Статья «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС. Развитие одарённости и интеллектуальных способностей у младших школьников через краеведческую проектно-исследовательскую деятельность»

1
0
Материал опубликован 10 February 2023

Статья «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС. Развитие одарённости и интеллектуальных способностей у младших школьников через краеведческую проектно-исследовательскую деятельность»

Современное общество требует мгновенных и творческих решений, умений приспосабливаться к новым условиям жизни. Государству нужен гражданин – патриот, самодостаточный, интеллигентный, умный, способный видеть проблему и креативно, нестандартно её решать.

Каждому из нас природа дает задатки особого рода- интеллектуальные или творческие, и, если эти задатки не развиваются, наступает регресс, т.е. "отмирание" задатков – таков механизм гибели любой одаренности: без развития она становится пустоцветом. Очень важно создать такие условия работы с одарённым ребёнком, чтобы обучающийся сам добывал знания, а не усваивал их в готовом виде, иначе мы можем разучить его думать самостоятельно, проявлять инициативу, креатив.

В истории нашей страны известны разные формы обучения одаренных детей, это и специальные классы и специализированные школы. Такие формы создание условий для развития одаренности у детей эффективны в городах. В сельской местности, немного другая реальность и необходимо искать другие формы работы с одаренными детьми.

Усовершенствование сельской школы нацеливает на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, его самостоятельности, познавательной активности, на эволюцию личностных качеств. Современный ученик должен быть организованным, способным самостоятельно добывать информацию, уметь общаться со сверстниками, быть любознательным, активно познавать мир, свой край, свою страну,беречь и передавать из поколения в поколение ценности наших предков.

Я, сельский преподаватель, в работе с творческими учениками, делаю упор на развитие одаренности, творческих и интеллектуальных способностей у младших школьников через краеведческую проектно-исследовательскую деятельность.

Передо мной стоят задачи:

Организовать условия для того, чтобы дети с желанием участвовали в краеведческой проектно-исследовательской деятельности.

Сформировать у обучающихся желание к самореализации, саморазвитию, самовоспитанию.

Создать в классе такие условия, чтобы дети с удовольствием шли в школу для общения и сотрудничества, чтобы учиться было в радость.

Поделиться своими знаниями, опытом работы на школьном и районном уровне.

 Реанимировать духовность традиций, обрядовродного района, края. Зафиксировать в сознании ученика такие понятия как Герой нашего времени, Герой ВОВ, Ветеран, Ребёнок войны, труженик села, защитник Родины, Малая Родина, святые реликвии нашего края.

         Не секрет, что на начальной ступени обучения строится фундамент личности ребёнка. Можно каждого ребёнка сравнить с чудесной сказочной птицей, которая дремлет, и задача учителя – разбудить птицу для полета, вооружив знаниями и умениями, помочь каждому ребёнку почувствовать свою уникальность – расправить крылья волшебной птицы через творчество. Научить не бояться задавать вопросы, добывать информацию, выдвигать гипотезы, анализировать собранные материалы, наблюдать, делать выводы, оценивать результаты своей работы.

Какое значение для ребенка имеет краеведческая проектно-исследовательская работа? Каждому ребёнку она даёт прежде всего почувствовать свою значимость, как личности, прививает интерес к прошлому своей Малой Родины, к её истокам, к её природе, памятным местам. Повышает интеллектуальный потенциал, любопытность, учить умению работать с различными литературными и информационными источниками, умению общаться с одноклассниками, обучающимися школы, сельскими жителями, даёт объективную возможность гордится родными местами и принимать участие в различных мероприятиях, акциях, проводимых жителями родного села, презентовать результаты своих краеведческих проектов на научных конференциях.

Исследовательская проектная деятельность учит малышей работать с печатными изданиями – добывать информации в библиотеке, что в наш век научного прогресса очень важно. Трудясь над краеведческими проектами в1и во 2 классах, обучающиеся нуждаются в поддержке и помощи, я корректирую х работу, помогаю советом. Дети собирают материал, и сообща мы решаем, как оформить проект, в какой форме, как можно творчески обыграть тему, чтобы заинтересовать исследованием других ребят, принести пользу для общества.

Так появились необычные проекты: «Энциклопедия одного слова», «Семейные ценности наших прадедов», «Спасите Маныч!», «Освобождение с. Дивного. Как это было», «Письмо ветерану».Ребята сами решают,что нужно для выбранного исследования: провести опрос или анкетирование, а может устроить эксперимент. Вместе оформляем материал, причем дети часто помогают друг другу: кто-то красиво рисует, кто-то умеет сочинять, кто-то обладает шикарным голосом и дикцией. Так в дружеской обстановке творческого, интеллектуального общения, рождаются наши шедевры. Затем каждый ребёнок выступает со своим проектом-исследованием на классном часе или уроке, или на школьной научно-практической конференции. А ещё у нас принято ходить в гости в другие классы и делиться с такими же увлеченными детьми добытой информацией, проводить презентацию проектов, вовлекать в исследовательскую деятельность других детей.

Хочу предложить вашему вниманию, интересные темы, которые дети освещали на ежегодной школьной научно-практической конференции: «Тайны и загадки озера Маныч», «Удивительные фразеологизмы нашего района», «Мой герой – прадедушка», «Фронтовое письмо», «Имена героев в названии улиц», «Птицы нашего края», «Заповедники нашего края», «Озеро Маныч – Гудило в опасности!», «Поэты Апанасенковского района», «Народные промыслы нашего района», «Зелёная аптека нашей местности» и т. д.

Опыт моей работы по краеведению приносит свои плоды. Ребята лучше усваивают научный материал, формируются условия для роста и процветания одаренности, расширения кругозора и творческих способностей, обучающиеся приобретают уникальный опыт.

С большим интересом ребята работали над проектом «Игры наших прабабушек». Мы с головой окунулись в прошлое наших бабушек и прабабушек, этот проект сблизил сразу несколько поколений, ведь мы научились не только играть в старинные игры, мы услышали много интересных историй, познакомились с обычаями и бытовыми условиями жизни семей в те нелёгкие годы, что тесно сблизило молодое и старшее поколения.

Особенно хочется отметить проектно-исследовательскую работу «Прошлое села Дивное», мы работали с документами из архива, использовали материалы сети Интернет, беседовали со старожилами села, собирали старинные фотографии. В результате проделанной работы учащиеся пришли к выводу: «Сердце Родины бьётся, пока есть сёла, пока в душах у людей живёт это замечательное чувство – любовь к Родине!»

В наше время научно-технического прогресса ощущается оскудение духовностинации, хочется возродить нравственность, гражданскую ответственность, патриота нашей страны, отчего края, родной Апанасенковской земли.

В этом году мы проводили классный конкурс на лучший краеведческий проект по теме: «Люблю тебя, мой край родной!» и решили его оформить в виде «Виртуальной экскурсии», чтобы можно было заинтересовать нашими достопримечательностями, нашим краем и ребят из других уголков нашей Родины. Лучший проект мы отправили на наш районный конкурс-выставку. Наш Кабалов Владимир занял первое место в районе, в возрастной категории 5-9 лет, за «Виртуальную экскурсию» на тему «Родной свой край люби и знай!». Это виртуальная экскурсия показывает красоту родного края. В ней рассказывается о нашей жемчужине – озере Маныч-Гудило, о происхождении озера, о его флоре и фауне. О том, как красив Маныч-Гудило в любое время года. Мы за активную жизненную позицию, основанную на любви к своей малой Родине, уважения к ее истории.

Работа с одаренными детьми – это сложный процесс, но результаты – очевидны и очень меня радуют. Это победы в краевых конкурсах и олимпиадах различного уровня, участие в разнообразных форумах, в региональных выставках и виртуальных экскурсиях, фестивалях и концертах.

Я считаю, что в каждом маленьком человечке скрыты большие возможности, большое яркое солнце одаренности, нужно просто уметь дать раскрыться ребёнку, дать возможность засветить всеми лучиками – интеллектом, талантом, добротой, творчеством… А самое главное, что мои выпускники чтят память предков, любят край своих отцов и матерей, уважают старших.

Таким образом, считаю, что моя система работы показала, что у обучающихся:

- Вырос уровень знаний, воспитанности, интеллекта.Мои дети чувствуют уверенность в своих силах и способностях, они приобретают уникальный опыт, невозможный при других формах обучения;

- У детей сформировались навыки конструктивной работы и исследовательские умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.

- Ребята готовы к сотрудничеству, сотворчеству и взаимодействию. Они получают навыки групповой работы, учатся работать с первоисточниками различной информации.

- Появился устойчивый познавательный интерес, который способствует развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, краеведческая проектно-исследовательская деятельность – это один из мощных инструментов по формированию творческих, интеллектуальных способностей младших школьников, развитие их одаренности.


Список литературы

1 Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2017 – 182 с

2КравейТ. Н. и др. Младшие школьники проводят исследование. – Журнал «Начальное образование»., №6, 2005 г.

3 Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младшихшкольников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации