Стартовая диагностическая работа по русскому языку.
Ирина Петровна Воронина, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 11» имени младшего лейтенанта полиции Е.А. Никулина, г. Оренбург
СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Пояснительная записка
№ п.п. | АСПЕКТ | ХАРАКТЕРИСТИКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Учебный предмет | Русский язык | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Класс | 10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Цель работы | Определение стартового уровня обучающихся для последующей корректировки знаний по предмету; развитие навыков анализа лирического текста и читательской грамотности; воспитание любви к отечественной поэзии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Описание работы | Работа по русскому языку для 10 класса состоит из 10 основных заданий и 1 дополнительного, выполняющегося по желанию ученика, но позволяющего определить, насколько хорошо ученик понял многократно прочитанный им текст. Задания с 1 по 10 проверяют усвоение материала по основным разделам русского языка за курс с 5 по 9 классы. Задания ориентированы на предметную область «Русский язык и литература» и отражают интегрированный подход к преподаванию филологических дисциплин. Задание 11 ориентировано на высокомотивированных детей, могущих на отличном от других (профильном) уровне анализировать поэтический текст. Основные знания, проверяемые при помощи работы Основные разделы науки о языке. Язык и культура. Комплексный лингвистический анализ текста. Совершенствование орфографических умений и навыков. Совершенствование пунктуационных умений и навыков. Стилистические ресурсы языка. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. КОДИФИКАТОР РАБОТЫ:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Критерии оценивания | За каждый правильный ответ - ставится 1 балл Максимум баллов за работу: 10
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Время | 30 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Форма | Комплексный анализ текста |
Содержание диагностической работы
Прочитайте поэтический текст. Выполните задания.
***
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и весёлый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далёкие дали!
Всё сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нём печать.
Розу белую с чёрною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
1923 г.
Задания по тексту.
1. Фонетический анализ.
Укажите, сколько в первых двух строфах слов, включая повторяющиеся слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
2. Лексический анализ.
А) Найдите в стихотворении однокоренное слово к слову «смерть», являющееся есенинским неологизмом и обозначающее окружающую рутину, жизнь, которая затягивает человека, как в болото, и губит всё лучшее, что в нём есть. Выпишите его.
Б) Найдите в тексте пять антонимических пар (в том числе контекстуальные антонимы). Выпишите их.
3. Морфемный анализ.
Укажите количество морфем (включая основу) в слове отправляясь.
4. Морфологический анализ.
Укажите количество слов категории состояния в тексте.
5. Синтаксический анализ (словосочетание).
Выпишите из текста по одному словосочетанию, построенному по модели согласования, управления, примыкания.
6. Синтаксический анализ (предложение).
Укажите количество СПП в тексте С.А. Есенина. Обозначьте доминирующий тип СПП (изъяснительное, определительное, обстоятельственное).
7. Орфографический анализ.
Выпишите из текста в последовательности, соответствующей тексту, четыре слова с чередующейся гласной в корне.
8. Пунктуационный анализ.
Укажите причину постановки двоеточия в первой строке стихотворения.
9. Анализ средств выразительности.
Назовите три наиболее важных для понимания смысла текста изобразительно-выразительных средства, использующихся в стихотворении. Приведите примеры.
10. Концептуальный анализ.
Дайте название поэтической миниатюре, учитывая всю эмоциональную палитру взаимоотношений лирического героя с миром. Через 5 определений охарактеризуйте главного героя текста.
11*. Креативный анализ.
А как бы Вы охарактеризовали дар поэта? Дайте определение этому понятию, учитывая философский смысл стихотворения С.А. Есенина.
КЛЮЧ
№ задания по порядку | Ответ |
1 | 10 |
2 | А) мреть; Б) верил - не верю; роза - жаба; ласкать - карябать; белую - чёрную; черти - ангелы и др. |
3 | 6 |
4 | 2 |
5 | весёлый свист (согласование); стыдно мне (управление), не верю теперь (примыкание). Возможны и другие варианты ответов |
6 | 6, изъяснительное |
7 | сжигает, гореть, положили, умирать |
8 | БСП (вторая часть поясняет первую) |
9 | антитеза (черти - ангелы), метафора (черти гнездились), эпитет (смешная потеря). Возможны и ответы: параллелизм, лексический повтор, но антитеза должна быть указана обязательно. |
10 | Дети должны указать противоречия героя, в названии использовать антонимы |
11* | Смысл словосочетания «Дар поэта» дети должны раскрыть с опорой на лирический текст, отразив в своём определении высокую миссию поэта - нести истину сквозь все тернии, мучаясь и страдая |