Групповые тренинги - путь к познанию себя и окружающих
Всероссийский конкурс педагогических статей
«Психологический климат в классе. Трудные дети».
Групповые тренинги – путь к познанию себя и окружающих.
Эмрих Елена Юрьевна, преподаватель
ЧПОУ Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права.
Психологи отмечают, что люди, которые часто испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, причем во взаимоотношениях не только личных, но и служебных, это те, кто в подростковом возрасте не имели друзей или испытывали трудности в общении. Также у таких людей наиболее часто встречаются неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям. Полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте является значимым для сохранения психического здоровья. Успеха добиваются те, кто умеет свободно общаться с окружающими. Конечно, не все подростки стремятся к тому, чтобы быть популярными в среде сверстников. Многим вполне достаточно иметь несколько хороших друзей. Что же касается «трудных» подростков, характерной особенностью их поведения наряду с непослушанием, отсутствием мотивации к труду и учебе, асоциальным поведением, является замкнутость. Определенные особенности эмоционального реагирования, характерологические черты подростка препятствуют установлению продуктивных отношений.
Работа с такими трудновоспитуемыми подростками направлена на восстановление гармоничных внутрисемейных, внутришкольных отношений, формирование положительной самооценки, вовлечение в интересное дело, позволяющее реализовать сильные стороны. Основные методы - поведенческая психотерапия, семейное консультирование, индивидуализация обучения. Элементами комплексного подхода являются:
Семейная психотерапия. На сеансах обсуждаются особенности течения возрастного кризиса, практикуемые стили воспитания, их эффективность. Апробируются способы взаимодействия через поиск «точек соприкосновения», техники разрешения конфликтов и составления «договоров».
Коррекция педагогического процесса. Учителя индивидуализируют процесс обучения, корректируют воспитательные методы с учетом особенностей трудного подростка. Усилия педагогов направлены на повышение учебной успеваемости и социальной активности.
Групповые тренинги. Подростки учатся контактировать друг с другом, выстраивать отношения, выступать субъектом коммуникации, определяя ее направленность и содержание. В ходе игр, упражнений, творческих заданий отрабатываются навыки общения, сотрудничества, принятия и формулирования критических замечаний, разрешения споров.
Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Важно определить место, которое подросток занимает в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины. Для определения места подростка в коллективе можно предложить следующий вид групповой работы.
Это тренинг «Карета». В чем же его суть? Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением участников группы: кто организовывает работу, к кому прислушиваются, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности, умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими;
сиденья – это люди спокойные, не импульсивные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
лошади – это люди, готовые взять на себя любую тяжелую работу;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой;
слуга, который открывает дверь или едет сзади кареты – такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят или не умеют их проявлять, готовы к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, участники садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Следующий тренинг направлен на взаимодействие участников группы.
Тренинг «Консилиум».
Участники садятся в круг и слушают следующую легенду: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать». На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:
ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от рака.
мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей.
беременная девушка 18 лет, больная СПИДом.
мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры.
парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка.
женщина 35 лет — мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.
Затем участникам дается время на обсуждение (в зависимости от числа участников и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его. В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению, какого человека больше доверяли, почему и т.д. Общее время на обсуждение: 15-20 минут. Примечание: ведущий во время обсуждения внимательно наблюдает за участниками и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.
Развитию творческого мышления и объединению коллектива способствует групповая творческая работа. Совместное творчество — путь к познанию друг друга и себя. Достижение общих целей и формирование творческих идей улучшает взаимоотношения в коллективе, усиливает мотивацию к совместной деятельности. Есть несколько вариантов для творческого мероприятия. Это музыкальный концерт с караоке, театральная постановка, конкурс танцев, различные упражнения и тренинги.
Упражнение «Перекинь мяч».
Цели: вербальное и невербальное общение, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена.
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Сплочение коллектива подростков является важным фактором социализации члена общества. Психологические тренинги на сплочение коллектива помогают развить навыки лидерства и командный дух, хорошую память, которая даст возможность ориентироваться в потоке информации и обращаться к ней для принятия правильных решений. Особенно важно развить эти навыки в «сложном» подростке, направить его, скорректировать его поведение, ведь он нуждается в помощи коллектива сверстников и взрослых.
"По отдельности мы - капли, вместе мы - океан". Р. Саторо.
Источники:
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 448 с.: ил. – (Мастера психологии).
Перфильев, М. Что такое дети, трудные в воспитательном отношении? / М. Перфильев. – Москва // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учебное пособие / сост. Л. В. Мардахаев. – Москва: Академия, 2003. – С. 338-353. – (Высшее профессиональное образование. Социальная работа).
Чередниченко, В. И. Трудные дети и трудные взрослые: книга для учителя / В. И. Чередниченко. – Москва: Просвещение, 1991. – 192 с.