Классный час на тему «Судьба человека. О подвиге Зинона Филипповича Прохорова» (1-4 классы)

3
0
Материал опубликован 20 April 2021 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Йошкар-Ола

 

 

Классный час по теме: «Судьба человека. О подвиге Зинона Филипповича Прохорова» для младшей возрастной категории с 1-по 4 класс, посвященный празднованию 76 годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в рамках городского фестиваля-конкурса «Весна. Победа. Юность».

 

Работу выполнил

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 31» г. Йошкар-Ола

Севрюгина Екатерина Николаевна

 

Оглавление:

 

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы

Приложения

/data/files/f1618941367.pptx (Приложение к уроку)

 

Введение:

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учителя по формированию у школьников начальных классов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития патриотизма к Родине.

В сентябре 2020 года в 9 микрорайоне города Йошкар - Ола появилось новое современное здание школы по улице Прохорова ,48. К сожалению, не все ученики начальной школы знают, в честь какого человека носит название эта улица. Данный классный час расскажет о судьбе простого солдата, который совершил подвиг во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Это Зинон Филиппович Прохоров, наш земляк. Во время войны действия даже одного человека – это огромный вклад для победы всей страны.

Этот информационный классный час носит познавательный характер и направлен, главным образом, на духовное обогащение и культурное развитие младших школьников, а также на патриотическое воспитание детей и молодежи. Этот классный час следует проводить в рамках мероприятий, посвященных 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

 

Основная часть.

Ход классного часа:

Оборудование: проектор, колонки, выставка книг, посвященная Дню Победы, портрет Зинона Филипповича Прохорова, распечатки на каждого ученика с информацией о герое Марийской республики, ножницы.

 

Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. 9 мая Россия будет праздновать День Победы в Великой Отечественной войне в 76 –ой раз. «Согласно рассекреченным данным ,потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 миллион 979 тысяч, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Общая убыль населения СССР в 1941—1945 годы — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения». Это катастрофическая цифра. Мы, потомки людей, принимавших участие в войне, должны помнить имена героев, благодаря которым над нами мирное небо.

 

Актуализация знаний.

Посмотрите на слайд (слайд 2. Все слайды взяты из приложения). Что изображено на этом слайде? (наша школа № 31). А по какому адресу находится наша школа, кто помнит? (ул. Прохорова ,48). А кто знает, кто такой Прохоров? (скорее всего затруднятся ответить).

Вот это и предстоит нам узнать на классном часе.

Знакомство с новой информацией.

Индивидуальная работа.

Небольшое сообщение о Прохорове Зиноне Филипповиче подготовила ученица нашего класса. Выступление ученицы. (слайд 3)

 

Родился 11 сентября 1909 года в деревне Большой Олыкъял ныне Карайского сельсовета Волжского района Республики Марий Эл, в марийской семье. Рос одиннадцатым ребёнком в семье. Мать — Ксения Тихоновна, отец — Филипп Петров. Окончил 5 классов: первые два года учился в Никольско-Кукморской земской школе соседнего русского села Никольское, третий класс — в церковно-приходской школе родной деревни, затем — в Сотнурской двуклассной школе.

(слайд 4) Особо отличился З. Ф. Прохоров в боях на территории Румынии в сентябре 1944 года. 19 сентября взвод, которым он командовал, сражался за высоту на подступах к селу Ходош. Продвижению бойцов мешал сильный пулемётный огонь из вражеского дзота. Гвардии лейтенант Прохоров со связкой гранат в руке пополз на огневую точку противника. Когда до вражеского пулемёта оставалось не более 15 метров, Прохоров приготовился метнуть гранаты, но вражеская пуля пробила правую руку. Тогда Зинон подполз поближе и лёжа, левой рукой бросил связку гранат. После сильного взрыва пулемёт смолк. Прохоров встал во весь рост и выкрикнул: «Вперёд! За Родину!».

Но в это время пулемёт вновь заработал. Прохоров был тяжело ранен, но, собрав последние силы, бросился к пулемёту и закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, гвардии лейтенанту Прохорову Зинону Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Учитель: Спасибо за подготовленное выступление.

Ребята, во время выступления вашей одноклассницы все слова вам были понятны? (Нет. Скорее всего затрудняются ответить. Встретились слова: амбразура, дзот, пулемет,взвод).

А что это такое. Давайте выясним.

2) В этом нам поможет игра«Жокеи и лошади». Я разделю вас на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки со словами, значение которых неясно, вторые – со значением этих слов. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Не забывайте, пожалуйста, о том, что всему классу нужно будет одновременно ходить по кабинету, а это требует определённой культуры поведения от вас, ребята.

(Проверка: слайд 5 после выполнения задания)

Дзот- укрепленная оборонительная огневая точка (сокращение пот начальным буквам: деревоземляная огневая точка).

Амбразура-1. отверстие в оборонительном сооружении или бронебашне для ведения огня.

2. Узкий оконный или дверной проем.

Пулемет- стрелковое автоматическое оружие, предназначенное для поражения живой силы и различных наземных, надводных и воздушных целей. 

Взвод-  формирование (подразделение), существующее в вооружённых силах большинства государств.

Проверка: кто как справился с заданием.

Молодцы!!!

Ребята, пришло время отдохнуть. Физминутка «Победа».

Дети повторяют слова и движения за учителем.(слайд 6)

Физкультминутка: «Победа!»

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние .Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные. Вдох, круговое движение руками, изображая

Живут, живут, живут! земной шар.

Закрепление изученного материала.

1)Работа в группах. (слайд 7)

Ребята, предлагаю вам посмотреть видеоролик о Прохорове.З.Ф., подготовленный марийским телевидением. Ваша задача не просто слушать. Во время ролика составьте по 5 вопросов своим одноклассникам по нашей теме. (вопросы группы задают друг другу).

-Умнички!

2)Мы с вами также, как и ребята из центра патриотического воспитания сделаем такие памятные листовки в честь героя Советского Союза Прохорова.З.Ф.

Практическая работа.(изготовление листовок для других классов)

Подведение итогов встречи.

Взгляните на слайд, давайте закончим высказывания. (слайд 8)

-Сегодня я узнал(а)…

-Было интересно…

-Было трудно….

-Я расскажу своим родителям о том, что…

-Теперь я могу…

-Сегодня на уроке я работал…

Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге Зинона Филипповича Прохорова в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны.

Все молодцы!!! Спасибо вам за урок. (слайд 9)

Послесловие: Ребята в конкурсе «Весна. Победа. Юность» в номинации «художественное слово» приняла участие наша ученица, Кодирова Эвелина, прочитав «Монолог о войне». Предлагаю нам его прослушать.

Выступает подготовленная ученица.
 

Заключение

В процессе проведения данного классного часа ученики начальной школы познакомились с Героем Советского Союза З.Ф.Прохоровым, его жизнью, семьей и подвигом. Кроме этого, ребята узнали лексическое значение новых для них слов. А именно: амбразура, взвод, дзот, пулемет. Важно, что ученики познавали новое через игровую деятельность. Добавлю, что классный час интегрирован с уроком технологии, так как в конце занятия ребята под руководством учителя делают листовку из бумаги о Прохорове в виде фронтового письма. (треугольником). Осталось место на уроке и творческому моменту. Ученица нашего класса отлично прочитала «Монолог о войне», который произвел на ребят особое впечатление. На уроке была использована физкультминутка о победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Рекомендую данный классный час к проведению в школах города. Используя основу классного часа, учитель может составить такой же информационный классный час только о других улицах нашего города, носящих название в честь героев. А таких не мало.

Хотелось, чтобы каждый участник мероприятия запомнил эту героическую историю. Пока мы храним это в памяти, мы знаем наше прошлое. Знаем, чтобы с уверенностью думать о будущем. Мы должны гордиться, что наша республика внесла огромный вклад в общее дело в Победе над фашистами.

 

Список литературы:

 

Кривошеев.Г.В. и др. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь.: Вече,2020

Максимов А. Ф. Шагнул солдат в бессмертие (к 60-летию героического подвига и 95-летию со дня рождения Героя Советского Союза Зинона Филипповича Прохорова) // Марийский архивный ежегодник. — Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, 2004. — С. 87—92. — 500 экз.

Прохоров Зинон Филиппович // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 294. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0

Прохоров Зинон Филиппович // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв.ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 656—657. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1

Прохоров Зинон Филиппович // История Марийского края в лицах. 1941—1945 гг. Великая Отечественная война. — Йошкар-Ола МарНИИЯЛИ, 2015. — С. 197—198. — 374 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-94950-070-5.

Интернет-ресурсы:

https://youtu.be/G84zOQoP75s

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.