Системный подход к созданию условий социализации учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках профессионально-трудового обучения

10
0
Материал опубликован 22 September 2016 в группе

Е.К. Паксянова
 

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1 VIII вида г. Саратова»

Социализация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ)– сложный процесс, одним из условий которого является правильное определение и прогнозирование профессиональных возможностей учащихся, основанное на глубоком и всестороннем изучении психофизических особенностей развития учащихся в период их обучения в коррекционной школе. Результаты такого изучения являются исходными для организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении данной категорий детей.

Анализируя содержательную сторону этого процесса, необходимо иметь четкое представление о следующем:

  • социализация – это личностный процесс, который необходимо рассматривать в связи с формирующейся и развивающейся личностью ученика, обладающего индивидуальными свойствами характера, достоинствами и недостатками, особенностями психики, обусловленными органическими нарушениями центральной нервной системы;
  • развитие структур, качеств личности, обеспечивающих успешность процесса социализации после окончания школы, детерминировано социальными условиями развития, функционирования, но в значительной степени обусловлено и влиянием биологической основы, особенностями ее нейрофизиологических и нейропсихических характеристик;
  • процесс социализации детей с ОВЗ должен опираться на систему социальных гарантий, обеспеченных законодательными актами государства и подкрепляемых морально-нравственными принципами общества;
  • социальное обеспечение процесса социализации должно осуществляться через систему многозначных преемственных связей в функционировании государственных и общественных структур.

Успешность работы школьного коллектива по созданию условий социализации во многом зависит от степени овладения школьниками профессией, обеспечивающей трудоустройство и успешность деятельности выпускников после окончания школы.

Принципиальными положениями организации работы школы по социальной и профессиональной подготовке школьников с нарушенным интеллектом, являющимся условием их социализацией, могут служить следующие:

а) возможно более точный учет социальных условий, в которых происходит развитие, воспитание ребенка;

б) всестороннее изучение особенностей аномального ребенка, выявление не только нарушенных, но и сохранных личностных и деятельных образований для разработки направлений и средств коррекционной и развивающей работы;

в) определение конкретных, в каждом случае, целей и задач дидактической и коррекционно-развивающей работы, создание индивидуальных программ развивающего обучения детей с ОВЗ, обеспечивающих достижение основной цели социализации в социокультурной среде;

г) включение каждого учащегося с ОВЗ в доступные для него виды профессиональной деятельности, обеспечение готовности к социальному взаимодействию, общению;

д) оказание индивидуальной поддержки и помощи в процессе обучения с целью достижения более высокого уровня профессиональной подготовленности учащихся, обеспечивающей интегративные процессы после окончания школы.

В настоящее время подготовка учащихся с ОВЗ к профессиональной деятельности в трудовых коллективах является крайне актуальной проблемой, что связано, в первую очередь, с повышением уровня сложности технологии производства и, соответственно, повышением требований к профессиональным умениям в условиях конкурса рабочих мест. Для решения проблемы социализации, профессиональной подготовки учащихся в условиях школьного обучения, необходимо поднять на более высокий уровень индивидуальный и дифференцированный подход при решении конкретных задач, учитывать возможности каждого конкретного ученика в овладении профессиональными знаниями и умениями.

Проводя учебные занятия в мастерских профессионального обучения, учитель обычно имеет представление об индивидуальных особенностях учебной деятельности и личности учащихся, но задача более полного их изучения, в большинстве случаев не решается. Л.В. Занков по этому поводу писал: «Для того, чтобы правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, очень важно раскрыть его положительные возможности, установить причины тех трудностей, которые возникают у учащегося в процессе овладения школьными знаниями и навыками, определить те недочеты в деятельности, на которые необходимо обратить особое внимание, а также своевременно отмечать те изменения в структуре личности ученика, которые наступают в процессе обучения и воспитания».

Таким образом, изучение индивидуальных особенностей школьника, их динамических характеристик в процессе обучения является важной задачей учителя, особенно в условиях коррекционного обучения.

Для достижения поставленных целей на уроках трудового обучения необходимо решение следующих задач:

  • обеспечение каждому учащемуся с ОВЗ такого уровня образования, развития профессиональных умений, который оказался бы достаточным для освоения простейших профессий, стал бы основой для самостоятельного решения познавательных задач, возникающих в процессе жизненного самоопределения, общения и деятельности в конкретном трудовом коллективе;
  • создание условий для формирования профессиональной направленности личности учащихся с ОВЗ без чего невозможно последующее самостоятельное профессиональное становление человека;
  • ознакомление каждого школьника с системой социальных и производственных отношений;
  • обеспечение каждому школьнику условий для реализации своих возможностей в общественно полезной и профессиональной деятельности, так как социализация становится реальным и естественным процессом лишь в том случае, если ребенок находится в условиях, способствующих раскрытию имеющихся у него возможностей.

В рамках перечисленных задач особое значение имеет диагностика и контроль за ходом развития профессиональных и личностных качеств учащихся, показатель которых лежат в основе стратегии и тактики обучения, организации индивидуального и дифференцированного подхода, прогнозирования возможного продвижения конкретного ученика в той или иной сфере деятельности. При организации такой диагностической работы необходимо подбирать такие методы изучения учащихся, которые давали бы объективную картину развития профессиональных и личностных качеств и обладали бы простотой в использовании и обработке.

Нами разработаны и используются на протяжении уже нескольких лет карты наблюдения за динамикой и качеством формирования профессиональных знаний и умений, личностных качеств учащихся в процессе обучения швейному делу. В карты наблюдения заложены показатели развития компонентов профессиональной деятельности и личности, которые могут оцениваться согласно их уровневых характеристик. Карта заполняется индивидуально на каждого ученика, начиная с пятого класса. Оценка показателей сформированности компонентов профессиональной деятельности производится по привычной для учителя пятибалльной системе, что позволяет проводить анализ динамики качественных характеристик развития знаний и умений на протяжении всех лет профессионального обучения (см. приложение). Данный способ наблюдения и контроля позволяет проводить более четкий анализ трудностей, которые испытывает учащийся при овладении знаниями и практическими умениями, и на этой основе разрабатывать индивидуальные программы развития профессиональных умений и качеств личности, организовывать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении профессии.

В начале обучения(5 класс) в диагностические карты заносятся показатели того уровня развития умений и навыков, которые ребенок приобрел в начальной школе. В соответствии с этими показателями проводятся мероприятия по коррекции тех или иных недостатков. Например, при нарушении мелкой моторики – используются специальные упражнения, развивающие мелкую моторику рук; при трудностях ориентирования в задании – специальные технологические пооперационные и инструкционные карты. В процессе обучения в конце полугодия в карту заносятся показатели по каждому обучающемуся. В конце учебного года на основе полученных данных в графу «Примечание» заносятся рекомендации и определяются дальнейшие направления работы с ребенком.

Применение карт сформированности профессиональных знаний и умений учащихся с ОВЗ в процессе трудового обучения позволяет четко отслеживать динамику формирования профессиональных и личностных качеств школьников, быстро реагировать на трудности, устранять пробелы в знаниях и практических умениях, выбирать адекватные индивидуальные средства, разрабатывать индивидуальные программы обучения и развития ученика, прогнозировать успешность усвоения детьми и подростками профессиональных знаний и умений, обеспечивая тем самым адаптивные возможности каждого, последующую интеграцию в рабочий коллектив.


 

Литература

1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Москва 1969 «Педагогика»

2. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003

3. Подласый И. П. Педагогика в 2-х т. Т.1. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

4. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. Москва, «Творческий Центр» 2005. приложение

 

КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Фамилия, имя, отчество

Уровень сформированности

Умение владеть швейными принадлежностями, сформированное в начальной школе

Общетрудовые умения и навыки

Умение самостоятельно организовывать свой труд, осуществлять самоконтроль

Наблюдательность, внимание на уроках швейного дела

Трудолюбие, исполнительность,

Умение довести начатое дело до конца

 

I – II ч.

III-IVч.

I-IIч.

III-IVч.

I-IIч.

III-IVч.

I-IIч.

III-IVч.

I-IIч.

III-IVч.

                     
                     

 

Уровень сформированности


 

Примечания

Производительность труда

Качество труда

Отношение к труду

Интерес к профессии

Готовность к профессиональному труду выпускников

I – II ч.

III-IVч.

I – II ч.

III-IVч.

I – II ч.

III-IVч.

I – II ч.

III-IVч.

I – II ч.

III-IVч.

                     
                     
Комментарии
Комментариев пока нет.