Статья «Использование ИКТ на уроке литературы по теме: Эпоха сталинских репрессий»

2
0
Материал опубликован 27 March 2022

Переход на дистанционное обучение, с одной стороны, потребовал от преподавателей самосовершенствования в области ИКТ. Конечно, использование компьютеров, электронных досок и проекторов являлось обязательным условием современного образовательного процесса уже давно. Например, в региональных школах компьютеризация началась уже в 10-х годах. Однако она не имела массовый характер, прибегали к использованию технических средств лишь отдельные педагоги, в основном молодые.

В 2022 году я сама стала преподавателем техникума. К сожалению, он не оснащён на должном уровнем техническими средствами, и в кабинете русского языка и литературы не было ни компьютера, ни проектора. Хотя в 21 веке обсуждать литературу отдельно от других видов искусств - музыки, живописи, иллюстрации, кинематографа –  уже менее занимательно для учащихся. Переход на “дистант” предоставил возможность наконец обратиться к ним.

Тема, выпавшая на время дистанта: сталинская эпоха репрессий. Для изучения со студентами второго курса (программа 11 класса старшей школы) я взяла произведения современных писателей: роман «Авиатор» Е.Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной и «Сахарный ребёнок» О. Громовой.

Во-первых, работу по изучению романов я вела с использованием гугл-таблиц. Для каждой группы я создала отдельную папку на своём гугл-диске. Каждый ученик создал для себя документ с таблицей, в которую и вносил результаты работы. Таблица выглядела следующим образом: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1FEK9FxEvQgOx8i_gc4nzhS7EekGsB7ZTEkvYqzNTdRU/edit?usp=sharing . 

В процессе чтения и обсуждения ученики самостоятельно заполняли пустые столбцы таблицы.

Проверять такие работы учителю удобно: не нужно разбирать часто непонятный почерк, акроме того можно легко и быстро проверить работу на оригинальность, скопировав текст.

Для работы по каждому произведению учащиеся получали дополнительные задания. Во время обсуждения романа «Авиатор2» учащимся было предложено самостоятельно ознакомиться со статьёй о Соловецком монастыре (https://sever.foma.ru/soloveckij-konclager-kak-svjatye-ostrova-na-gody-prevratili-v-adskie/ ). Использование статей официальных сайтов помогает, во-первых, познакомить учащихся со стоящими и имеющими вес источниками, к которым можно обращаться в поиске информации. Во-вторых, статья снабжена архивными фотографиями, комментариями историков, ссылками на источники, что делает её изучение увлекательнее.

Для анализа романа «Зулейха открывает глаза» учащимся было предложено посмотреть фрагменты видео: сериала 2020 года «Зулейха открывает глаза» режиссёра Егора Анашкина. Смотрели серию 3 с 19 по 35 минуту - эпизод крушения баржи с заключёнными (https://smotrim.ru/video/2015111 ). Благодаря кинематографу учащиеся нагляднее представили себе масштаб катастрофы. Кроме того, появилась возможность поговорить о понятии интерпретации текста, о том, что важно было для писателя, что для режиссёра, а что для самих учащихся.

При анализе «Сахарного ребёнка» благодаря средствам ИКТ появилась возможность обсудить иллюстрации и поговорить об их важности в создании образов романа. Исследовали иллюстрацию Марии Пастернак (https://makingbook.ru/wp-content/uploads/saharnyj-rebenok-glavnye-geroi.jpg ) для сопоставления с главами, в которых говорится о нахождении Стеллы и мамы в лагере.

Так как для анализа я взяла современные тексты, то купить их всем не представляется возможным в экономическом плане, а в библиотеке они отсутствуют. Использование ИКТ помогло познакомиться с отрывками в цифровом формате, уже привычном всем школьникам.

Таким образом, обращение к ИКТ во время дистанционного обучения сделало процесс изучения нового материала интереснее для учащихся. Работы с разными видами информации (текстом, видео, аудио) помогли разнообразить этапы деятельности школьников, а обращение к электронным таблицам систематизировало их деятельность и облегчило работу учителя.

Комментарии
Комментариев пока нет.