Статья «Готовность педагога к формированию функциональной грамотности у обучающихся»

0
0
Материал опубликован 29 October 2021

 

Вопросы развития профессиональной компетенции педагогов являются актуальными во все времена. Это связано с той важной воспитательной миссией, которую накладывает общество на учителей. Современному социуму нужны конкурентоспособные, мобильные, активные люди, готовые к саморазвитию и повышению уровня собственного профессионализма.

 

Под функциональной грамотностью понимается возможность адаптации человека к факторам внешней среды и способность взаимодействовать с ней. Закладывание основ происходит в начальной школе, так как именно в этом возрасте происходит активное овладение основными видами речевой деятельности. Ребёнок учится говорить, слушать и читать.

 

Для того, чтобы подготовить самостоятельную, гармонично функционирующую личность, педагог должен сам обладать рядом качеств. Среди них можно выделить:
 

целеустремлённость;

активность;

трудолюбие;

артистизм;

наблюдательность.

 

Отдельным пунктом необходимо отметить способность педагога к эмпатии. Это означает умение сопереживать, чувствовать душевное и психическое состояние детей. В данном аспекте важную роль играет общий культурный уровень учителя, позволяющий выстроить такие отношения с учащимися, которые будут отличаться высоким уровнем социального взаимодействия.

 

Педагог должен осознавать необходимость формирования у детей функциональной грамотности и актуальность этого вопроса. При этом квалификация и уровень подготовки учителя должны позволять использовать с максимальной эффективностью собственные когнитивные ресурсы и быть готовым к взаимодействию с детьми, а также анализировать проведённую работу.

 

В 20 веке понятие элементарной минимальной грамотности, под которой подразумевается наличие навыков чтения, письма, составления разного рода документов, расширилось за счёт включения новых, современных умений. На сегодняшний день человек должен обладать функциональной грамотностью, то есть навыками из компьютерной, экономической, политической, социологической и других областей. 

 

Формирование функциональных навыков у младших школьников является важной ступенью к развитию полноценной личности. Можно выделить несколько факторов, которые являются определяющими на данной стадии:
 

Учебные программы и стандарты, содержание обучения.

Методы и формы преподавания.

Диагностика – оценка работы учащихся.

Среда – положительное окружение и поддержка.

 

Родители и педагоги в начальной школе обучения выступают единым фронтом. Помощь и поддержка в этом возрасте способны оказать большое влияние на развитие ребёнка. Ученик должен чувствовать себя комфортно во взаимодействии с окружающими как в стенах школы, так и вне их. И задачей педагога является создание таких здоровых отношений.

 

Работая с младшими школьниками, педагог может использовать различные методы и средства, позволяющие провести занятие максимально эффективно в рамках поставленных целей. Это могут быть:
 

ИКТ

тесты

групповая работа

игры

творческие занятия

проекты

дифференцирование

работа онлайн и дистанционно

 

Критерием выбора форм и методов обучения становится целесообразность: занятие в первую очередь должно способствовать развитию мышления и познания у детей. Перед учителем начальных классов таким образом стоит задача заложить основы будущей активной деятельности ребёнка в средних и старших классах.

 

По мере взросления у ребёнка меняется тип мышления, приобретает абстрактно-логическую направленность. Основу для указанного процесса необходимо заложить в раннем возрасте, и поможет в этом привитие навыков работы с информацией, чтение книг, источников и умение выделять главное, отвечать на вопросы. Работа педагога младшего звена имеет комплексную направленность на решение развивающих задач.

 

Запросы современного общества и модернизация образовательных стандартов создают новые требования к подготовке профессиональных кадров. Образовательная система приходит к необходимости внедрения новых эффективных методов работы с подрастающим поколением, которые могут обеспечить всестороннее и гармоничное развитие детей.

 

 

Список используемой литературы:

 

Межина, А.В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А.В. Межина. – М.: Экон-Информ, 2013. – 139 с.

 

Виноградова, Н.Ф., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. и др.: Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 288 с.

 

Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.