Статья «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках геометрии»
Автор: Кузьмина Виктория Юрьевна, учитель математики ЧУОО "Екатерининский лицей Химки"
Тема: Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках геометрии.
Аннотация: в статье рассмотрена проблема формирования функциональной грамотности на уроках математики. Сформулированы определение функциональной грамотности и основные умения, которыми должен владеть выпускник школы. А также приведены примеры нескольких задач, направленных на формирование навыков функциональной грамотности у школьников.
Ключевые слова: Функциональная грамотность, практико-ориентированные задачи, читательская грамотность, финансовая грамотность, логическая грамотность, геометрия.
В последнее время мы замечаем, что успех человека зависит вовсе не от количества пятерок в аттестате, а от навыка работать в команде, способности формулировать неординарные идеи, а также умения анализировать полученную информацию и применять ее в различных сферах жизнедеятельности. Именно поэтому сегодня в современных школах все чаще возникает необходимость формировать у обучающихся функциональную грамотность. На самом деле, это не новый термин в сфере образования. Ведь под функциональной грамотностью мы понимаем способность человека применять полученные на протяжении всей жизни знания в различных областях. Об этом нам говорит и требование Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования [1]. Поэтому основной задачей педагога является не просто дать предметные знания на высоком уровне, но и научить каждого ребенка применять эти знания в реальной жизни.
На сегодняшний день учителя математики все чаще вводят в учебный курс задачи практико-ориентированного содержания. И это совершенно не случайно. Во-первых, такие задачи повышают мотивацию школьников к обучению, что крайне важно в последнее время. А во-вторых, такие задачи как раз и формируют навыки функциональной грамотности.
В связи с изменением требований к выпускникам экзаменационные задания также потерпели определенные изменения в течение последних нескольких лет. На сегодняшний день в ОГЭ по математике включен блок практико-ориентированных задач (1-5 задачи экзамена). Поэтому перед каждым учителем стоит цель – сформировать к 9 классу навыки критического мышления. Но к сожалению, учебники математики пока не предлагают большого количества практико-ориентированных задач, поэтому педагогам приходится прибегать к другим источникам.
Что же все-таки требует от нас такое понятие, как «функциональная грамотность»? «Функциональная грамотность» в области математики обязывает ученика владеть следующими умениями:
- определять и решать проблемы, появляющиеся в жизни, с помощью математических средств;
- анализировать и подтверждать использованные методы решения с помощью математической теории;
- объяснять полученные результаты в зависимости от исходной цели [2].
И для того, чтобы сформировать эти умения нужно научить выполнять определенные задания. Навыки функциональной грамотности можно разделить на несколько групп:
- формирование читательской грамотности или навыки смыслового чтения;
- формирование финансовой грамотности;
- формирование логической грамотности;
Все эти навыки можно сформировать на уроках геометрии с помощью определенных упражнений [3].
Формирование читательской грамотности.
Одна из основных и самых сложных задач в математике — чтение сложных текстов, из которых не всегда очевидно, что именно требуется в задании. К сожалению, этой проблеме уделяется мало внимания, особенно в старших классах. Статистика проведения ГИА говорит о том, что даже в очень простых заданиях учащиеся допускают глупые ошибки, неправильно читая условия и находя ответ не на тот вопрос, который предлагался в задаче. Рассмотрим некоторые из них.
Задание. Заполните таблицу, в соответствие с планом расположения населенных пунктов.
Объект |
г. Гранюк |
д. Астрелка |
хутор Южный |
г. Гусевск |
Цифры |
|
|
|
|
Максим с товарищами запланировал поход на 10 дней. Заранее они разработали схему пешего похода, он изображен на плане. Они собираются на велосипедах поехать от города Гранюк до базы отдыха, обозначенного на рисунке цифрой 7, за 3 дня, где расположиться с палатками и отдыхать у реки. Товарищи планируют выдвинуться рано утром и в первый день добраться до хутора Южный, где живёт дедушка Максима. Там есть озеро, в котором можно купаться и ловить рыбу, что они планируют заниматься до вечера. На второй день друзья собираются доехать до посёлка Быково и переночевать там в гостинице. На следующий день они собираются проехать 24 км до города Гусевск вдоль заповедника и переночевать в одном из мини-отелей. Заповедник отмечен на карте цифрой 8. Из Гусевска в посёлок Домарку, где расположена база отдыха, можно доехать напрямую или через деревню Астрелка. Прямой путь короче, но там в эти дни ремонтируют дорогу, поэтому непонятно, где можно будет проехать быстрее [5].
Формирование финансовой грамотности.
Задание 1. Алексей купил дачу и решил переделать на нем баню. Размеры бани планируются быть такими: длина 5,5 м, ширина 4,5 м, высота 3 м. Для обогрева парилки можно купить электрическую или дровяную печь. В таблице показаны характеристики трёх печей.
№ печи |
Тип печи |
Объем печи |
Стоимость |
1 |
Дровяная |
50-70 |
22 000 |
2 |
Дровяная |
60-74,5 |
35 500 |
3 |
Электрическая |
55-75 |
29 000 |
Для установки дровяной печи дополнительных затрат не потребуется. Установка электрической печи потребует подведения специального кабеля, что обойдётся в 7200 руб. Определите, какая печь обойдется хозяину участка дешевле [4].
Формирование логической грамотности.
Задание: Участок под строительство дома имеет прямоугольную форму, со сторонами 40м и 20м. На участке планируется построить прямоугольный дом, стороны которой 9 м и 8 м соответственно. Остальную часть участка планируется засеять газонной травой. Определите сколько квадратных метров нужно засеять травой. [5].
Если мы посмотрим на задачи, мы увидим, что в каждой из них нам необходимы те или иные знания из геометрии, но в то же время задача ориентирована на практическое применение в жизни. Чаще всего, одна и та же задача может формировать несколько типов функциональной грамотности. Поэтому для экономии времени на уроке можно подобрать одну задачу и качественно ее проработать.
Сегодня общество претерпевает колоссальные изменения в связи с активной информатизацией. Поэтому умение быстро найти другой способ решения жизненной задачи актуален для каждого человека. А значит, основной целью педагогов является изменение методов и средств обучения. На самом деле это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Главное, что таким образом мы научим школьников полноценно функционировать в современном обществе.
Список использованной литературы
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной интуиции. М.: Прогресс, 2017.
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.
https://sdamgia.ru/ СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
https://fipi.ru. Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.