Статья «Формирование функциональной грамотности обучающихся при работе с текстом»

3
0
Материал опубликован 18 May 2022

Учитель МБОУ «СШ № 6» города Смоленска

Климова Наталья Юрьевна





«Учителю принадлежит самая важная роль в формировании будущего страны.

Из всех профессий профессия учителя- самая благородная,

самая трудная и самая важная.»

Ш.А. Амонашвили.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения одной из приоритетных целей называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

С развитием новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Детям сложно понимать незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате — потеря интереса к процессу познания. 

Следовательно одной из приоритетных задач современной школы становится формирование у ребенка интереса к чтению, который подразумевает внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с текстом — то есть задавать правильные вопросы, пересказывать текст, составлять тесты на основе полученных знаний и жизненного опыта. Эти читательские умения являются  составляющими функциональной грамотности личности.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Рассмотрим составляющие функциональной грамотности : читательская грамотность , формирование которой провожу на уроках литературного чтения и орфографическую зоркость , формируемую на уроках русского языка.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.



Рассмотрим этапы формирования читательской грамотности в начальной школе.

Название этапа

Период реализации

Формируемые умения и навыки

Виды работ

Подготовительный

1 класс

Овладение техникой чтения, совершенствование навыка чтения, умение самостоятельно работать с книгой.

Для овладения техникой чтения на каждом уроке чтения 10-15 минут тренировочные упражнения из пяти последовательно выполняемых упражнений:

1.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

2.Чтение блоков слогов, слов, предложений.

3.Отработка дикции .

4.Развитие оперативной памяти( слуховые и зрительные диктанты, упр. «Фотограф», «Кто самый внимательный», чтение пирамидок слогов и слов)

5.Интонационная разминка.

Начальный

2 класс

Совершенствование читательской самостоятельности, формирование оптимальной скорости чтения

Виды заданий:

-ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание;

-подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом;

-нахождение в тексте предложений, соответствующих иллюстрациям;

-выявление основной мысли с помощью учителя и самостоятельно.

Основной

3 класс

Формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой читательский материал для расширения кругозора и пополнения своих знаний, формирование умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации.

Технологии продуктивного чтения

До чтения текста ( просмотровое чтение) , предвосхищение текста . Применяется для создания мотива для чтения.

Во время чтения текста ( изучающее чтение , в том числе диалог с автором, вычитывание подтекста) Для последующей интерпретации текста.

После чтения текста( рефлексивное чтение).Для понимания авторского смысла и корректировки своей интерпретации.

Заключительный

4 класс

Формирование читательских предпочтений и интересов на основе полученных знаний о книгах и умения с ними работать, совершенствование умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации(словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях)

В устной или письменной форме сократить исходный текст ( план, тезисы, конспект)

Развернуто или кратко передать его содержание.

Создать оригинальный текст на основе текста источника (реферат).

Составление карты сравнения персонажей в таблице. ( работа в группах)

Прием интерактивного обучения «Феномен». В тексте м.б. выделены слова или понятия. Ученики, читая, текст, обращают на них внимание, фиксируют в сознании. Затем обращаются к словарям или справочникам для разъяснения значения.



Этапы работы над текстом в начальной школе.

Период обучения

Умения обучающихся

Виды упражнений

1 класс.

Обучающийся учится читать и понимать смысл прочитанного текста.

Фантазирование с опорой на иллюстрацию; придумай продолжение рассказа.

Выборочное чтение

Восстановление текста по фрагментам

Определение авторского замысла, идеи произведения.

Составление кроссвордов по тексту.

Проведение викторин по произведениям.

Составление ребусов, загадок.

Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.

2 класс.

Обучающийся учится работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.


1.Чтение произведения и определение его жанра.

2. Чтение и пометка непонятных слов.

3.Чтение и рисование рисунка к прочитанному, рисование обложки к рассказу, сказке.

4.Чтение по ролям.

5.Вычитывание подтекста.

6.Составление диафильма.

7.Мини-сочинения с целью анализа и поступка героя.

3-4 классы.

Обучающийся учится находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.


1.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

2.Чтение с последующим инсценированием.

3.Чтение текста голосом героя

4.Чтение и пересказ от лица героя.

5.Чтениес сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

6.Чтение и дописывание предложений словами из текста.



Одним из важных навыков функциональной грамотности младших школьников является орфографическая грамотность. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.





Этапы работы по развитию орфографической зоркости.

Этап

Необходимые умения

Виды работ

1

Определение в слове ударения, правильное обозначение на письме ударных звуков.

1.Поставь ударение в словах . Выдели голосом ударный звук( позови слово, произнеси слово с вопросительной интонацией).

2.В каком слове ударение на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем слоге? (Речка, ласточка, колесо, ножницы, стол, карандаш , атлас, ирис, грамота, машина, молоко, учебник) .

3.Произнеси ударный слог громче.

4. Собери картинки, прочитай слова, поставь ударение ( работа в парах).


2

Отработка умений оценки гласных звуков (сильная, слабая позиция)

1. Игра « Ударение меняет смысл» Измени в слове ударение так, чтобы получилось новое слово (Замок, хлопок, полки, гвоздики, стрелки, мелки, мука, стоит ), запиши слова парами, объясни значение слов.

2. Раздели слова на 3 группы ( 1-ударение на первом слоге, 2-ударение на втором слоге, 3- на третьем слоге).

Орфографическое проговаривание ( произносим слово так как оно пишется)

3

Запись слов с пропусками букв в слабой позиции.

Письмо с пропуском орфограмм.

Графическое выделение орфограмм при выполнении всех письменных работ. Применение перфокарт.

4

Отработка умений определять какой звук указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами, при том же звучании, знакомство с орфограммой.

В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слоге произносится звук [й]? (Клюют, пьёт, юг, чайник, моя, синий)

Расставь ударение обозначь орфограммы в словах.

Упражнение : Деформированный текст ( Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма   укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки . Пер…я на их гру…ках  окрасились в цвет зари. Забл…стели  на лист…ях капли р…сы.) 

5

Восприятие орфограмм на слух.

Комментированное письмо. Письмо с проговариванием ( сначала учитель, потом сильные ученики, потом включаются в работу средние и слабые). Словарный диктант, зрительно – слуховой диктант ( сначала ученики вчитываются в текст всматриваются в орфограммы , затем текст закрывается и учитель диктует текст), диктант с постукиванием ( при произнесении слова с орфограммой – постукивание ручкой по столу)

6

Выбор правильного варианта из имеющегося набора.

Найди слово с неверным ударением. Поставь ударение правильно ( Баловать, досуг, жалюзи, банты, хвоя, торты, творог, завидно, дефис, водопровод), проверь себя по орфоэпическому словарю.

Самодиктант (текст зрительно воспринимается детьми, ученики объясняют условия выбора буквы, потом диктуют себе текст по памяти , а потом сверяют с образцом).


Работа с текстами осуществляется не только на занятиях гуманитарного цикла, а также естественно – математического цикла и во внеурочной деятельности. Она осуществляется обучающимся постоянно, когда ребенку приходится воспринимать тот или иной текст. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, обучение направлено не на сбор и запоминание информации, а на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.



« Нужно чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,

а учитель руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал»

К.Д. Ушинский


Список литературы :


 Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. 2003. №7.

Данилова Н. К. Комплексный анализ художественного текста: учебно-методическое пособие / Данилова Н. К., Щукина Н. Е.; Авт. образовательное учреждение высш. проф. образования Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург: Астерион, 2015

Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: правила и упражнения / Н.С. Валгина. М., 1970.

Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. М., 2007.

Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. - 2001. - №5. - с. 99 - 101.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации