Классный час «Старец Амвросий. Подвиг любви к ближнему»
Сергеева Людмила Валерьевна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
МОУ «Мамасевская средняя общеобразовательная школа»
дер. Часовенная, Республика Марий Эл
Классный час на тему «Старец Амвросий.
Подвиг любви к ближнему»
Современному человеку, делающему первые шаги церковной жизни, конечно, почти постоянно нужен совет - как по части внешних правил благочестия, так, еще более, - работы над своей душой. Но найти духовника, тем более духовного отца, старца сейчас сложнее, чем это было несколько десятков лет назад. Иногда в некоторых монастырях к келье старца стоит такая очередь, что и в течении дня люди не могут к нему попасть. Для многих старец-это руководитель каждого шага, можно сказать, всей жизни. Даже если найти такого человека не получается годами, нужно продолжать его искать. А кто такой на самом деле старец?
Цель– воспитание интереса к православной истории и культуре своего народа на примере жития иеросхимонаха Амвросия Оптинского.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятиями «пустынь», «паломники», «старец»;
- развивать память и речь обучающихся;
- воспитывать духовную культуру через знакомство с житием преподобного Амвросия Оптинского;
- прививать любовь к ближнему;
- формировать нравственные качества.
Планируемые результаты:
-обучающиеся получат возможность приобщиться к нравственным устоям православной культуры, расширить свои познания в области истории и религии;
- обучающиеся получат возможность оценить роль такого явления, как старчество, в жизни человека и общества (на примере изучения жития Амвросия Оптинского);
- обучающиеся научатся уважать и любить своих близких и родных, ценить Отечество.
Форма проведения: рассказ, беседа.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный экран.
Оформление: портрет и икона старца Амвросия Оптинского, молитва Оптинских старцев.
Возраст учащихся-15-16 лет.
Милость и снисхождение к ближним
и прощение их недостатков
есть кратчайший путь ко спасению
Преп. Амвросий Оптинский
Ход классного часа
Вступительная часть.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Рада видеть вас. Я бы хотела начать наш классный час с небольшой видеоэкскурсии в одно удивительное место,расположенное в Калужской области. Я думаю, что после просмотра вы сможете сказать, о чем или ком мы сегодня будем говорить.Итак, отправляемся в это необычное место.
(Просмотр обучающимися видеозаписи об Оптиной пустыни
https://dzen.ru/video/watch/5fe55dc3ecae270e946709f5) (Слайд 2)
Учитель: Уверена, вы много нового услышали во время данной экскурсии во Введенскую Оптину пустынь. Именно так называется мужской монастырь, который находится недалеко от города Козельска Калужской области. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить?
Варианты ответов обучающихся:
- Об Оптиной пустыни, истории ее создания.
- О священнослужителях этого монастыря.
- О людях, которые прославили данный монастырь много лет назад, о старцах.
II.Основная часть.
Учитель: Верно. Говорить мы будем об одном из старцев Оптиной пустыни- преподобном Амвросии Оптинском. Но прежде всего, выясним, почему в Оптину пустынь приезжали и едут паломники со всей России? Кстати, вам известно, кто такие паломники? А что такое пустынь? И кого называют старцем?
Варианты ответов обучающихся:
- Паломники, люди, которые ездят по стране и посещают церкви.
-Понятие «пустынь», наверное, произошло от слова «пустыня».
- Старец- пожилой священник, который помогает людям, которые приезжают к нему со своими проблемами и бедами.
Учитель: Что ж, попытаемся выяснить, что означают эти понятия. Я предлагаю вам посмотреть на экран. На слайде (Слайд 3) вы видите 3 определения. Попробуйте соотнести слово и его значение.
Ответы обучающихся. (Паломник-богомолец, странствующий по так называемым «святым местам»; пустынь- первоначально- уединенное место, где жил отшельник, позднее- монастырь, возникший на этом месте; старец- пожилой монах).
Учитель:Свято-Введенская Оптина пустынь - благодатное место, куда каждый день стекаются сотни паломников со всех концов необъятной русской земли. Раньше богомольцы говорили: «Еду в Оптину – за опытом!». Это означает, что люди, устав от бесконечных забот и измучившись от проблем, приезжают сюда за советом к опытным духовникам в надежде изменить свою жизнь и обрести душевный покой. Кратко об обители нам расскажет…
Сообщение одного из обучающихся:
«К концу XIX в. в России было более 1000 монастырей и около 100000 храмов. Оптина Пустынь – один из древнейших русских монастырей. Расположен он в живописной местности на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Земли обители пожертвовали Романовы по воцарении и строили ее сами подвижники “по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой”.
При Петре I из-за своей малочисленности Пустынь была упразднена, но 1727 г. ее вновь открыли. В конце XVIII в. митрополит Московский и Калужский Платон принял меры для восстановления в ней “общежительной жизни”. При митрополите Филарете Киевском началось духовное возрождение Пустыни. Она больше чем памятник архитектуры, культуры и истории. Это место где сообщество людей приблизилось к идеалу христианских отношений. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев». (Слайд 4 - изображение Оптиной пустыни)
Учитель:Старчество-бесценное сокровище, дарованное Господом Православной Церкви. В обители оно зародилось в 1829 году. Многие люди обращаются сейчас с молитвами к святым Оптинским старцам. Всего старцев было 14. Каждого из них Господь наделил сокровенным даром. (Слайд 5-14 Оптинских старцев)
Во всем мире известен старец Амвросий, прославленный Федором Достоевским в бессмертном романе. Знаете ли вы,о каком романе идет речь? И какую роль Амвросий сыграл в истории создания этого романа?
Варианты ответов обучающихся.
Учитель: Речь идет о романе « Братья Карамазовы». Амвросий Оптинский стал одним из прототипов старца Зосима (просмотр видеоhttps://www.youtube.com/watch?v=bBMFXOkbFEс7 мин. 47 сек. до 8 мин. 56 сек.)(Слайд 6)
К старцу приезжали и другие известные люди. Их фотографии размещены на стене кельи. Здесь были Толстой, Соловьев, Погодин. Кто же такой Амвросий Оптинский? Почему люди хотели попасть к этому знаменитому старцу? С биографиейАмвросия Оптинскогонаспознакомят…
Сообщения обучающихся (I-летописец, II-рассказчик от лицастарца):
Летописец:«Будущий старец родился 23 ноября (6 декабря н. ст.) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье Михаила Федоровича и Марфы Николаевны Гренковых. Его отец был пономарем, а дед — священником храма Пресвятой Троицы в Большой Липовице.
Рассказчик от лица старца: «В какое число было мое рождениене помнила и сама матушка, потому что в тот самый день, как я родился, к деду в дом, где тогда жила моя мать, съехалось много гостей (дед мой был благочинным), так что мать мою должны были выпроводить вон, и она в этой суматохе и запамятовала, в какое именно число я родился. Должно полагать, что это было около 23 ноября».
Летописец: «Накануне рождения младенца в доме было много гостей, собравшихся на праздник благоверного великого князя Александра Невского, память которого празднуется 23 ноября (6 декабря)».
Рассказчик от лица старца: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».
Летописец: «Родившегося младенца нарекли в честь празднуемого святого Александром.
Воспитывался он в обстановке строгого благочестия. С раннего детства отец брал его в храм на службу, чтению его учили по славянскому букварю, часослову и псалтири.
В семье Гренковых было восемь детей: четыре сына и четыре дочери, Саша был шестым из них. Он рос бойким, веселым и смышленым мальчиком, но не был, что называется, «образцом послушания» — отличался озорным характером, нередко затевал шалости, за которые ему потом попадало от взрослых. Но эти проделки носили беззлобный характер. Старец часто с юмором вспоминал разные эпизоды из своего детства.
Когда Александру исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учеба давалась ему легко, в 1830 году в числе лучших он закончил училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь он проявил незаурядные способности.
Соученики любили Александра за его легкий, живой, веселый нрав, он всегда был, что называется, «душой компании».
Отличаясь разнообразными дарованиями и проявляя успехи в науках, юноша, видимо, искал свое назначение в жизни. Например, он вспоминал, как решил однажды писать стихи».
Рассказчик от лица старца:«Признаюсь вам: пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать, да так ничего и не написал».
Летописец: «Любимыми его предметами, судя по отметкам в аттестате, было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук. В то время у него не было мыслей о монашестве».
Рассказчик от лица старца:«В монастырь я не думал никогда идти; впрочем, другие, — я и не знаю почему, — предрекали мне, чтоябуду в монастыре».
Летописец: «На последнем курсе семинарии Александр тяжело заболел, болезнь была опасная. Вот как рассказывал об этом сам старец.
Рассказчик от лица старца:«Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: "Прощай, Божий свет!" И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь».
Летописец: «Болезнь прошла, юноша не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. В 1836 году Александр Гренков окончил семинарию, но не стал поступать в Духовную академию и не принял священного сана.
Стремление к сосредоточенной внутренней жизни со временем становилось всё сильней, не мог забыть он и данный Богу обет…
В воскресенье, 8 октября 1839 года, Александр Михайлович Гренков подъезжал к Оптиной пустыни.
Так началась совершенно новая жизнь. Молодой насельник исправно посещал богослужения, ежедневно бывал у отца Леонида, присматривался к обращению старца с народом, слушал его наставления. В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, хотя еще не был официально зачислен в братию.
В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом. В ноябре 1840 года послушника Александра перевели в Предтеченский скит, где он прожил около пятидесяти лет.
После смерти старца Леонида брат Александр стал келейником отца Макария и исполнял это послушание около четырех лет. В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Медиоланского, память этого святого совершается 7/20 декабря). В 1843 году последовало рукоположение в иеродиаконы, а через три года — в иеромонахи». (Слайд 7- Амвросий Оптинский)
Учитель:Но не таким легким, как могло показаться, был жизненный путь Амвросия Оптинского. В течении пятидесяти лет он претерпевал болезни, а заболел он, когда ему было 34 года (по пути из Оптиной пустыни в Калугу, там его рукоположили во священника). Именно с этого времени Амвросий Оптинский терпел тяжелые недуги, был прикован к постели вплоть до самой своей блаженной кончины. Несмотря на это, Амвросий всегда помогал тем, кто обращался к нему. Как вы думаете, почему к старцу Амвросию приезжали люди со всех уголков страны?Чем же он отличался от других старцев?(Слайд 8)
Варианты ответов обучающихся:
- Старец обладал каким-то необычным даром, способностями;
-Старец всегда был готов выслушать людей;
-Старец помогал всем.
Учитель:(обучающимся раздаются листочки с поучениями Амвросия Оптинского).Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. На них–некоторые поучения старца Амвросия. Прочитайте их, пожалуйста:
«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».
«Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи».
«Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
Учитель:Как характеризуют старца Амвросия его поучения?
Варианты ответов обучающихся:
-Мы знаем, что в ранние годы Александр Гренков (Амвросий Оптинский) мечтал писать стихи. Талант к стихосложению прослеживается в его поучениях.
- Старец был остроумным человеком.
-Амвросий Оптинский обладал хорошим чувством юмора.
Учитель: Да, вы правы.Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших», в каждом человеке видел он образ Божий. Любовь старца не была «отношением» к кому-то, это было состояние, в котором он жил. Ему было свойственно постоянное сердечное сокрушение как о своих собственных грехах, так и о грехах своих ближних.
Смирение и постоянное очищение сердца искренним покаянием, самоосуждением и молитвой создавали в душе старца светлое, мирное, радостное настроение, которое не оставляло его даже в минуты тяжелых физических страданий, он всегда был весел и спокоен. Даже в болезни он обычно шутил с окружающими, утешал малодушных или словом, или отечески-ласковым взглядом. Обыкновенно, когда состояние старца ухудшалось, все скитские братия были в унынии. Он старался приободрить их, иногда встречая шутливо-приветливыми словами: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я».
Интересно, что свойственное ему в миру чувство юмора, умение поднять дух окружающих не исчезли после многих лет монашеской жизни. Черты его характера — легкость, веселость, открытость — сохранились, преображенные той огромной духовной работой, которая была им совершена за это время. Даже его любовь к поэзии, остроумному, точному слову по-прежнему проявлялась в том, как он давал советы и назидания. Часто он делал это в шутливой форме, подбирал соответствующие ситуации пословицы, а бывало, и формулировал очередной совет «в рифму», это само по себе ободряло и поддерживало «вопрошающих». Вспоминают, что нередко старец заставлял кого-нибудь из посетителей прочитать подходящую басню Крылова, содержание которой касалось того вопроса, о котором шла речь. Крылова отец Амвросий очень любил, его «Басни» всегда стояли на полке старца среди святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы, и он частенько просил кого-нибудь из келейников почитать Крылова, восхищаясь живым слогом, точностью выражений, юмором и остротой мысли.
Старец терпел рядом с собой людей с самым тяжелым, неприятным характером.
Среди духовных благодатных дарований отца Амвросия, привлекавших к нему тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть прозорливость старца. Легким, никому не заметным намеком он указывал людям их слабости и заставлял их серьезно задуматься.
Прозорливость старца Амвросия сочеталась с другим ценнейшим даром, особенно для пастыря — рассудительностью. Старец часто делал наставления в полушутливой форме, но глубокий смысл его речей нисколькоот этого не умалялся. Люди невольно задумывались над образными выражениями отца Амвросия и надолго запоминали данный урок.
Таким был старец Амвросий.(Слайд 9)
Заключительная часть.
Учитель:В последние годы своей жизни Амвросий основал женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптины. В монастыре также были детский приют, школа, богадельня и больница.(Слайд 10)
Старец Амвросий умер в октябре 1891 года в Шамордино. После смерти его тело было решено перевезти в Оптину Пустынь, где покоились его духовные наставники — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии Амвросия выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныяприобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).
В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.
Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.
В этом году исполняется 210 лет со дня рождения Амвросия Оптинского (в миру-Александра Гренкова).
Рефлексия.
Учитель:Пришло время подвести итоги. Используя синквейн, обобщим то, о чем мы сегодня говорили и узнали. Напомню правила построения синквейна:Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное вами самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
(Каждый обучающийся составляют синквейн и делится им со всеми участниками беседы).
Варианты синквейнов:
Амвросий Оптинский Старец
Рассудительный Остроумный Смиренный Любящий
Помогать Любить Выслушать Понимать Слушать Исцелять
Жить-не тужитьЕсли хочешь иметь любовь, то делай дела любви
Старец Амвросий Оптинский
Учитель: Спасибо вам, ребята, за подготовку и участие в беседе.Я хочу, чтоб каждый ваш день начинался со светлых и добрых помыслов. Очень надеюсь, что молитва Оптинских старцев на начало дня поможет вам в этом.
(Обучающиеся получают текст молитвы Оптинских старцев).
Литература и Интернет-ресурсы.
1. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие / Архимандрит Иоанн (Маслов). - М.: Братство святителя Алексия, 1993. - 189, [1] с.: ил. ISBN 5-86060-006-2
2.https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-amvrosij-optinskij-vsex-porazhala-ego-lyubov-k-bogu-i-lyudyam-2/
3. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_short/
4. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_full2/#4
Приложение 1
Преподобный Амвросий Оптинский
Приложение 2
Поучения Амвросия Оптинского
«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».
«Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи».
«Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь».
«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
Приложение 3