Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
В последнее время все больше и больше выпускников выбирают английский язык для сдачи единого государственного экзамена. В связи с тем, что в социокультурном контексте изучения иностранных языков произошли определенные изменения, изменилась и форма итоговой аттестации по английскому языку. Теперь она призвана установить соответствие между реальным уровнем сформированности у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями современных образовательных стандартов. Контрольные измерительные материалы по иностранным языкам носят деятельностный характер. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком.
Система подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку, помимо обучения языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя аспекты информационного характера, которые должны отражать специфику учебного предмета и включать в себя:
1) информирование об особенностях процедуры ЕГЭ по иностранным языкам;
2) ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом (письмо);
3) ознакомление с критериями оценивания заданий;
4) информирование о возможных вариантах подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Неоценимую поддержку при подготовке к ЕГЭ может оказать Интернет, где имеется большой объем материалов как уже разработанных учебных, так и не учебных. Интернет-ресурсы помогают индивидуализировать и дифференцировать изучаемый материал с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и соответственно адаптировать уровень сложности изучаемого материала для конкретной группы обучающихся и для конкретных учеников.
Можно выделить следующие важные этапы подготовки учащихся, сдающих ЕГЭ по английскому языку с использованием Интернет-ресурсов:
1) Ознакомить с процедурой проведения ЕГЭ. Для этого провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений; кодификаторы элементов содержания для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ. Эти материалы доступны на официальных образовательных сайтах www.ege.edu.ru, http://www.fipi.ru/, ege21.ru
2) Следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов.
3) Ознакомить учащихся с аналитическими отчетами по результатам ЕГЭ за предыдущий год и анализировать типичные ошибки при выполнении заданий.
4) Определить уровень языковой компетенции учащихся с целью выявления наиболее проблемных видов речевой деятельности.
5) Выполнять тренировочные тесты по отдельным разделам (аудирование, чтение, письмо, лексико-грамматический раздел), соблюдая временный регламент.
6) Провести пробное тестирование в режиме реального времени.
7) Анализировать свои ошибки.
На данный момент в Интернете имеется огромное количество сайтов с пробными вариантами ЕГЭ. Широкое распространение среди старшеклассников имеют такие сайты, как http://ege.yandex.ru/, http://4ege.ru, http://www.alleng.ru, http://www.macmillan.ru/eg/, www.english.language.ru/ege/index.html, http://www.egetestonline.ru, reshuege.ru и так далее.
Интернет-ресурсы могут быть использованы и для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. В частности, специально созданы образовательные сайты, содержащие справочные материалы, видео-уроки, онлайн словари и онлайн тесты, где учащиеся могут самостоятельно проверить свои знания и оценить уровень подготовки.
Актуальным также является использование в сети Интернет семинаров, вебинаров, где можно найти решение на интересующие вопросы; платных дистанционных подготовительных курсов, где можно заниматься с преподавателями России, не выходя из дома. Например, Центр онлайн обучения (100ege.ru/), платформа Edx (edx.org/course/uc-berkeleyx/uc-berkeleyx-colwri2-3x-principles-1535).
Огромную помощь в обогащении своего словарного запаса и тренировке слуха можно получить на таких информационных сайтах, как bbc.co.uk/, ccn.com/WORLD/, voanews.com/, где представлены последние новости, интересные статьи по разным направлениям жизнедеятельности людей со всего мира. Информацию, полученную на этих сайтах, также можно использовать и при написании эссе по актуальным проблемам.
Эффективным способом развития мотивации и повышения интереса старшеклассников к выполнению заданий ЕГЭ являются дистанционные конкурсы. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. В настоящий момент существует огромное количество различных центров и организаций, которые занимаются проведением предметных олимпиад, творческих конкурсов. Нужно выбирать такие конкурсы, которые содержат задания в формате ЕГЭ.
В настоящее время все большую популярность среди школьников имеют социальные сети. Например, интересные статьи, ссылки и новости можно найти на таких сайтах, как englishbaby.com/, learnathome.ru, edu-ststion.ru/, babble.com, italki.com/ и так далее. Среди старшеклассников также популярны группы в сетях «Вконтакте» (vk.com/club44834403) и «Facebook» (facebook.com/Yanglish.ru, facebook.com/iyazyki), где можно обмениваться новостями и своими знаниями, информацией.
Таким образом, использование сети Интернет для подготовки к ЕГЭ выгодно отличается от традиционных учебников. Во-первых, Интернет позволяет отработать необходимые навыки, учащийся сразу же получает возможность увидеть свой результат. Во-вторых, использование интернет ресурсов позволяет заинтересовать учащихся, интенсифицировать деятельность учителя и школьника и, как следствие, повысить качество оценок на экзамене.