Статья «Личностно-ориентированный подход при подготовке к ЕГЭ»
Современные концептуальные положения, на которые опирается учитель-словесник, требуют от него усиления концептуальной направленности в преподавании русского языка. Что предполагает коммуникативный подход в обучении русскому языку в старших классах? Прежде всего – усиление практической направленности и индивидуального подхода. Берем за основу положение о том, что любые теоретические сведения, предъявляемые учащемуся, должны иметь практический выход и быть понятным каждому. К тому же усвоение практического учебного материала не только направленно на решение учеником конкретных задач, но и осуществляется именно в ходе практической и индивидуальной деятельности. Наконец, необходимо напомнить, что конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в ее устной и письменной форме. Что предполагает понятие свободы? Прежде всего, адекватные ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание, построенное с учетом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой владение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого.
Цель педагога-словесника «хочу научить» соединяется с целью школьника «хочу научиться». Важна комфортная психологическая атмосфера на уроке: доброжелательность, моральная поддержка, эмоциональный контакт с аудиторией. Старшеклассники требуют к себе особого внимания, уважения к личности, внутреннему миру. Учитель не только учит предмет, но и формирует определенный уровень человеческих отношений. Следовательно, на первый план выходит умение взаимодействовать с другим человеком, то есть общения. Общение предполагает свободное владение речью. Круг замкнулся. Как уже говорилось выше, овладение коммуникативными навыками становится важнейшим мотивационным фактором в обучении русскому языку.
Одно из основных направлений деятельности школьников на уроках русского языка в старших классах общеобразовательных учреждений – совершенствование навыков связной монологической речи. Речевая подготовка учащихся может идти в нескольких направлениях, и в каждом из них предполагается индивидуальный подход:
а) обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
б) обучение устному монологическому высказыванию на свободную тему;
в) обучение диалогической речи;
требуется напомнить учащимся о единых требованиях к ответу: ответ должен быть полным, доказательным, логичным, включать в себя вступление, основную часть и заключение.
Существенную помощь может оказать составление ( индивидуально ) планов, опорных конспектов. Грамотно построенное высказывание обладает логической завершенностью, то есть предполагает возможность вывода как после отдельных смысловых фрагментов, так и после всего высказывания. Внимание учителя к оформлению ответа учащегося является самоцелью, в работе над четко структурированным учебным материалом на лингвистическую тему учащиеся должны уметь выделять отдельные элементы текста, выделять главные мысли высказывания, находить существенное и менее значимое, очень важно, что бы школьники четко усвоили, что в основе любой речи лежит мысль. Работа над лингвистическом учебным материалом служит средством обработки целого комплекса, необходимых для качественной подготовки учащихся к освоению любой информации, оформленной в виде текста, поэтому меняются принципиальные подходы к работе над учебным материалом.
Ход урока может быть традиционным, после организационной части переходим к мотивационной, особо выделяя ее значимость (форсирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, главное – подготовка к ЕГЭ) Следующий этап урока – проверка домашнего задания. Здесь возможны индивидуальные задания: проверка теории, проверка качества выполнения упражнения. Самостоятельная работа по предыдущему материалу и тому подобное.
На этапе изучения нового материала больше внимания уделяется работе с учебником. Но одного чтения теории мало. Учащееся должны выделить главное, структурировать материал, готовить опорные конспекты.
Для индивидуальной работы хорошо подходит этап первичного закрепления материала, значение носит как репродуктивный, так и творческий характер. Дифференцирование задания по вариантам включают аналитические задания на грамматические разборы: комплексные упражнения (с учетом индивидуальных особенностей). Выполнение сопровождается графическим комментарием, обязательным устным объяснением выполненной работы.
Завершает этап тренировочных упражнений самостоятельная работа.