Дидактический материал для организации самостоятельной работы учащихся при подготовке к ЕГЭ по литературе

3
4
Материал опубликован 16 November 2021 в группе

Дидактический материал

для организации самостоятельной работы

учащихся при подготовке к ЕГЭ по литературе


Пояснительная записка

Данная работа представляет собой сборник дидактических материалов (карточек-заданий, предназначенных для подготовки учащихся к единому государственному экзамену по литературе).

Материал предназначен для учащихся, которые планируют сдавать ЕГЭ по литературе, учителям школ.

При работе с текстом формируются обязательные умения учащихся:

- умение анализировать фрагменты эпических, драматических, лирических произведений;

- умение строить развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении;

- определять виды и функции различных изобразительных средств.


Блок 1. Пейзаж - композиционный прием, основанный на изображении природы

                                                   Карточка 1

Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.

Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

способствует созданию образа лирического героя;

способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера;

выступает средством создания местного колорита:

является фоном, непосредственно связанным с местом и действием;

несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей;

является источником философских рассуждений писателя;

является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

служит средством характеристики социальных условий жизни;

может приобретать символическое значение;

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега. Обитатели пригородного морского курорта - большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане,- поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным, сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков. Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

А. Куприн «Гранатовый браслет»

Какую функцию выполняет пейзаж в приведенном фрагменте? Что символизирует смена пасмурной погоды на солнечную погоду?


Карточка 2

Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.

Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

способствует созданию образа лирического героя;
способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера;
выступает средством создания местного колорита:
является фоном, непосредственно связанным с местом и действием;
несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей;
является источником философских рассуждений писателя;
является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
служит средством характеристики социальных условий жизни;
может приобретать символическое значение;

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Какую функцию выполняет пейзаж в приведенном фрагменте? Различаются ли пейзажи деревни и города?

Карточка 3

Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.

Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

способствует созданию образа лирического героя;
способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера;
выступает средством создания местного колорита:
является фоном, непосредственно связанным с местом и действием;
несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей;
является источником философских рассуждений писателя;
является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
служит средством характеристики социальных условий жизни;
может приобретать символическое значение;

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

Огонь рыбачий. В поле чистом,

Луны при свете серебристом,

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.

Шла, шла. И вдруг перед собою

С холма господский видит дом,

Селенье, рощу под холмом

И сад над светлою рекою.

Она глядит – и сердце в ней

Забилось чаще и сильней.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

С помощью каких изобразительных средств создан этот пейзаж?

Как пространство созданного пейзажа соотносится с чувствами и переживаниями героини?



Карточка 4

Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.

Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:

способствует созданию образа лирического героя;

способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера;

выступает средством создания местного колорита:

является фоном, непосредственно связанным с местом и действием;

несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей;

является источником философских рассуждений писателя;

является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

служит средством характеристики социальных условий жизни;

может приобретать символическое значение;

Разговор этим кончился и мы продолжали молча идти друг подле друга. На вершине горы нашли мы снег. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже не так круто. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха. Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они вмиг разбежались.

Ведь этакий народ! – сказал он, – и хлеба по-русски назвать не умеет, а выучил: «Офицер, дай на водку!» Уж татары по мне лучше: те хоть непьющие…

До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Можно ли согласиться, что пейзаж несет в себе психологическую характеристику, подчеркивает эмоциональное состояние персонажей?

Блок 2. Интерьер

Интерьер — композиционный прием, основанный на описании внутреннего вида помещений.


Карточка 1

Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:

для характеристики героев;
играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;
играет роль косвенной характеристики героев;
даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях;
несет в себе психологическую функцию;
помогает воссоздать историческую обстановку

В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.

Н.В Гоголь «Мертвые души»

Какую функцию выполняет интерьер в приведенном фрагменте? Помогает ли он сделать выводы о характере Манилова?


Карточка 2

Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:

-для характеристики героев;
-играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского -замысла;
-играет роль косвенной характеристики героев;
-даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях;
-несет в себе психологическую функцию;
-помогает воссоздать историческую обстановку;

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол по огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, - все это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом.

Н.В Гоголь «Тарас Бульба»

Какую роль в приведенном фрагменте играет интерьер?

Карточка 3

Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:

-для характеристики героев;
-играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;
-играет роль косвенной характеристики героев;
-даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях;
-несет в себе психологическую функцию;
-помогает воссоздать историческую обстановку;

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью, зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце, на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями, но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели, видно, что их бросили давно, нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

И.А. Гончаров «Обломов»

Какую функцию выполняет интерьер в приведенном фрагменте?


Карточка 4

Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:

для характеристики героев;
играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;
играет роль косвенной характеристики героев;
даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях;
несет в себе психологическую функцию;
помогает воссоздать историческую обстановку;

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил,

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Как интерьер кабинета характеризует дядюшку Онегина?

Блок 3. Портрет

Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении.

Карточка 1

С помощью портрета автор может:

показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;

продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;

описать мировоззрение человека;

раскрыть внутренний конфликт героя;

продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;

передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя;

выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;

показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;

Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Зачем автор так подробно останавливается на описании второстепенного персонажа?


Карточка 2

С помощью портрета автор может:

показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;

продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;

описать мировоззрение человека;

раскрыть внутренний конфликт героя;

продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;

передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя;

выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;

показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки, но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души, а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга, но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

И.А. Гончаров «Обломов»

Можно ли согласиться с тем, что портрет в приведенном фрагменте помогает понять отношение автора к своему герою? Докажите.


Карточка 3

С помощью портрета автор может:

показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;

продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;

описать мировоззрение человека;

раскрыть внутренний конфликт героя;

продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;

передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя;

выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;

показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его.

Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

Как портрет помогает продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми?


Карточка 4

С помощью портрета автор может:

показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;

продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;

описать мировоззрение человека;

раскрыть внутренний конфликт героя;

продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;

передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя;

выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;

показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;

Он был среднего роста, стройный стан его и широкие плечи говорили о крепком сложении, способном переносить трудности строевой жизни. Пыльный бархатный сюртучок, застегнутый на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистую рубашку; его запачканные дорогие перчатки казались на заказ сшитыми по тонкой аристократической руке. Его походка была небрежна и ленива, и он не размахивал руками (признак скрытности характера)… С первого взгляда я дал бы ему года 23, но посмотрев внимательно, я готов был дать ему лет 30… Несмотря на светлые волосы, усы и брови у него были черные (признак породы в человеке). Карие глаза его не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или постоянной грусти. Блеск их в минуты гнева был подобен блеску стали – ослепительный, но холодный. Спокойный и равнодушный взгляд оставлял неприятное впечатление…Он был весьма недурен и имел наружность, которые особенно нравятся женщинам светским.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Как портрет помогает понять характер Печорина?

Блок 4. Деталь

Деталь — значимая подробность в художественном произведении

Карточка 1

С помощью детали автор может:

подчёркивать психологическое состояние героя;

характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира;

создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение;

подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности;

способствовать раскрытию системы образов произведения;


Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.


Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!


Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»


Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.


«Песня последней встречи» А.А. Ахматова

Можно ли согласиться, что такая деталь, как перчатка с левой руки, является психологической, отражающей состояние внутреннего мира героя?



Карточка 2

С помощью детали автор может:

подчёркивать психологическое состояние героя;

характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира;

создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение;

подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности;

способствовать раскрытию системы образов произведения;

Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читал у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.

Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, — все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:

Дружно... живите. Но как жить? Как же жить?

М. Булгаков «Белая гвардия»

Какую роль играет «содружество людей и вещей»?


Карточка 2

С помощью детали автор может:

подчёркивать психологическое состояние героя;

характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира;

создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение;

подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности;

способствовать раскрытию системы образов произведения;

В ворота гостиницы губернского города Н въехала рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки, штабс-капитаны и помещики, имеющие около сотни душ крестьян. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, не стар, однако и не слишком молод…

Когда экипаж въехал во двор, господин был встречен трактирным слугою, таким вертлявым, что нельзя было рассмотреть, какое у него лицо. Он проводил господина вверх по деревянной лестнице и показал его номер. Номер был известного рода: за два рубля в сутки комната с тараканами, выглядывающими из углов, как чернослив, и с любопытным не в меру соседом, интересующимся знать о всех подробностях проезжающего…

Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: потертый чемодан из белой кожи и небольшой ларчик красного дерева с инкрустацией из карельской березы, сапоги и завернутая в бумагу жареная курица.

Н.В Гоголь «Мертвые души»

Деталь – ларчик, принадлежавший Чичикову, Гоголь упоминает несколько раз, обращая на него внимание читателя. Какова роль этой детали для раскрытия образа главного героя?

Карточка 3

С помощью детали автор может:

подчёркивать психологическое состояние героя;

характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира;

создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение;

подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности;

способствовать раскрытию системы образов произведения;


На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Какую роль играет пейзажная деталь в приведенном отрывке?

Карточка 4

С помощью детали автор может:

подчёркивать психологическое состояние героя;

характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира;

создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение;

подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности;

способствовать раскрытию системы образов произведения;

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок, тело не чувствует его на себе, он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

И.А. Гончаров «Обломов»

Деталь – халат, принадлежавший Обломову, упоминается на протяжении всего романа. Какую роль играет эта деталь в раскрытия образа главного героя?

Блок 5. Ремарка

Ремарка — это авторское замечание, пояснение, сноска в драматическом произведении

Карточка 1

В ремарке могут быть отражены:

авторская позиция;

психологическое состояние героев;

Цель ремарки:

обрисовать обстановку, в которой происходит действие;

указать место действия, прошлое персонажей, их жесты и мимику;

дать физический или психологический портрет действующего лица;


Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив…

Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

Какую роль в приведенном фрагменте играет ремарка?

Карточка 2

В ремарке могут быть отражены:

авторская позиция;

психологическое состояние героев;

Цель ремарки:

обрисовать обстановку, в которой происходит действие;

указать место действия, прошлое персонажей, их жесты и мимику;

дать физический или психологический портрет действующего лица;


Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода….

Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

Какую роль в приведенном фрагменте играет ремарка?

                                                Блок 6. Композиция

Композиция в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении.

Карточка 1

Кольцевая композиция

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Александр Блок

Какую роль в стихотворении играет кольцевая композиция?


Карточка 2

                                               Зеркальная композиция

Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста.


Был примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…

Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти… праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…» Одна у него радость была – земля эта… И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого… с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками… Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!.. Человек – не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет… Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… свoлочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удaвился!..

****

Бубнов. Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я – выпил и – рад! Зоб!.. Затягивай… любимую! Запою… заплачу!..

Кривой Зоб (запевает). Со-олнце всходит и захо-оди-ит…

Бубнов (подхватывая). Аа в тюрьме моей темноо!

Дверь быстро отворяется.

Барон (стоя на пороге, кричит). Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!

Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.

Сатин (негромко). Эх… испортил песню… дур-рак!

М. Горький «На дне»

Какую роль играет зеркальная композиция в пьесе «На дне»?

Блок 7. Речевая характеристика героя

Карточка 1

Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.


Гжа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Гжа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

***

Гжа Простакова. Ты ж еще, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек.

(К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)

Д.И. Фонвизин «Неоросль»

Как героиню характеризует ее речь?


Карточка 2

Внутренняя речь (внутренний монолог, внутренняя реплика) – способ воссоздания духовной жизни персонажей в эпических произведениях. Внутренняя речь передает размышления, движение чувств и переживаний героя.

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушку поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!» -

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых…

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Как характеризует Онегина внутренний монолог?


Карточка 3

Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.


Да, — примолвил Манилов, — уж она, бывало, все спрашивает меня: «Да что же твой приятель не едет?» — «Погоди, душенька, приедет». А вот вы наконец и удостоили нас своим посещением. Уж такое, право, доставили наслаждение… майский день… именины сердца…

Чичиков, услышавши, что дело уже дошло до именин сердца, несколько даже смутился и отвечал скромно, что ни громкого имени не имеет, ни даже ранга заметного.

А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? — сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза.

Очень, очень достойный человек, — отвечал Чичиков.

Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек?

Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов; очень, очень достойный человек.

Ну, а какого вы мнения о жене полицеймейстера? — прибавила Манилова. — Не правда ли, прелюбезная женщина?

Н.В. Гоголь «Мертвые души»


Как с помощью речи Гоголю удается раскрыть слащавость Манилова?

Блок 8. Символ

(«условный язык, знак, опознавательная примета)


Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии или общности предметов и явлений жизни. Символ допускает различные трактовки и не имеет прямолинейного значения, сохраняя эмоциональные ассоциации с широким кругом значений. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

Карточка 1

Символ - это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.


И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Проложены через поток;

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полдна,

Остановилася она.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Каково, по-вашему, значение символов снега, мглы, потока, мостков?


Карточка 2

Символ - это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.


Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой

М. Лермонтов «Парус»


Символом чего является парус?

Карточка 3

Символ - это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

***

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся…

А. Блок «Двенадцать»

Символом чего в поэме является ветер?

Карточка 4

Символ - это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.


"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

Н.В. Гоголь "Мертвые души"

В каком символическом значении употребляется здесь слово «дорога»?

Блок 9. Психологизм

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Карточка 1

Открытый психологизм — включение автором речи персонажа (монологи, внутренние монологи), его чувств и переживаний, посредством возникающих перед ним образов.

Открытый психологизм передается через:

внутренний монолог;

диалог с самим собой;

поток сознания, сон;

самоанализ;

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Какую роль в приведенном фрагменте играет психологизм?

Карточка 1

Открытый психологизм — включение автором речи персонажа (монологи, внутренние монологи), его чувств и переживаний, посредством возникающих перед ним образов.

Открытый психологизм передается через:

внутренний монолог;

диалог с самим собой;

поток сознания, сон;

самоанализ;

Я за то глубоко презираю себя,

Что живу — день за днем бесполезно губя;

Что я, силы своей не пытав ни на чем,

Осудил сам себя беспощадным судом

И, лениво твердя: я ничтожен, я слаб! —

Добровольно всю жизнь пресмыкался как раб;

Что, доживши кой-как до тридцатой весны,

Не скопил я себе хоть богатой казны,

Чтоб глупцы у моих пресмыкалися ног,

Да и умник подчас позавидовать мог!

Я за то глубоко презираю себя,

Что потратил свой век, никого не любя,

Что любить я хочу… что люблю я весь мир,

А брожу дикарем — бесприютен и сир,

И что злоба во мне и сильна и дика,

А хватаясь за нож — замирает рука!

Николай Некрасов

Какую роль в приведенном фрагменте играет психологизм?

Карточка 3

Неявный психологизм передается через:

детали быта, жилья, одежды;

портретную характеристику;

речь, мимику, жесты, походку;

пейзаж;

организацию синтаксиса

По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из средств психологического анализа.

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Как встреча с дубом помогает герою переосмыслить, пересмотреть жизнь?


                                                            Карточка 4

Неявный психологизм передается через:

детали быта, жилья, одежды;

портретную характеристику;

речь, мимику, жесты, походку;

Пассажиров было много, пароход – знаменитая «Атлантида» – был похож на громадный отель со всеми удобствами, – с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, – и жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам еще в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зеленой водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в мраморные ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффль-борд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда лонгшезами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задремывая.

По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке как бы огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире, с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену – ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в мраморной двусветной зале, устланной бархатными коврами, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как какой-нибудь лорд-мэр

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Символом чего в рассказе является пароход «Атлантида»?
























































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Дания Рашитовна, достойный материал!

17 November 2021

Спасибо Вам.

17 November 2021

Благодарю за карточки,Дания Рашитовна! Потренируемся!

7 January 2022

Надеюсь, пригодится.

28 February 2022