12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ахматчина Надежда Георгиевна54
Россия, Ивановская обл., Тейково
2

Статья "Использовании компьютерных технологий на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе" Автор - Ахматчина Надежда Георгиевна, учитель ОГКОУ "Тейковская коррекционная школа-интернат"

Использовании компьютерных технологий

на уроках профессионально-трудового обучения

в коррекционной школе

Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении такого предмета, как профессионально-трудовое обучение. Общеизвестно, что преподавание этой дисциплины невозможно без наглядных средств обучения. Обучение труду требует широкого использования таких пособий, как коллекции, технологические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, журналов, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.

Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (технологические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы).

Компактность хранения информации позволяет разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач.

Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, карты-схемы, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.

Мультимедийные учебные комплексы, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся.

Возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций). Мультимедийная учебная презентация - электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Для создания таких пособий могут использоваться следующие электронные программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др.

Прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации желательно:

определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;

разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;

отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;

продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта, выделение специальной технологической терминологии и основных моментов и т. п.);

заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичным и выразительным);

определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;

продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации; тексты, иллюстрации, чертежи, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию.

Использование крупных, красочных изображений, чертежей, фрагментов учебных кино­ видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых технологических процессах и изготавливаемых на уроках изделиях.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с анализом наглядного образца изделия, с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений в тетрадях, образцами поузловой обработки.

Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.

Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с детьми основные технологические понятия (развитие понятийного аппарата) и словарные слова.

Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас.

При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.

Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок (в том числе и устных) и т.п.

Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.

Наш опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках профессионально-трудового обучения целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

познакомить учащихся с новыми изделиями, технологическими процессами;

показать школьникам технологические процессы и приемы работы;

продемонстрировать очень медленно по детально выполнение того или иного приема;

организовать тестовую проверку;

провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)

Использование компьютерных технологий в коррекционной школе позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания предмета, организации и проведения внеклассных мероприятий, а также способствует росту профессионализма и самообразованию учителей.

Я постоянно веду большую работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Почти каждый урок провожу с применением ИКТ. Для подготовки уроков и выступлений активно использую ресурсы сети Интернет.

Отрадно отметить, что в связи с появлением и использованием в кабинете швейного дела компьютерных технологий повысился интерес к этому профилю обучения. Улучшилось качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. У учащихся пробудилась любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу. Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом можно реально показать только с использованием компьютера.

Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиа-презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов). Бесспорно, что это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала. Результаты экзаменационных работ девочек по швейному делу лучшее тому доказательство.

​​​​​​​Я веду большую работу по созданию, накоплению и систематизации дидактического материала к урокам, создаю презентационное сопровождение ко всем темам и урокам по швейному делу и внеклассным мероприятиям.

ИКТ служит подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.