12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Соловьева Яна Сергеевна312 Учитель русского языка и литературы Россия, Брянская обл., Брянск |
Статья "Использование ИКТ на уроке литературы по теме "Эпоха сталинских репрессий"
Переход на дистанционное обучение, с одной стороны, потребовал от преподавателей самосовершенствования в области ИКТ. Конечно, использование компьютеров, электронных досок и проекторов являлось обязательным условием современного образовательного процесса уже давно. Например, в региональных школах компьютеризация началась уже в 10-х годах. Однако она не имела массовый характер, прибегали к использованию технических средств лишь отдельные педагоги, в основном молодые.
В 2022 году я сама стала преподавателем техникума. К сожалению, он не оснащён на должном уровнем техническими средствами, и в кабинете русского языка и литературы не было ни компьютера, ни проектора. Хотя в 21 веке обсуждать литературу отдельно от других видов искусств - музыки, живописи, иллюстрации, кинематографа – уже менее занимательно для учащихся. Переход на “дистант” предоставил возможность наконец обратиться к ним.
Тема, выпавшая на время дистанта: сталинская эпоха репрессий. Для изучения со студентами второго курса (программа 11 класса старшей школы) я взяла произведения современных писателей: роман «Авиатор» Е.Водолазкина, «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной и «Сахарный ребёнок» О. Громовой.
Во-первых, работу по изучению романов я вела с использованием гугл-таблиц. Для каждой группы я создала отдельную папку на своём гугл-диске. Каждый ученик создал для себя документ с таблицей, в которую и вносил результаты работы. Таблица выглядела следующим образом:
В процессе чтения и обсуждения ученики самостоятельно заполняли пустые столбцы таблицы.
Проверять такие работы учителю удобно: не нужно разбирать часто непонятный почерк, акроме того можно легко и быстро проверить работу на оригинальность, скопировав текст.
Для работы по каждому произведению учащиеся получали дополнительные задания. Во время обсуждения романа «Авиатор2» учащимся было предложено самостоятельно ознакомиться со статьёй о Соловецком монастыре (
Для анализа романа «Зулейха открывает глаза» учащимся было предложено посмотреть фрагменты видео: сериала 2020 года «Зулейха открывает глаза» режиссёра Егора Анашкина. Смотрели серию 3 с 19 по 35 минуту - эпизод крушения баржи с заключёнными (
При анализе «Сахарного ребёнка» благодаря средствам ИКТ появилась возможность обсудить иллюстрации и поговорить об их важности в создании образов романа. Исследовали иллюстрацию Марии Пастернак (
Так как для анализа я взяла современные тексты, то купить их всем не представляется возможным в экономическом плане, а в библиотеке они отсутствуют. Использование ИКТ помогло познакомиться с отрывками в цифровом формате, уже привычном всем школьникам.
Таким образом, обращение к ИКТ во время дистанционного обучения сделало процесс изучения нового материала интереснее для учащихся. Работы с разными видами информации (текстом, видео, аудио) помогли разнообразить этапы деятельности школьников, а обращение к электронным таблицам систематизировало их деятельность и облегчило работу учителя.