Путешествие рисунка
5. Нарисуй себя, расскажи о себе.
6 . Варежки.
17 слайд
Активизировать внимание ученика и заинтересовать, мне помогает использование ИКТ.
Известно, для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, относится к игре. Обращаю внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Я, уверена, что с любимой игрушкой, ребенок чувствует себя защищенным.
Для развития самостоятельности и активности детей положительно оцениваю каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Моя задача - поощрять любое проявление инициативы.
18 слайд
В первом классе специально учу детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, открыть тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу). Здесь требуется терпение, в основе которого лежит пошаговая инструкция.
Считаю важным, с первых уроков, развивать контролирующую деятельность ученика. Формирую операции контроля и самоконтроля.
В начале школьных дней возникают проблемы со сложным поведением. Но дело не в том, что ребенок не хочет, он просто не может; его поведение, его психические процессы еще во многом непроизвольны. Его нужно этому научить. Каждый день беседуем о правилах поведения, рассматриваем в ситуации в литературе.
Домашние задания в первом классе не задаю.
Применяю словесную объяснительную оценку. Убеждена, что нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться фразами «это твое мнение», «давай послушаем других».
По своему опыту убедилась, что благоприятная адаптация школьников во многом зависит от межличностных отношений, от интересной организованной жизни ученического коллектива. Начинаю работать над формированием детского коллектива, развиваю индивидуальные творческие способности. Свою внеклассную работу в первой четверти делю на два этапа.
19 слайд
Первый этап (сентябрь): для того чтобы выявить актив, в творческой форме стараюсь проводить классные дела (оформление уголка, подготовка номеров).
Второй этап (октябрь): для создания сплоченного детского коллектива, важную роль играют поручения. Маленькие, но старающиеся быть самостоятельными ученики проявляют себя во всем. Выделяется, складывается актив.
20 слайд
В первой четверти провожу консультативную работу с родителями. Наиболее значимыми считаю следующие темы родительских собраний:
Круглый стол « Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе».
Семинар – тренинг для родителей: «Возрастные особенности младшего школьника»
Индивидуальные встречи: «Дезадаптация ребенка к школе. Пути преодоления проблем»
21 слайд
Психолого – педагогическая помощь детям испытывающим трудности в школьной адаптации.
Важным направлением является психолого – педагогическое обследование первоклассников
Прежде всего, нужно знать ребёнка и настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности. В рамках этой работы осуществляю следующие направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика.
Развивающая педагогическая работа.
Консультативная работа с воспитателями, педагогами и родителями.
Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
22 слайд
Все дети совершенно уникальны и индивидуальны. Для более глубокого изучения ребенка использую диагностику К. Н. Поливановой, которая позволяет найти новые средства взаимодействия с ребенком. На первой неделе сентября определяю, к какому типу индивидуальной готовности относится каждый маленький мой ученик. Обследование помогает понять ребенка, его проблемы.
В течение 1 четверти внимательно слежу за эмоциональным воздействием школьного обучения на первоклассников. За основу использую методику А.Н. Лутошкина о цветовосприятии.
Диагностируется метапредметная готовность у первоклассников на начало обучения, что определено ФГОС как одна из задач образования.
В результате многоплановой работы изучаю результаты диагностик и оформляю (психолого - педагогическое сопровождение) на каждого ученика. Далее предо мной стоит задача - скорректировать работу с детьми, испытывающими трудности.
23 слайд
С целью оказания психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации, мною проводится следующая работа:
-индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностик;
-выявление и устранение тех моментов в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые спровоцировали различные школьные трудности;
- проведение логопедических занятий с учениками, испытывающими трудности в обучении. (большое количество детей имеют речевые нарушения, для себя и для помощи учащимся, получила второе высшее образование по программе «Организация и содержание логопедической работы. Психолого – педагогическое сопровождение лиц с речевой паталогией»).
Особое внимание обращаю на детей с очень высоким уровнем готовности к обучению, предлагаю им задания, способствующие углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития, чтобы у этих детей не снизилась познавательная активность
«Ребёнок безграничен – ищите к нему ключи, и он увидит вас!»
Амонашвили Шалва Александрович
Библиографический список Основная литература: 1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – Новосибирск, 1991. 2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – Москва, 1983. |
3. Артемова Т., Ковалева А. Проблемы обучения детей с шестилетнего возраста. // Народное образование. – 1998. - № 9-10. С. 175 4. Богорев В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения // Наука и школа, 2001. №2. С. 12-15. 5. Базюлькина И.В. «Начальная школа плюс до и после»: Поиск путей и резервов оказания учебной помощи первокласснику. №3, 2002. с.45-48. 6. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе.- Москва, 1983. 7. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. – Москва: Эксмо, 2009. 8. Безруких. М.М. Пора ли в школу? – Москва: Вентана-Граф, 2003. 9. Безруких. М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – Москва: Просвещение, 1991. 10. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – Москва: Дрофа, 2004. 11. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – Москва: Педагогический поиск, 1998. 12. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Политова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Москва: Минобразования РФ, 1992. 13. Брэдвей Л., Хил Б.А. Как подготовиться к школе. – Москва: Юнвест, 1997. 14. Воробьева В. И. Изучаем первоклассника.//Начальная школа. 2006. №8. С. 14-17. 15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 374-390 16. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г., Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С.431 17. Конышева Н. М. Преемственность дошкольного и начального образования в свете проблемы развивающего обучения.//Начальная школа. 2006. №8. С. 3-8. 18. Поливанова К. Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. – Москва: Эксмо, 2009. 19. Нижегородцева Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению.- Ярославль, 2004 20. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М. 1994 |
10