Статья «Формирование функциональной грамотности обучающихся при работе с текстом»
Учитель МБОУ «СШ № 6» города Смоленска
«Учителю принадлежит самая важная роль в формировании будущего страны.
Из всех профессий профессия учителя- самая благородная,
самая трудная и самая важная.»
Ш.А. Амонашвили.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения одной из приоритетных целей называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
С развитием новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Детям сложно понимать незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате — потеря интереса к процессу познания.
Следовательно одной из приоритетных задач современной школы становится формирование у ребенка интереса к чтению, который подразумевает внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с текстом — то есть задавать правильные вопросы, пересказывать текст, составлять тесты на основе полученных знаний и жизненного опыта. Эти читательские умения являются составляющими функциональной грамотности личности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Рассмотрим составляющие функциональной грамотности : читательская грамотность , формирование которой провожу на уроках литературного чтения и орфографическую зоркость , формируемую на уроках русского языка.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Рассмотрим этапы формирования читательской грамотности в начальной школе.
Название этапа | Период реализации | Формируемые умения и навыки | Виды работ |
Подготовительный | 1 класс | Овладение техникой чтения, совершенствование навыка чтения, умение самостоятельно работать с книгой. | Для овладения техникой чтения на каждом уроке чтения 10-15 минут тренировочные упражнения из пяти последовательно выполняемых упражнений: 1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. 2.Чтение блоков слогов, слов, предложений. 3.Отработка дикции . 4.Развитие оперативной памяти( слуховые и зрительные диктанты, упр. «Фотограф», «Кто самый внимательный», чтение пирамидок слогов и слов) 5.Интонационная разминка. |
Начальный | 2 класс | Совершенствование читательской самостоятельности, формирование оптимальной скорости чтения | Виды заданий: -ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание; -подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом; -нахождение в тексте предложений, соответствующих иллюстрациям; -выявление основной мысли с помощью учителя и самостоятельно. |
Основной | 3 класс | Формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой читательский материал для расширения кругозора и пополнения своих знаний, формирование умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации. | Технологии продуктивного чтения До чтения текста ( просмотровое чтение) , предвосхищение текста . Применяется для создания мотива для чтения. Во время чтения текста ( изучающее чтение , в том числе диалог с автором, вычитывание подтекста) Для последующей интерпретации текста. После чтения текста( рефлексивное чтение).Для понимания авторского смысла и корректировки своей интерпретации. |
Заключительный | 4 класс | Формирование читательских предпочтений и интересов на основе полученных знаний о книгах и умения с ними работать, совершенствование умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации(словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях) | В устной или письменной форме сократить исходный текст ( план, тезисы, конспект) Развернуто или кратко передать его содержание. Создать оригинальный текст на основе текста источника (реферат). Составление карты сравнения персонажей в таблице. ( работа в группах) Прием интерактивного обучения «Феномен». В тексте м.б. выделены слова или понятия. Ученики, читая, текст, обращают на них внимание, фиксируют в сознании. Затем обращаются к словарям или справочникам для разъяснения значения. |
Этапы работы над текстом в начальной школе.
Период обучения | Умения обучающихся | Виды упражнений |
1 класс. | Обучающийся учится читать и понимать смысл прочитанного текста. | Фантазирование с опорой на иллюстрацию; придумай продолжение рассказа. Выборочное чтение Восстановление текста по фрагментам Определение авторского замысла, идеи произведения. Составление кроссвордов по тексту. Проведение викторин по произведениям. Составление ребусов, загадок. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока. |
2 класс. | Обучающийся учится работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам. | 1.Чтение произведения и определение его жанра. 2. Чтение и пометка непонятных слов. 3.Чтение и рисование рисунка к прочитанному, рисование обложки к рассказу, сказке. 4.Чтение по ролям. 5.Вычитывание подтекста. 6.Составление диафильма. 7.Мини-сочинения с целью анализа и поступка героя. |
3-4 классы. | Обучающийся учится находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием. | 1.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 2.Чтение с последующим инсценированием. 3.Чтение текста голосом героя 4.Чтение и пересказ от лица героя. 5.Чтениес сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. 6.Чтение и дописывание предложений словами из текста. |
Одним из важных навыков функциональной грамотности младших школьников является орфографическая грамотность. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Этапы работы по развитию орфографической зоркости.
Этап | Необходимые умения | Виды работ |
1 | Определение в слове ударения, правильное обозначение на письме ударных звуков. | 1.Поставь ударение в словах . Выдели голосом ударный звук( позови слово, произнеси слово с вопросительной интонацией). 2.В каком слове ударение на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем слоге? (Речка, ласточка, колесо, ножницы, стол, карандаш , атлас, ирис, грамота, машина, молоко, учебник) . 3.Произнеси ударный слог громче. 4. Собери картинки, прочитай слова, поставь ударение ( работа в парах). |
2 | Отработка умений оценки гласных звуков (сильная, слабая позиция) | 1. Игра « Ударение меняет смысл» Измени в слове ударение так, чтобы получилось новое слово (Замок, хлопок, полки, гвоздики, стрелки, мелки, мука, стоит ), запиши слова парами, объясни значение слов. 2. Раздели слова на 3 группы ( 1-ударение на первом слоге, 2-ударение на втором слоге, 3- на третьем слоге). Орфографическое проговаривание ( произносим слово так как оно пишется) |
3 | Запись слов с пропусками букв в слабой позиции. | Письмо с пропуском орфограмм. Графическое выделение орфограмм при выполнении всех письменных работ. Применение перфокарт. |
4 | Отработка умений определять какой звук указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами, при том же звучании, знакомство с орфограммой. | В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слоге произносится звук [й]? (Клюют, пьёт, юг, чайник, моя, синий) Расставь ударение обозначь орфограммы в словах. Упражнение : Деформированный текст ( Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки . Пер…я на их гру…ках окрасились в цвет зари. Забл…стели на лист…ях капли р…сы.) |
5 | Восприятие орфограмм на слух. | Комментированное письмо. Письмо с проговариванием ( сначала учитель, потом сильные ученики, потом включаются в работу средние и слабые). Словарный диктант, зрительно – слуховой диктант ( сначала ученики вчитываются в текст всматриваются в орфограммы , затем текст закрывается и учитель диктует текст), диктант с постукиванием ( при произнесении слова с орфограммой – постукивание ручкой по столу) |
6 | Выбор правильного варианта из имеющегося набора. | Найди слово с неверным ударением. Поставь ударение правильно ( Баловать, досуг, жалюзи, банты, хвоя, торты, творог, завидно, дефис, водопровод), проверь себя по орфоэпическому словарю. Самодиктант (текст зрительно воспринимается детьми, ученики объясняют условия выбора буквы, потом диктуют себе текст по памяти , а потом сверяют с образцом). |
Работа с текстами осуществляется не только на занятиях гуманитарного цикла, а также естественно – математического цикла и во внеурочной деятельности. Она осуществляется обучающимся постоянно, когда ребенку приходится воспринимать тот или иной текст. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, обучение направлено не на сбор и запоминание информации, а на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
« Нужно чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Список литературы :
Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. 2003. №7.
Данилова Н. К. Комплексный анализ художественного текста: учебно-методическое пособие / Данилова Н. К., Щукина Н. Е.; Авт. образовательное учреждение высш. проф. образования Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург: Астерион, 2015
Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: правила и упражнения / Н.С. Валгина. М., 1970.
Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. М., 2007.
Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. - 2001. - №5. - с. 99 - 101.