Статья «Педагогические чтения. Педагогические возможности в приобщении школьников к чтению»
Педагогические возможности в приобщении школьников к чтению.
Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря книге.
Ричард Бах
Существуют у каждого поколения вопросы, проблемы, которые требуют решения.
«Почему дети перестали читать?» - главный вопрос в наше время.
Точного ответа на этот вопрос нет. Технологический прогресс сейчас идет большими шагами. И это стало препятствием тому, чтобы читали книги дети. Родители не собирают домашнюю библиотеку, как раньше. Нужную информацию быстро можно получить из интернета.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самого себя и мир, это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу .
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.
Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1.Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.
2.Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но еще и критически отнестись к её содержанию наблюдается не всегда.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Усвоение навыков чтения для учащихся является важным условием обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Поэтому необходима систематическая и целенаправленная работа над формированием и развитием навыка чтения.
Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание.
Если не сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы,
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, который является фундаментом последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста . Оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается.
Существуют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению. Один называется методом целых слов, другой – фонологическим.
Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков (фонетике), ребенок накапливает достаточные знания, переходит к слогам, а потом и к целым словам.
В фонетическом подходе есть два направления:
Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков.
Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. Детей учим узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка. Анализируя знакомые слова, дети изучаются звуки, обозначаемые буквами.
Лингвистический метод. Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся.
Метод целых слов. Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.
Метод целого текста. Детям дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель - сделать процесс чтения приятным.
Метод Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения
Если у ребенка трудности в чтении, надо предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями.
Чтение строчек наоборот по буквам. Читается текст справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребенок не замечает ошибки.)
Чтение только второй половины слов. При чтении первая половина каждого слова игнорируется и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Помогает ребенку видеть конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа.
Чтение пунктирно написанных слов. Раздаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария, нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Надо читать только по нижним частям букв. Когда первая строчка прочитана, лист сдвигают вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, чтения не вслух, а про себя, а в случае неудачи задает внешние опоры по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтенное слово. Очень важно для формирования словесно-логической памяти.
Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Необходимо, чтобы эти слова в тексте встречались по нескольку раз. Отыскав слова, ребенок может подчеркнуть их или кружком обвести. Формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развивает словесную память.
Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв.
Пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, которые его определяют, например: Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.
Чтение текста через слово. Необходимо читать не как обычно, о перескакивая через каждое второе слово. Вносит разнообразие, оживление для ребенка в процесс чтения, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, усиливает произвольное внимание в процессе чтения, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.
Быстрое многократное произнесение предложений. Дается предложение ребенку или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее. С группой детей устраивают соревнования так: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Важно соблюдать четкость произнесения всех слов. Развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.
Другие виды работ при чтении для увеличения скорости чтения
1. Многократное чтение
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
2. Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую.
3. Буксир
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов), дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановке на каком-либо слове. Дети должны одновременно остановиться и указать последнее слово, которое может быть прочитано неправильно, близким по значению или грамматической форме.
4. Чтение под стук.
5. Чтение с отрывом взгляда (по сигналу посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а затем читать далее)
6. «Горочка». Чтение каждой строки медленно – быстро – медленно.
7. Чтение по диагонали. Чтение отдельных слов, словосочетаний по диагонали.
8. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.
9. Громко – тихо.
10. «Дежурная буква» – психологический настрой на начало урока и составление словосочетаний с предложенными прилагательными.
Тексты стихотворений для развития выразительности речи.
Точки зрения
Людмила Фадеева
С точки зрения Кота
Сын Котёнок – красота!
Шубка расписная!
Мордочка смешная!
Прямо на макушке
Мяконькие ушки!
Особенно сегодня важно вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в меняющемся постоянно обществе.
Урок литературного чтения - особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
Приобщение детей к чтению это– долгий процесс. Он начинается в раннем возрасте, когда только ребенок начинает говорить первые слова. Но в любом случае мы должны создавать условия, для того чтобы дети развивались, научились работать с текстом, добывать любую информацию из разных источников. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях – и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.
Библиографический список
Журова Л. Е. “Беседы с учителем. Методика обучения”. – М.: Вентана – Граф, 2002
Ковалёва Г. Е. “Как дети читают и понимают текст” М., “Народное образование” 2006, № 5, 71-76.
Лемяскина Н. А. “Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X межрегиональной научно-практической конференции.Ч.1”, под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011
В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011