Стартовая диагностическая работа по русскому языку.

0
0
Материал опубликован 13 October в группе

Ирина Петровна Воронина, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 11» имени младшего лейтенанта полиции Е.А. Никулина, г. Оренбург

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Пояснительная записка

п.п.

АСПЕКТ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1

Учебный предмет

Русский язык

2

Класс

10

3

Цель работы

Определение стартового уровня обучающихся для последующей корректировки знаний по предмету; развитие навыков анализа лирического текста и читательской грамотности; воспитание любви к отечественной поэзии

4

Описание работы

Работа по русскому языку для 10 класса состоит из 10 основных заданий и 1 дополнительного, выполняющегося по желанию ученика, но позволяющего определить, насколько хорошо ученик понял многократно прочитанный им текст.

Задания с 1 по 10 проверяют усвоение материала по основным разделам русского языка за курс с 5 по 9 классы. Задания ориентированы на предметную область «Русский язык и литература» и отражают интегрированный подход к преподаванию филологических дисциплин. Задание 11 ориентировано на высокомотивированных детей, могущих на отличном от других (профильном) уровне анализировать поэтический текст.

Основные знания, проверяемые при помощи работы

Основные разделы науки о языке.

Язык и культура.

Комплексный лингвистический анализ текста.

Совершенствование орфографических умений и навыков.

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

Стилистические ресурсы языка.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

КОДИФИКАТОР РАБОТЫ:

Код раздела


Код контролируемого элемента


Элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ


1

1.2

Фонетический анализ слова

2

2.2

Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.5

Лексический анализ

3

3.2

Морфемный анализ слова

4

4.3

Морфологический анализ слова

5

5.1

Словосочетание

5.8

Сложное предложение

6

6.6

Правописание чередующихся корней/ Правописание приставок

7

7.16

Двоеточие в БСП / Запятые при обособленных членах предложения

8

8.5

Анализ текста

10

10.5

Анализ средств выразительности

11

-

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров



5

Критерии оценивания

За каждый правильный ответ - ставится 1 балл

Максимум баллов за работу: 10

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

ОЦЕНКА

5-6

3 (удовлетворительно)

7-8

4 (хорошо)

9-10

5 (отлично)



6

Время

30 минут

7

Форма

Комплексный анализ текста

Содержание диагностической работы

Прочитайте поэтический текст. Выполните задания.


Сергей Александрович Есенин

***

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и весёлый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далёкие дали!
Всё сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нём печать.
Розу белую с чёрною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

1923 г.


Задания по тексту.

1. Фонетический анализ.

Укажите, сколько в первых двух строфах слов, включая повторяющиеся слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.

2. Лексический анализ.

А) Найдите в стихотворении однокоренное слово к слову «смерть», являющееся есенинским неологизмом и обозначающее окружающую рутину, жизнь, которая затягивает человека, как в болото, и губит всё лучшее, что в нём есть. Выпишите его.

Б) Найдите в тексте пять антонимических пар (в том числе контекстуальные антонимы). Выпишите их.

3. Морфемный анализ.

Укажите количество морфем (включая основу) в слове отправляясь.

4. Морфологический анализ.

Укажите количество слов категории состояния в тексте.

5. Синтаксический анализ (словосочетание).

Выпишите из текста по одному словосочетанию, построенному по модели согласования, управления, примыкания.

6. Синтаксический анализ (предложение).

Укажите количество СПП в тексте С.А. Есенина. Обозначьте доминирующий тип СПП (изъяснительное, определительное, обстоятельственное).

7. Орфографический анализ.

Выпишите из текста в последовательности, соответствующей тексту, четыре слова с чередующейся гласной в корне.

8. Пунктуационный анализ.

Укажите причину постановки двоеточия в первой строке стихотворения.

9. Анализ средств выразительности.

Назовите три наиболее важных для понимания смысла текста изобразительно-выразительных средства, использующихся в стихотворении. Приведите примеры.

10. Концептуальный анализ.

Дайте название поэтической миниатюре, учитывая всю эмоциональную палитру взаимоотношений лирического героя с миром. Через 5 определений охарактеризуйте главного героя текста.

11*. Креативный анализ.

А как бы Вы охарактеризовали дар поэта? Дайте определение этому понятию, учитывая философский смысл стихотворения С.А. Есенина.





КЛЮЧ

задания по порядку

Ответ

1

10

2

А) мреть; Б) верил - не верю; роза - жаба; ласкать - карябать; белую - чёрную; черти - ангелы и др.

3

6

4

2

5

весёлый свист (согласование); стыдно мне (управление), не верю теперь (примыкание). Возможны и другие варианты ответов

6

6, изъяснительное

7

сжигает, гореть, положили, умирать

8

БСП (вторая часть поясняет первую)

9

антитеза (черти - ангелы), метафора (черти гнездились), эпитет (смешная потеря). Возможны и ответы: параллелизм, лексический повтор, но антитеза должна быть указана обязательно.

10

Дети должны указать противоречия героя, в названии использовать антонимы

11*

Смысл словосочетания «Дар поэта» дети должны раскрыть с опорой на лирический текст, отразив в своём определении высокую миссию поэта - нести истину сквозь все тернии, мучаясь и страдая



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.