12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
2

Статья «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь…»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 8 Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                  Статья «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь…»

                                      (О девиантном поведении учащихся)

Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8

Федяева Татьяна Геннадьевна

 

Цель:

показать методы и приёмы работы с учащимися, имеющими девиантное поведение.

Задачи:

- выявление нарушений поведения учащихся;

- определение психологических факторов трудновоспитуемости учащихся

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится»

                                                                                                    Ч. Айтматов

Уже ни для кого не секрет, что в нашей стране возросла численность подростков с девиантным поведением. Цель жизни ребят - материальное благополучие любыми средствами, любой ценой. К нашей общей беде, такая позиция всё больше приобретает грозные формы. Они –то и провоцируют девиантное поведение ребят.

Девиантное поведение (лат. Deviatio – «уклонение») – это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, сложившимся в обществе нормам.

Девиантное поведение делится на две группы:

1. Отклонение от норм психического здоровья ( наличие явной или скрытной психопатологии).

2.Отклонение от морально-нравственных норм человеческого общежития и

проявляющееся в различных формах социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция, преступность).

К сожалению, кризис нашего общества пагубно сказывается на системе российского образования, на воспитании и обучении подрастающего поколения.

Проблема «трудных» учащихся существовала всегда, но в последнее время приобрела масштаб стихийного бедствия. «Трудные дети» раздражают родителей, учителей, окружающих, но мы не всегда задумываемся, что влияет на таких подростков уровень и стиль жизни, психологический климат, личности родителей, характер взаимоотношений в семье.

В своей работе, мы так или иначе, сталкиваемся с учащимися, имеющими девиантное поведение. Чтобы их направить в нужное русло, необходимо иметь терпение и еще раз терпение. Отношение к таким детям должно быть особенно тонкое, тактичное и гибкое. К сожалению, получается это не всегда.

Главная задача учителя: создать условия, которые компенсируют ребенку нехватку внимания в семье, в школе, в другом месте нашего социума. Мы должны вернуть обществу полноценного, здорового человека.

Помнить нужно следующее: мы устраняем причину проблемы, а не её последствия. Главным способом преодоления этой трудности является

Индивидуальный подход. Успех и дальнейшая судьба ученика во многом завит от того, насколько мы осведомлены о характере поведения нашего подопечного (помощь в образовании, трудоустройство, наблюдение за дальнейшей судьбой).

Учительская функция (сигнальная) состоит в том, что мы, прежде всего, должны обратиться к психологу с запросом на диагностику, профилактику и коррекцию ученика с девиантным поведением.

Разрабатываем программы профилактической, коррекционной, индивидуальной работы и реализуем эти программы. Проведение профилактической работы должно быть всегда совместно с психологом.

Я собираю в начале года данные об ученике, чтобы побольше узнать о нём, отслеживаю динамику развития, проявления характера, круг интересов. В течение года наблюдаю, как изменился ученик, выясняю некоторые проблемы. Так и строится коррекционная работа, целью которой является формирование положительного, нравственного поведения ученика в обществе.

Провожу мероприятия: беседы, лекции, тренинги, индивидуальные консультации, круглые столы, тематические классные часы с игровыми моментами, терапии-сказки, терапии-притчи, психологический театр, диспуты). Они объединяют учеников, а мне дают возможность понять ребят шире и глубже.

Помним об индивидуальном подходе: одних учеников проще вовлечь в групповую работу, другие лучше проявляют себя в одиночку.

Одной из форм работы с такими ребятами является совет профилактики.

Известен метод Г.И. Щукина, который направлен на достижение единства сознания и поведения ученика. Приемы, которые я взяла на вооружение:

Дискуссия: «Как повысить самооценку»? Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются (самообразование, развитие талантов, способностей, успех в каком-то деле; «напрашиваемся на комплимент», стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного. После дискуссии - комплименты.

Игра «Модель моего образа». Создаём несколько образов "Я". Осознаём свои силы. Рисуем, вырезаем из бумаги модель образа "Я". Обсуждение. Каждый называет фигуру и рассказывает о ней. Создаём материальный образ «Я в будущем». Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе.

«Мозговой штурм» (ситуации, когда трудно неагрессивно настаивать на своем):

- сказать "нет" другу;

- выразить мнение, не совпадающее с мнением другого;

- попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении;

- сказать человеку, что в нем есть что-то, что вас раздражает;

- высказать претензии;

- сказать другому человеку, что он поступил нечестно.

Выводы. Реагировать способами:

- быть пассивным, не реагировать (пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации, предоставление активности другому человеку);

- агрессивное поведение (атака на другого человека, чрезмерное реагирование);

- неагрессивное настаивание на своём (умение постоять за свои права, честно и открыто выразить свою точку зрения, отношение и быть ответственным за свое поведение).

Так формируется единство сознательной и поведенческой деятельности ученика через мотивацию: «Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь». Марк Твен.

Упражнение «Моё Я»

Цель: подготовка учеников к работе, создание комфортной атмосферы, хорошего настроения. Учитель раздает каждому лист бумаги А4, на котором нужно написать своё имя и нарисовать собственный образ (символ, любой предмет ).

Ученики выполнили задание, далее предлагает каждому назвать своё имя и представить собственный образ. Рисунки прикрепляются на доску. Так создается «галерея портретов» «МОЁ Я».

Упражнение «Согласен с правилами»

Цель: принятие правил работы в группе. Ученики читают слова на плакате и принимают правила работы группы:

- быть активным;

- обращаться друг к другу по имени;

- не критиковать;

- правило поднятой руки;

- быть откровенным;

- не оценивать друг друга;

- принцип «здесь и теперь»;

- принцип «конфиденциальности»;

- строго соблюдать правила.

Упражнение «Ожидание от урока»

Цель: определение ожиданий ученика от урока.

На доску прикрепляется рисунок (любой), стикеры лежат на столах. Учитель предлагает подумать, что ребята ожидают от урока и написать на стикерах. Прочитать написанное и приклеить их рисунку-символу.

Притча «Всё в твоих руках»

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках».

Вопросы: Как вы думаете, что имел ввиду мудрец? Это то, ради чего живет человек, знание о том, как побороть себя. Мудрец ответил: «Всё в твоих руках». Смысл этой фразы таков - любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творит собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями.

Инструкция: Каждому из Вас предлагается на листе бумаги нарисовать солнце и написать на лучах 5 положительных черт характера, которые ВАМ необходимы для будущего.

Упражнение «Баба Яга»

Цель: научить объективно оценивать свои качества; осознать собственные слабые стороны, сформировать адекватную самооценку. Каждый получает модель-рисунок бабы Яги, на котором записывает свои «минусы» - отрицательные качества и зачитывает написанное вслух.

Обсуждение:

- Какие трудности возникли?

- Что труднее и почему?

Инструкция: научитесь принимать свои недостатки. Признайте, что они- ответ на потребность, и вы ищете позитивный способ удовлетворить эту потребность. С радостью попрощайтесь с негативным поведением. Сумейте преодолеть свои недостатки с помощью сердца, способного растопить все негативное.

Упражнение "Ты – мне, я - тебе"

Цель: развитие навыков самоанализа.

Учитель дает лист бумаги А4 и предлагает условно разделить его на две части.

На одной нарисовать то, что ученик дает людям, а на другой – что получает от них.

Упражнение «Комплимент»

Цель: повышение самооценки, осознания своих положительных черт. Комплимент-это любезное выражение с похвалой.

Обсуждение:

- Кому было трудно сказать товарищу комплимент?

- Кому было приятно слышать хорошие слова в свой адрес?

Рефлексия "У природы нет плохой погоды"

Каждый рассказывает об эмоциональном состоянии на уроке языком «прогноза погоды». Какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Облачно?

Источники:

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н.Н. Платоновой. - СПб: Речь, 2004. - 336 с.

2.Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

3..Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я.И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 520 с.

4.Жигинас Н.В. Проблема агрессивности девиантных подростков / Н.В. Жигинас, М.М. Аксёнов // Вестник ТГПУ. - №1. - 2005. - С. 77-82.

5.Ивлева Л.В. «Трудные» ребята: в поисках себя / Л.В. Ивлева // Учитель. - 2002. - №4. - С. 59-61.

6.Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика девиантного поведения у подростков / С.А. Кулаков. - СПб.: Гардарика, 2003. - 470 с.

7.Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Вопросы психологии. - №11. - 2001. - С. 14-15.

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.