12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Людмила34
Россия, Марий Эл респ., деревня Часовенная

Сергеева Людмила Валерьевна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа»

дер. Часовенная, Республика Марий Эл

 

Классный час на тему «Старец Амвросий.

Подвиг любви к ближнему»

Современному человеку, делающему первые шаги церковной жизни, конечно, почти постоянно нужен совет - как по части внешних правил благочестия, так, еще более, - работы над своей душой. Но найти духовника, тем более духовного отца, старца сейчас сложнее, чем это было несколько десятков лет назад. Иногда в некоторых монастырях к келье старца стоит такая очередь, что и в течении дня люди не могут к нему попасть. Для многих старец-это руководитель каждого шага, можно сказать, всей жизни. Даже если найти такого человека не получается годами, нужно продолжать его искать. А кто такой на самом деле старец?

Цель– воспитание интереса к православной истории и культуре своего народа на примере жития иеросхимонаха Амвросия Оптинского.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями «пустынь», «паломники», «старец»;

- развивать память и речь обучающихся;

- воспитывать духовную культуру через знакомство с житием преподобного Амвросия Оптинского;

- прививать любовь к ближнему;

- формировать нравственные качества.

Планируемые результаты:

-обучающиеся получат возможность приобщиться к нравственным устоям православной культуры, расширить свои познания в области истории и религии;

- обучающиеся получат возможность оценить роль такого явления, как старчество, в жизни человека и общества (на примере изучения жития Амвросия Оптинского);

- обучающиеся научатся уважать и любить своих близких и родных, ценить Отечество.

Форма проведения: рассказ, беседа.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный экран.

Оформление: портрет и икона старца Амвросия Оптинского, молитва Оптинских старцев.

Возраст учащихся-15-16 лет.


 

Милость и снисхождение к ближним

и прощение их недостатков

есть кратчайший путь ко спасению

Преп. Амвросий Оптинский


 

Ход классного часа

Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Рада видеть вас. Я бы хотела начать наш классный час с небольшой видеоэкскурсии в одно удивительное место,расположенное в Калужской области. Я думаю, что после просмотра вы сможете сказать, о чем или ком мы сегодня будем говорить.Итак, отправляемся в это необычное место.

(Просмотр обучающимися видеозаписи об Оптиной пустыни

https://dzen.ru/video/watch/5fe55dc3ecae270e946709f5) (Слайд 2)

Учитель: Уверена, вы много нового услышали во время данной экскурсии во Введенскую Оптину пустынь. Именно так называется мужской монастырь, который находится недалеко от города Козельска Калужской области. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить?

Варианты ответов обучающихся:

- Об Оптиной пустыни, истории ее создания.

- О священнослужителях этого монастыря.

- О людях, которые прославили данный монастырь много лет назад, о старцах.

II.Основная часть.

Учитель: Верно. Говорить мы будем об одном из старцев Оптиной пустыни- преподобном Амвросии Оптинском. Но прежде всего, выясним, почему в Оптину пустынь приезжали и едут паломники со всей России? Кстати, вам известно, кто такие паломники? А что такое пустынь? И кого называют старцем?

Варианты ответов обучающихся:

- Паломники, люди, которые ездят по стране и посещают церкви.

-Понятие «пустынь», наверное, произошло от слова «пустыня».

- Старец- пожилой священник, который помогает людям, которые приезжают к нему со своими проблемами и бедами.

Учитель: Что ж, попытаемся выяснить, что означают эти понятия. Я предлагаю вам посмотреть на экран. На слайде (Слайд 3) вы видите 3 определения. Попробуйте соотнести слово и его значение.

Ответы обучающихся. (Паломник-богомолец, странствующий по так называемым «святым местам»; пустынь- первоначально- уединенное место, где жил отшельник, позднее- монастырь, возникший на этом месте; старец- пожилой монах).

Учитель:Свято-Введенская Оптина пустынь - благодатное место, куда каждый день стекаются сотни паломников со всех концов необъятной русской земли. Раньше богомольцы говорили: «Еду в Оптину – за опытом!». Это означает, что люди, устав от бесконечных забот и измучившись от проблем, приезжают сюда за советом к опытным духовникам в надежде изменить свою жизнь и обрести душевный покой. Кратко об обители нам расскажет…

Сообщение одного из обучающихся:

«К концу XIX в. в России было более 1000 монастырей и около 100000 храмов. Оптина Пустынь – один из древнейших русских монастырей. Расположен он в живописной местности на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Земли обители пожертвовали Романовы по воцарении и строили ее сами подвижники “по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой”.

При Петре I из-за своей малочисленности Пустынь была упразднена, но 1727 г. ее вновь открыли. В конце XVIII в. митрополит Московский и Калужский Платон принял меры для восстановления в ней “общежительной жизни”. При митрополите Филарете Киевском началось духовное возрождение Пустыни. Она больше чем памятник архитектуры, культуры и истории. Это место где сообщество людей приблизилось к идеалу христианских отношений. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев». (Слайд 4 - изображение Оптиной пустыни)

Учитель:Старчество-бесценное сокровище, дарованное Господом Православной Церкви. В обители оно зародилось в 1829 году. Многие люди обращаются сейчас с молитвами к святым Оптинским старцам. Всего старцев было 14. Каждого из них Господь наделил сокровенным даром. (Слайд 5-14 Оптинских старцев)

Во всем мире известен старец Амвросий, прославленный Федором Достоевским в бессмертном романе. Знаете ли вы,о каком романе идет речь? И какую роль Амвросий сыграл в истории создания этого романа?

Варианты ответов обучающихся.

Учитель: Речь идет о романе « Братья Карамазовы». Амвросий Оптинский стал одним из прототипов старца Зосима (просмотр видеоhttps://www.youtube.com/watch?v=bBMFXOkbFEс7 мин. 47 сек. до 8 мин. 56 сек.)(Слайд 6)

К старцу приезжали и другие известные люди. Их фотографии размещены на стене кельи. Здесь были Толстой, Соловьев, Погодин. Кто же такой Амвросий Оптинский? Почему люди хотели попасть к этому знаменитому старцу? С биографиейАмвросия Оптинскогонаспознакомят…

Сообщения обучающихся (I-летописец, II-рассказчик от лицастарца):

Летописец:«Будущий старец родился 23 ноября (6 декабря н. ст.) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье Михаила Федоровича и Марфы Николаевны Гренковых. Его отец был пономарем, а дед — священником храма Пресвятой Троицы в Большой Липовице.

Рассказчик от лица старца: «В какое число было мое рожде­ниене помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября».

Летописец: «Накануне рождения младенца в доме было много гостей, собравшихся на праздник благоверного великого князя Александра Невского, память которого празднуется 23 ноября (6 декабря)».

Рассказчик от лица старца: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Летописец: «Родившегося младенца нарекли в честь празднуемого святого Александром.

Воспитывался он в обстановке строгого благочестия. С раннего детства отец брал его в храм на службу, чтению его учили по славянскому букварю, часослову и псалтири.

В семье Гренковых было восемь детей: четыре сына и четыре дочери, Саша был шестым из них. Он рос бойким, веселым и смышленым мальчиком, но не был, что называется, «образцом послушания» — отличался озорным характером, нередко затевал шалости, за которые ему потом попадало от взрослых. Но эти проделки носили беззлобный характер. Старец часто с юмором вспоминал разные эпизоды из своего детства.

Когда Александру исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учеба давалась ему легко, в 1830 году в числе лучших он закончил училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь он проявил незаурядные способности.

Соученики любили Александра за его легкий, живой, веселый нрав, он всегда был, что называется, «душой компании».

Отличаясь разнообразными дарованиями и проявляя успехи в науках, юноша, видимо, искал свое назначение в жизни. Например, он вспоминал, как решил однажды писать стихи».

Рассказчик от лица старца:«Признаюсь вам: пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать, да так ничего и не написал».

Летописец: «Любимыми его предметами, судя по отметкам в аттестате, было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук. В то время у него не было мыслей о монашестве».

Рассказчик от лица старца:«В монастырь я не думал никогда идти; впрочем, другие, — я и не знаю почему, — предрекали мне, чтоябуду в монастыре».

Летописец: «На последнем курсе семинарии Александр тяжело заболел, болезнь была опасная. Вот как рассказывал об этом сам старец.

Рассказчик от лица старца:«Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: "Прощай, Божий свет!" И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь».

Летописец: «Болезнь прошла, юноша не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. В 1836 году Александр Гренков окончил семинарию, но не стал поступать в Духовную академию и не принял священного сана.

Стремление к сосредоточенной внутренней жизни со временем становилось всё сильней, не мог забыть он и данный Богу обет…

В воскресенье, 8 октября 1839 года, Александр Михайлович Гренков подъезжал к Оптиной пустыни.

Так началась совершенно новая жизнь. Молодой насельник исправно посещал богослужения, ежедневно бывал у отца Леонида, присматривался к обращению старца с народом, слушал его наставления. В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, хотя еще не был официально зачислен в братию.

В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом. В ноябре 1840 года послушника Александра перевели в Предтеченский скит, где он прожил около пятидесяти лет.

После смерти старца Леонида брат Александр стал келейником отца Макария и исполнял это послушание около четырех лет. В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского, память этого святого совершается 7/20 декабря). В 1843 году последовало рукоположение в иеродиаконы, а через три года — в иеромонахи». (Слайд 7- Амвросий Оптинский)

Учитель:Но не таким легким, как могло показаться, был жизненный путь Амвросия Оптинского. В течении пятидесяти лет он претерпевал болезни, а заболел он, когда ему было 34 года (по пути из Оптиной пустыни в Калугу, там его рукоположили во священника). Именно с этого времени Амвросий Оптинский терпел тяжелые недуги, был прикован к постели вплоть до самой своей блаженной кончины. Несмотря на это, Амвросий всегда помогал тем, кто обращался к нему. Как вы думаете, почему к старцу Амвросию приезжали люди со всех уголков страны?Чем же он отличался от других старцев?(Слайд 8)

Варианты ответов обучающихся:

- Старец обладал каким-то необычным даром, способностями;

-Старец всегда был готов выслушать людей;

-Старец помогал всем.

Учитель:(обучающимся раздаются листочки с поучениями Амвросия Оптинского).Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. На них–некоторые поучения старца Амвросия. Прочитайте их, пожалуйста:

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».

«Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи».

«Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

Учитель:Как характеризуют старца Амвросия его поучения?

Варианты ответов обучающихся:

-Мы знаем, что в ранние годы Александр Гренков (Амвросий Оптинский) мечтал писать стихи. Талант к стихосложению прослеживается в его поучениях.

- Старец был остроумным человеком.

-Амвросий Оптинский обладал хорошим чувством юмора.

Учитель: Да, вы правы.Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших», в каждом человеке видел он образ Божий. Любовь старца не была «отношением» к кому-то, это было состояние, в котором он жил. Ему было свойственно постоянное сердечное сокрушение как о своих собственных грехах, так и о грехах своих ближних. 

Смирение и постоянное очищение сердца искренним покаянием, самоосуждением и молитвой создавали в душе старца светлое, мирное, радостное настроение, которое не оставляло его даже в минуты тяжелых физических страданий, он всегда был весел и спокоен. Даже в болезни он обычно шутил с окружающими, утешал малодушных или словом, или отечески-ласковым взглядом. Обыкновенно, когда состояние старца ухудшалось, все скитские братия были в унынии. Он старался приободрить их, иногда встречая шутливо-приветливыми словами: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я».

Интересно, что свойственное ему в миру чувство юмора, умение поднять дух окружающих не исчезли после многих лет монашеской жизни. Черты его характера — легкость, веселость, открытость — сохранились, преображенные той огромной духовной работой, которая была им совершена за это время. Даже его любовь к поэзии, остроумному, точному слову по-прежнему проявлялась в том, как он давал советы и назидания. Часто он делал это в шутливой форме, подбирал соответствующие ситуации пословицы, а бывало, и формулировал очередной совет «в рифму», это само по себе ободряло и поддерживало «вопрошающих». Вспоминают, что нередко старец заставлял кого-нибудь из посетителей прочитать подходящую басню Крылова, содержание которой касалось того вопроса, о котором шла речь. Крылова отец Амвросий очень любил, его «Басни» всегда стояли на полке старца среди святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы, и он частенько просил кого-нибудь из келейников почитать Крылова, восхищаясь живым слогом, точностью выражений, юмором и остротой мысли.

Старец терпел рядом с собой людей с самым тяжелым, неприятным характером. 

Среди духовных благодатных дарований отца Амвросия, привлекавших к нему тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть прозорливость старца. Легким, никому не заметным намеком он указывал людям их слабости и заставлял их серьезно задуматься.

Прозорливость старца Амвросия сочеталась с другим ценнейшим даром, особенно для пастыря — рассудительностью. Старец часто делал наставления в полушутливой форме, но глубокий смысл его речей нисколькоот этого не умалялся. Люди невольно задумывались над образными выражениями отца Амвросия и надолго запоминали данный урок. 

Таким был старец Амвросий.(Слайд 9)

Заключительная часть.

Учитель:В последние годы своей жизни Амвросий основал женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптины. В монастыре также были детский приют, школа, богадельня и больница.(Слайд 10)

Старец Амвросий умер в октябре 1891 года в Шамордино. После смерти его тело было решено перевезти в Оптину Пустынь, где покоились его духовные наставники — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии Амвросия выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныяприобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.

Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.

В этом году исполняется 210 лет со дня рождения Амвросия Оптинского (в миру-Александра Гренкова).

Рефлексия.

Учитель:Пришло время подвести итоги. Используя синквейн, обобщим то, о чем мы сегодня говорили и узнали. Напомню правила построения синквейна:

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное вами самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

(Каждый обучающийся составляют синквейн и делится им со всеми участниками беседы).

Варианты синквейнов:

Амвросий Оптинский Старец

Рассудительный Остроумный Смиренный Любящий

Помогать Любить Выслушать Понимать Слушать Исцелять

Жить-не тужитьЕсли хочешь иметь любовь, то делай дела любви

Старец Амвросий Оптинский

Учитель: Спасибо вам, ребята, за подготовку и участие в беседе.Я хочу, чтоб каждый ваш день начинался со светлых и добрых помыслов. Очень надеюсь, что молитва Оптинских старцев на начало дня поможет вам в этом.

(Обучающиеся получают текст молитвы Оптинских старцев).

Литература и Интернет-ресурсы.

1. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие / Архимандрит Иоанн (Маслов). - М.: Братство святителя Алексия, 1993. - 189, [1] с.: ил. ISBN 5-86060-006-2

2.https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-amvrosij-optinskij-vsex-porazhala-ego-lyubov-k-bogu-i-lyudyam-2/

3. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_short/

4. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_full2/#4


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Преподобный Амвросий Оптинский

t1675439684aa.jpgt1675439684ab.jpg
 


 




 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Поучения Амвросия Оптинского

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».

«Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи».

«Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

t1675439684ac.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

t1675439684ad.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.