Модульные уроки по теме «Становление советской власти» (10 класс)
Пороховская Марина Ивановна
МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ.
«Революционные годы»
ТЕМА: «От февраля к Октябрю» «Становление советской власти».
«В России две напасти:
внизу власть тьмы, а наверху тьма власти»
В. Гиляровский.
УРОК№1. ЛЕКЦИЯ.
Цель: обучающиеся будут знать о революционных событиях 1917-1918гг в России.
Образовательная: сформировать понимание обучающимися понятий: буржуазно – демократическая революция, три кризиса власти, социалистическая революция, альтернативы власти, декреты советской власти, судьба Учредительного собрания. Формирование Советского государства. Знакомство с историческими личностями: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Ф.Э., Я.М. Свердлов, А.Ф. Керенский, Корнилов.
Развивать умения слушать лекции, делать записи в тетради, выявлять причинно – следственные связи.
Воспитание мировоззренческих понятий.
Познавательное задание (ПЗ): Какие признаки революционной ситуации существовали в России накануне 1917г?
ПЗ: Почему в России произошло две революции буржуазно-демократическая и социалистическая?
Мотивация
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить»
Понять процессы, происходящие в России в 1917-1918 гг. Через 90 лет оценить их и вынести личностно значимые выводы. Ведь наша жизнь – это плод дерева посаженного в 1917г.
ЛЕКЦИЯ: В 1917г. Российская империя вступала с надеждой и тревогой. Успехи на германском фронте, мобилизации промышленности, в 1916г. был в основном преодолен острейший «снарядный голод», а производство артиллерийский орудий выросло в 2,5 раза. Причин для тревог, однако, было больше. Экономика России не выдерживала нагрузок, ж\дорожный транспорт не справлялся с перевозками. В декабре 1916г. в Петрограде из-за отсутствия топлива остановилось 39 предприятий и еще 11 из-за прекращения подачи электроэнергии. Государственный долг России вырос до 30 миллиардов рублей против 9,9 млрд. перед войной. Инфляция выросла в 6 раз, Заработная плата рабочего составляла 210 руб., для сравнения в 1913г. – 258 руб. Из-за мобилизации в армию в деревне наполовину уменьшилось трудоспособное мужское население. Заготовка хлеба составила 170 млн. пудов, а запланировано – 500млн., в результате в России сложился дефицит продуктов и хлеба, только 1\3 часть населения была обеспечена пропитанием. Вместе с тем в стане росла спекуляция, на складах хранились сахар, соль, хлеб в ожидании повышения цен. неэффективность государственного аппарата так же проявлялась на лицо.
Конфликт в царской семье: 3 декабря 1916г. семейный совет великих князей, брат Михаил Александрович и мать Мария Федоровна не смогли склонить Николая 2 к решению политических проблем «Даровать Конституцию» или хотя бы «Министерство доверия» Но на Николая по прежнему влияли Александра Федоровна и Распутин. Да и сам Николай 2 по прежнему оставался сторонником самодержавной монархии. Даже убийство Распутина в 1916 г. не изменило позиций Николая 2. В тоже время резко усилилась оппозиционность царизму либеральных партий и групп. Прогрессивный блок настойчиво требовал от императора учредить кабинет «общественного доверия».
Председатель ГД М.В. Родзянко в докладной записке царю убеждал: «Ваше Величество спасайте себя. Мы накануне огромных событий, которым даже предвидеть конца нельзя, … Что же Вы хотите потрясти во время войны страну революцией».
в 1916г. в России произошло 1416 стачек рабочих, 294 крестьянских выступления, число дезертиров в армии составило 1,5 млн. человек.
К началу 1917г. оживилась деятельность социалистических партий: РСДРП – большевики представлены двумя бюро ЦК – в Петрограде (А.Г. Шляпников) коллегия ЦК – в Швейцарии (В.И. Ленин) = 2000 чел. Меньшевики и эсеры численностью по 10-15 тыс. чел. Меньшевистская фракция действовала в ГД. Эсеры разделились на правых и левых, которые сблизились с беками. Многие предчувствовали неизбежность революции в России. В.И. Ленин в конце 1915г. отмечал: «… мы снова идем к революции». Даже Г.В. Плеханов признал осенью 1915г, что нельзя откладывать революцию до конца войны. Тем не менее, само начало революции оказалось неожиданным, для большинства революционеров. ВИЛ в начале 1917г. осторожно оценивал перспективы революции 22 января 1917г. он с сожалением отмечал, что «мы старики, может быть, не доживем до решающих битв» социалистической революции.
Толчком к революции послужили задержки с подвозом хлеба в Петрограде из- за снежных заносов на ж\дорожных путях.
23 февраля (по новому стилю 8 марта) – женщины из хлебной очереди у магазинов, возглавили демонстрацию с требованиями «Хлеба», «мужей с войны домой». Женщин поддержали рабочие.
25 февраля политическая забастовка с требованиями «Долой царизм», «Долой войну» охватило 300тыс. человек.
26 февраля М.В. Родзянко телеграфировал импе6ратору в Ставку «положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано». На что император ответил: «прекратить беспорядки». Это была революция.
27 февраля в революции участвовали рабочие, солдаты армии. Восставшие овладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, правительство разбежалось.
27 февраля в Таврическом дворце, где заседала ГД, произошло решающее событие. В одном зале заседали члены ГД, которые создали Временный комитет ГД – правительство во главе с М.В. Родзянко. В другом зале члены социал – демократических партий образовали Исполнительный Петроградский Совет во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе, заместителем эсером А.Ф. Керенским.
1 марта лидерами этих двух органов было создано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым.
2 марта император, осознав тяжесть сложившейся ситуации подписывает отречение от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата Михаила Александровича, но Михаил Александрович отрекся от престола в ползу Учредительного собрания.
ДВОЕВЛАСТИЕ
1. Временное правительство – война до победного конца, свобода слова, печати, собраний. Решение земельного вопроса оставалось до окончания войны.
2. Петроградский Совет рабочих, солдатских депутатов. Большинство депутатов – эсеры, меньшевики. - Приказ№1 от 01.03.1917г. демократизация армии. 14 марта манифест к народам всего мира о переходе к революционной войне с Германией.
На местах уничтожались посты губернаторов и вводились посты губернских и уездных Комисаров (Временного правительства) и советы бедноты, кроме того во многих местах хозяйничали анархисты. Т.О. в стране двоевластие, а на местах многовластие или безвластие.
3 КРИЗИСА ВЛАСТИ. Смена, создание трех коалиционных правительств.
1 КРИЗИС – апрель 1917г. Нота Милюкова странам Антанты – война до победного конца.
Выступления рабочих и солдат.
Возвращение ВИЛ из эмиграции = Апрельские тезисы.
2 КРИЗИС - июнь 1917г.
3 июня - 24 июня 1917г. состоялся 1 Всероссийский съезд Советов.
10 июня демонстрация под большевистскими лозунгами. «Долой 10 министров – капиталистов», «Долой войну», «Вся власть Советам».
16 июня было опубликовано воззвание военного министра А.Ф. Керенского ко всем гражданам России о помощи солдатам на фронте.
18 июня на Марсовом поле у могил жертв революции состоялась 500-тысячная политическая демонстрация. Лозунги были как в поддержку ВП, так и беков.
«ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ» - ВИЛ.
3 КРИЗИС - июль 1917г. митинги протеста против наступления на фронте. На заседании ЦК 2 июля кадеты приняли решение о выходе из правительства. Поводом послужил украинский вопрос. Временное правительство в конце июня стало вести переговоры с правительством Украины «Центральной Радой», требовавшим отделения Украины и формирование отдельных воинских частей. Кадеты же были сторонниками «святости и неделимости Российского государства».
8 июля 1917г. Временное правительство возглавил А.Ф. Керенский. 18 июля 1917г. он назначает главнокомандующим армии, вместо генерала Брусилова, Л.Г. Корнилова в надежде победы над беками. 27 августа генерал Корнилов отдает приказ двинуть армию генерала Крымова на Петроград. Попытка военного переворота. Керенский, опасаясь за свою власть, объединяется с советами. Петроградский гарнизон, тысяча солдат и матросов, рабочие - железнодорожники 30 августа остановили войска Крымова, он застрелился, а генерал Корнилов арестован.
1 сентября 1917г. – глава ВП А.Ф. Керенский объявляет Россию республикой.
Политические страсти, революция, продолжающаяся война, ухудшили положение населения, цены на хлеб выросли в 16 раз, картофель – 20р, сахар – 27 раз. Немецкая армия продолжала наступление Петроград в опасности.
Программу решения проблем предлагают большевики, популярность этой партии росла среди населения.
5 сентября на выборах в Московский Совет большинство голосов получили беки, а председателем Петроградского Совета стал бек – Л.Д. Бронштейн. (Троцкий).
ВИЛ, находясь в Финском заливе в Разливе на нелегальном положении, активно готовит революцию, Мы дали время ВП, теперь пришло наше время
12 октября 1917г. создается Временно-революционный комитет (ВПК) – штаб по подготовке революции.
ЛОЗУНГ « Вся власть Советам».
24 октября 1917г. правительство пытается остановить деятельность беков, но уже поздно.
25 октября в Петрограде в руках беков. Только Зимний дворец еще занят членами ВП, но взятие Зимнего дело минут. Холостой залп из крейсера Аврора известил о начале штурма в ночь на 26 октября, ВП арестовано, а потери составили 6 человек.
События февраля – октября 1917г. единый революционный процесс, состоящий из двух революций: буржуазно – демократической и социалистической.
25 октября 1917г. – состоялся 2 съезд Советов: 739 депутатов из них 338 беков, 127 левых эсеров, остальные меки и праве эсеры.
ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
1. «ДЕКРЕТ О МИРЕ» заключение сепаратного мира с Германией, что дало бы уставшей России передышку.
2. «ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ» на основе 242 местных крестьянских наказов (отмена ч/собственности на землю, уравнительное землепользование, ежегодные переделы земли) – программа заимствованная у эсеров.
3. «ДЕКРЕТ О ВЛАСТИ» создание органов государственной власти Советского государства.
Кроме того, за период 1917-1918гг. большевиками были принято еще ряд законов и нововведений.
декабрь 1917г. при СНК образована Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским.
Необходимость созыва Учредительного собрания.
5 января 1918г. открывается Учредительное собрание, на выборах большинство мест получают эсеры, на втором месте – беки, затем все другие партии, что очень сильно огорчило беков. Большевики (ВИЛ) предлагают принять Декларацию трудящихся, но члены собрания отказываются и тогда в ночь с 6 на 7 января члены ВЦИК принимают решение о закрытии УС.
6 января начальник караула матрос Железняков просит депутатов покинуть здание, якобы для того, что караулу необходим отдых, а утром 7 января члены собрания узнали о его роспуске.
В 1918г большевики принимают первую Конституцию в России.
Позиции у власти сохранили большевики. В стране начинает формироваться государство диктатуры пролетариата с однопартийной системой.
ПЗ: Какие признаки революционной ситуации существовали в России накануне 1917г?
ПЗ: Почему в России произошло две революции буржуазно-демократическая и социалистическая?
Д/З п
МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ.
«Революционные годы»
ТЕМА: «От февраля к Октябрю» «Становление советской власти».
УРОК №2. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЦЕЛЬ: обучающиеся углубят и закрепят знания о событиях 1917-1918гг в России.
Задачи урока:
- Обучающая: продолжить формирование умения анализа исторических событий, - Развивающая: развивать мыслительную деятельность на уроке, выявление причинно-следственных связей, умение доказательства.
- Воспитательная: воспитание личности ребенка, через умение высказывания собственного мнения на факты и события.
МОТИВАЦИЯ: решение проблемного задания.
ПЗ: Почему в России произошло две революции буржуазно-демократическая и социалистическая?
1. Актуализация опорных знаний:
а) Даты:
27 февраля 1917 г.; 2 марта 1917 г.; 25 октября 1917г.;
25 – 26 октября 1917 г.; 5 – 6 января 1918 г.; 3 марта 1918 г.;
18 апреля 1917 г. ;18 июня 1917 г.; 2 июля 1917 г.
б) Абривиатура:
ВРК; СНК; ВЦИК; ВЧК; РСФСР; РКП(б).
в) Дать определение понятиям:
Альтернатива; Коалиционное правительство; Учредительное собрание;
Сепаратный мир; Декларация Конституция.
Раб.лист №2 с.48
Раб. лист № 5 с. 50.
? Какое явление в истории России ознаменовало данное событие.( кризис пр-ва)
Сопоставьте различные точки зрения и изложите свой взгляд на проблему неизбежности буржуазно – демократической революции в России:
- «Основная катастрофа произошла в 1917 г., когда чудовищно бездарный царизм стал окончательно невыносим. Он разорил страну, потерял контроль над армией и доверие всего населения. Его полицейский строй выродился в режим насилия и разбоя. Падение царизма было неизбежно» (английский писатель Г. Уэллс).
- «Россия шла к крушению монархии, потому что правившие ею самодержцы, их окружение… не в состоянии провести необходимые стране преобразования» (историк, академик П.В. Волобуев).
- «… ничего закономерного в Феврале 1917 г. не существовало…, а поэтому буквально для всех революция была неожиданной» (историк Г.З. Иоффе).
- «Российскую революцию не сотворили не силы природы, ни анонимные массы, но вполне определенные люди, руководствовавшиеся собственными интересами» (профессор Гарвардского университета Р. Пайпс).
///---///
Историк К.Ф. Шацилло утверждает, что «царь Николай II своей бездарной политикой привел страну к революции, а себя и свою любимую семью сам загнал в подвал Ипатьевского дома». Согласны ли вы с таким утверждением.
! Разбираем вопрос: 3 кризиса власти.
АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЛАСТИ:
Власть Советов Временное правительство Военная диктатура Корнилова
!Работа с карточками и учебником.
3 марта 1917 г. – образование Временного правительства (март – май)
Министр – председатель и министр внутренних дел |
Князь Львов Г.Е. |
Близкий к кадетам |
Министр иностранных дел |
Милюков П.Н. |
Кадет |
Военный и морской министр |
Гучков А.И. |
Октябрист |
Министр юстиции |
Керенский А.Ф. |
Эсер |
Министр торговли и промышленности |
Коновалов В.И. |
Прогрессист |
Министр путей сообщения |
Некрасов Н.В. |
Кадет |
Министр земледелия |
Шингарев А.И. |
Кадет |
Министр финансов |
Терещенко М.И. |
Беспартийный |
Министр просвещения |
Мануйлов А.А. |
Кадет |
Обер - прокурор |
Львов В.Н. |
Близкий к кадетам |
Три кризиса правительственной власти.
Первое коалиционное Временное правительство (май – июнь)
Министр – председатель и министр внутренних дел |
Князь Львов Г.Е. |
Близкий к кадетам |
Министр иностранных дел |
Терещенко М.И. |
Беспартийный |
Военный и морской министр |
Керенский А.Ф. |
Эсер |
Министр юстиции |
Переверзев П.Н. |
Трудовик |
Министр торговли и промышленности |
Коновалов В.И. |
Прогрессист |
Министр путей сообщения |
Некрасов Н.В. |
Кадет |
Министр земледелия |
Чернов В.М. |
Эсер |
Министр финансов |
Шингарев А.И. |
Кадет |
Министр просвещения |
Мануйлов А.А. |
Кадет |
Министр труда |
Скобелев М.И. |
Меньшевик |
Министр продовольствия |
Пешеходов А.В. |
Народный социалист |
Министр государственного призрения |
Шаховский Д.И. |
Кадет |
Министр почт и телеграфов |
Церетели И.Г. |
Меньшевик |
Государственный контролер |
Годнев И.В. |
Октябрист |
Обер - прокурор |
Львов В.Н. |
Близкий к кадетам |
Второе коалиционное Временное правительство ( июль – август )
Министр – председатель |
Керенский А.Ф. |
Эсер |
Министр внутренних дел |
Авксентьев Н.Д. |
Эсер |
Министр иностранных дел |
Терещенко М.И. |
Беспартийный |
Военный и морской министр |
Керенский А.Ф. |
Эсер |
Министр юстиции |
Зарудный А.С. |
Народный социалист |
Министр торговли и промышленности |
Прокопович С.Н. |
Беспартийный |
Министр путей сообщения |
Юренев П.П. |
Кадет |
Министр земледелия |
Чернов В.М. |
Эсер |
Министр финансов |
Некрасов Н.В. |
Кадет |
Министр просвещения |
Ольденбург С.Ф. |
Кадет |
Министр труда |
Скобелев М.И. |
Меньшевик |
Министр продовольствия |
Пешеходов А.В. |
Народный социалист |
Министр государственного призрения |
Ефремов И.Н. |
Радикальный демократ |
Министр почт и телеграфов |
Никитин А.М. |
Меньшевик |
Государственный контролер |
Кокошкин Ф.Ф. |
Кадет |
Обер - прокурор |
Карташев А.В. |
Кадет |
Персональный состав Директории (сентябрь)
Министр – председатель |
Керенский А.Ф. |
Эсер |
|
Министр внутренних дел |
Никитин А.М. |
Меньшевик |
|
Министр иностранных дел |
Терещенко М.И. |
Беспартийный |
|
|
Военный министр |
Верховский А.И. |
Беспартийный |
|
Морской министр |
Вердеревский Д.Н. |
Беспартийный |
Третье коалиционное Временное правительство (сентябрь – октябрь)
Министр – председатель |
Керенский А.Ф. |
Эсер |
Министр внутренних дел |
Никитин А.М. |
Меньшевик |
Министр иностранных дел |
Терещенко М.И. |
Беспартийный |
Военный министр |
Верховский А.И. |
Беспартийный |
Морской министр |
Вердеревский Д.Н. |
Беспартийный |
Министр юстиции |
Малянтович П.Н. |
Меньшевик |
Министр торговли и промышленности |
Коновалов В.И. |
Прогрессист |
Министр путей сообщения |
Ливерович А.И. |
Беспартийный |
Министр земледелия |
Маслов С.Л. |
Эсер |
Министр финансов |
Бернарцкий Н.В. |
Радикальный демократ |
Министр просвещения |
Салазкин С.С. |
Кадет |
Министр труда |
Гвоздев К.А. |
Меньшевик |
Министр продовольствия |
Пропокович С.Н. |
Беспартийный |
Министр государственного призрения |
Кишкин И.М. |
Кадет |
Министр почт и телеграфов |
Никитин А.М. |
Меньшевик |
Государственный контролер |
Третьяков С.Н. |
Прогрессист |
Обер - прокурор |
Карташев А.В. |
Кадет |
?Как изменялся состав Временного правительства?
?С чем связано изменение в составе Временного правительства?
?Можно ли смену состава считать действенной мерой?
«Три кризиса правительственной власти»
Линии сравнения |
Апрельский кризис |
Июньский кризис |
Июльский кризис |
Причины кризиса |
|
|
|
Повод для начала массовых выступлений |
|
|
|
Формы выступления |
|
|
|
Лозунги |
|
|
|
Позиция большевиков |
|
|
|
Позиция ИК Петроградского Совета |
|
|
|
Итоги кризиса |
|
|
|
? Какие задачи стояли перед ВП?
? Какие задачи были не решены к июлю 1917г?
? Какие причины обусловили крах Б\демократической альтернативы?
? Какую попытку принял А.Ф. Керенский в августе 1917г. для сохранения власти ВП, Почему она не удалась?
Раб. лист №7.
? Какая альтернатива во власти сохранилась после ареста Корнилова.
Раб. лист №8 (озвучить).
Раб. лист № 4 с. 50.
Раб. лист №9
П.З: Почему в России произошло две революции буржуазно-демократическая и социалистическая?
Д/З п. №12-13
МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ.
«Революционные годы»
ТЕМА: «От февраля к Октябрю» «Становление советской власти».
УРОК №3. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЦЕЛЬ: обучающиеся углубят и закрепят знания о событиях 1917-1918гг в России, научаться работать с историческими источниками данного периода. Задачи урока:
Воспитательная: продолжить формирование умения анализа исторических событий;
Развивающая: развивать мыслительную деятельность обучающихся, формировать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказательства.
Воспитательная: воспитание личности обучающегося, через умение высказывать собственного мнения на факты и события.
МОТИВАЦИЯ: решение проблемного задания.
ПЗ: Почему первое Советское правительство получило название Временное рабоче-крестьянское правительство?
ПЗ: Согласны ли вы с утверждением, что разгон беками Учр. собрания можно характеризовать как захват власти и крах создания правого государства?
? Нарисовать схему «Управление советского гос-ва» до созыва У.С., после созыва У.С.
З.Р.Л. №3 с.49.
З.Р.Л. №7.
З.Р.Л. №8 (озвучить)
25 октября 1917г. открылся 2 съезд Советов:
Первые декреты советской власти».
Название декрета |
Дата принятия |
Краткое содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учредительное собрание:
З.Р.Л. №4 (озвучить),5 (сделать),6 (озвучить).
«Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения сепаратного мира с Германией»
Фамилия |
Точка зрения |
В.И. Ленин |
|
Н.И. Бухарин |
|
Л.Д. Троцкий |
|
З.Р.Л. №1.
Заключение Сепаратного мира с Германией изменило экономическую политику беков, предстоит ответить на вопросы, К.О. изменилась экономическая политика беков и почему?
З.Р.Л. №7(озв); №8 (сделать), №9 (сделать)
« Мероприятия большевиков проведенные в первые годы советской власти»
Даты |
Мероприятия (законы, указы, нововведения) |
|
|
|
|
ПЗ: Почему первое Советское правительство получило название Временное рабоче-крестьянское правительство?
ПЗ: Согласны ли вы с утверждением, что разгон беками Учр. собрания можно характеризовать как захват власти и крах создания правового государства?
Д/З пп.№12-13; 14-15.( повтр, закр.)
Сообщения: А.Ф, Керенский, В.И. Ленин, Корнилов, Ф.Э.Дзержинский, Л.Д. Троцкий.
МОДУЛЬНЫЕ УРОКИ.
«Революционные годы»
ТЕМА: «От февраля к Октябрю» «Становление советской власти».
УРОК №4. КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ.
ЦЕЛЬ: обучающиеся проверят уровень усвоения ЗУН по теме: «Революционные годы», проводится корректировка ЗУН обучащихся по итогам выполненной работы.
1. Заслушиваются сообщения учащихся об исторических личностях данного периода.
2. Контрольный тест (по вариантам)
I вариант:
1. Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917г.?
а. И.Г. Церетели; б) Л.Д. Троцкий; в) Н.С. Чхеидзе
2. Кому принадлежали эти горькие слова «Кругом измена, трусость и обман»
а. Л.Г. Корнилову; б. А.И. Керенскому; в. Николаю 2.
3. Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса
а. Потому что в его составе были крупные землевладельцы;
б. Потому что боялись массового дезертирства крестьян с фронта;
в. Потому что этому препятствовали страны Антанты.
4. Какой политический лозунг выдвинул в Апрельских тезисах В.И. Ленин?
а. Немедленное свержение Временного правительства;
б. Передача всей власти в руки Советов;
в. Передача власти Учредительному собранию.
5. Почему первое Советское правительство получило название «Временное рабочее-крестьянское правительство?
а. Большевики первоначально предлагали оформить его юридический статус на Учредительном собрании;
б. Большевики хотели в последующем привлечь в него меньшевиков и эсеров;
в. большевики хотели передать всю полноту власти Учредительному собранию.
6. Кто был избран первым председателем ВЦИК?
а. Л.Б. Каменев; б. Я.М. Свердлов; в. М.И. Калинин.
7. Поддержали ли левые эсеры разгон Учредительного собрания?
а. Да; б. Нет; в. Не знаю.
8. Кто из большевистских лидеров возглавил группу «левых коммунистов», выступавшую против заключения сепаратного мира с Германией?
а. Н.И. Бухарин; б. Л.Б. Каменев; в. И.В. Сталин.
9. Какое предприятие было первым национализировано большевиками?
а. Путиловский завод; б. Ликинская мануфактура; в. Ленские золотые прииски.
10. Когда была принята первая Конституция РСФСР?
а. 5 января 1918г на Учредительном собрании;
б. 10 июля 1918г. на V съезде Советов;
в. 20 марта 1919г на VIII съезде РКП(б).
II вариант:
1. Какое событие стало причиной первого кризиса Временного правительства?
а. Нота министра иностранных дел П.Н. Милюкова союзникам с заверениями о том, что Россия будет вести войну до победного конца;
б. Нота министра земледелия А.И. Шингарева, запрещающая самовольный захват помещичьих земель;
в. Нота министра торговли и промышленности А.И. Коновалова, запрещающая переход на 8-часовой рабочий день до окончания войны.
2. Каковы были политические последствия апрельского кризиса Временного правительства?
а. Установлено единовластие Советов;
б. Сформировано коалиционное правительство;
в. Установлена военная диктатура.
3. Какой пост занимал А.Ф. Керенский в первом коалиционном правительстве?
а. Военного и морского министра;
б. Министра юстиции;
в. Министра – председателя.
4. Кто был избран председателем Петроградского Совета в сентябре 1917г?
а. В.И. Ленин; б. И.В. Сталин; в. Л.Д. Троцкий.
5. Кто стал первым председателем ВЧК, созданной в декабре 1917г?
а. Ф.Э. Дзержинский; б. М.С. Лацис; в. М.С. Урицкий.
6. Какой документ был представлен большевиками для утверждения его Учредительным собранием?
а. Декрет о власти;
б. «Декларация прав народов России»;
в. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
7. Кто из большевистских лидеров в ходе переговоров с Германией выдвинул положение, выраженное формулой: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем».
а. Ф.Э. Дзержинский; б. Г.Е. Зиновьев; в. Л.Д. Троцкий.
8. Когда был подписан сепаратный мир с Германией?
а. 18 декабря 1917г; б. 23 февраля 1918г, в.3 марта 1918г.
9. О чем шла речь в декрете ВЦИК и СНК от 11 декабря 1918г?
а. О привлечении буржуазных специалистов к сотрудничеству с советской властью;
б. Об организации и снабжении деревенской бедноты;
в. О введении рабочего контроля на предприятиях.
10. Поддержали ли левые эсеры введение чрезвычайных мер в деревне?
а. Да; б. Нет; в. Не знаю.
Коррекция знаний осуществляется через беседу с учениками, после того как сданы листочки с тестами.